Оригинал фото Аналогии ничего не доказывают, но бывают очень удачные аналогии. Такой аналогией является сравнение экономики с дорожным движением, которую приводит Пол Хейне в книге «Экономический образ мышления» (The Economic Way of Thinking. Paul Heyne. 1991).
Привожу цитату:
«Тысячи людей по утрам, около восьми часов, выходят из дому, садятся в свои автомобили и едут на работу. Они выбирают маршруты без предварительного согласования. Водительское мастерство их различно, не одинаково отношение к риску, не совпадают и представления о правилах вежливости. Когда это множество легковых автомобилей самых разнообразных форм и размеров вливается в сплетение магистралей, образующих своего рода кровеносную систему города, к ним присоединяется еще более разнородный поток, состоящий из грузовиков, автобусов, мотоциклов, такси. Все водители стремятся к различным целям, думая почти исключительно о собственных интересах, причем не из-за эгоизма, а просто потому, что им ничего не известно о целях друг друга. Каждый знает об остальных только то, что видит: местоположение, направление и скорость небольшой, и к тому же постоянно меняющейся группы транспортных средств в его непосредственном окружении. К этой информации он может добавить важное предположение, что другие водители желают избежать аварии столь же страстно, как и он сам. Ну и, разумеется, есть еще общие правила, которым, по-видимому, подчиняется каждый водитель: такие, как остановка на красный свет и соблюдение ограничений скорости. Вот, собственно, и все. Это похоже на описание инструкции по созданию хаоса. И должно было бы в итоге привести к грудам искореженного железа.
Вместо этого возникает хорошо скоординированный поток, настолько плавный, что, глядя на него с большой высоты, можно получить почти эстетическое наслаждение. Вот они, внизу - все эти автомобили, управляемые независимо друг от друга, моментально вклинивающиеся в образующиеся промежутки между машинами, держащиеся так тесно, и все же почти никогда не касаясь, пересекающие друг другу дорогу буквально за секунду или две до неприятного столкновения, ускоряющие движение, когда перед ними открывается свободное пространство, и замедляющие, когда оно закрывается.»
Аналогия показывает неизбежность действия объективных экономических законов. Например, самый распрекрасный спорткар, выехавший на красный сигнал светофора, скорее всего, будет сметен каким-нибудь потрепанным грузовиком доверху забитым щебенкой.
Однако крутой внедорожник, учитывая ловкость своего водителя, а также его финансовый и административный ресурс, может выехать на встречную полосу, что бы совершить обгон, получив тем самым конкурентное преимущество. Но вместе с тем возрастает и риск попадания в аварию, быть задержанным и т.д. Эти риски при реализации ухудшат экономическое состояние внедорожника и его владельца. Есть и моральные аспекты в виде чувства несправедливости возникающее у других водителей.
Проспект можно сравнить с определенной отраслью экономики. При возникновении пробок, ремонтов дороги и других проблем в движении автомобили пытаются перебраться на другие проспекты, что происходит всегда с потерей скорости.
Аналогия эта хороша тем, что она показывает принципиальную правильность решения. Если в экономике предпринимаются действия очевидно неадекватные с точки зрения дорожного движения, то специалисты-экономисты должны детально разобрать ситуацию. И обосновать принятие или отмену решения.
Если движение достаточно плотное, то при сужении дороги скорость падает не адекватно. Например, если вместо трех полос движения становится две полосы, то движение замедляется не в полтора раза. Оно практически останавливается по всем полосам. На основе этого наблюдения возникает подозрение, что и в экономике также происходит. Если ключевые показатели отдельного предприятия, отрасли или страны снижаются, как кажется, незначительно, например, на 1%, то другие показатели резко падают.
Мы все практически каждый день являемся участниками дорожного движения вне зависимости от того сидим за рулем или нет. Общественный транспорт можно сравнить, учитывая масштаб транспортного средства, с заводом, фабрикой или офисом, где пассажиры сидят и созерцают окружающую макроэкономическую ситуацию. В любом случае, аналогия у нас всегда перед глазами и можно наблюдать и делать выводы.
Оригинал фото Навигация:
Paradigm management recipe Управление парадигмами. Начало.