Построение диаграммы сети
Продолжение.
Начало.
Для описания и анализа социальной сети можно построить диаграмму сети, которая отражает как взаимоотношения между членами группы в организации, так и связи с группами в других организациях, участвующих в партнерстве. В качестве примера возьмем диаграмму изображенную на рисунке.
Подгруппы
Группы часто делятся на подгруппы в зависимости от местонахождения, рабочих функций, иерархии, стажа работы, возраста или пола их членов. В данном случае команда делится по функциональному признаку. Члены трех групп обмениваются между собой незначительным количеством информации. Кроме того, связи в отделах маркетинга и финансов немногочисленны, в то время как в производственном отделе, наоборот, их слишком много. Это может расцениваться по-разному. Возможно, производственники научились общаться так, что это идет на пользу всей команде. А может быть, они в такой степени доверяют друг другу, что это мешает их интеграции. Только детальное обсуждение может прояснить, что же в этом отделе происходит на самом деле.
Люди на периферии сети
Одни члены группы связаны с ней очень слабо, другие, вероятно, полностью изолированы, то есть являются членами сети, скорее в теории, чем на практике. В этой сети, например, никто не обращается за информацией к Антону, а Кирилл вообще выпал из общей картины. Диаграмма сети сама по себе ничего не говорит о ценности людей, как на периферии, так и в центре. Зачастую аутсайдеров редко привлекают к работе, а их интеграция крайне важна для повышения эффективности и продуктивности группы. Конечно, порой люди оказываются в изоляции, потому что у них нет социальных или иных навыков для этой работы. Выявив тех, кто находится на периферии, анализ позволяет предпринять дальнейшие действия по развитию сети.
Линии и стрелки
Каждая линия говорит о существовании связи между двумя людьми, стрелки указывают направление запроса на получение информации (входящие стрелки означают, что этот человек носитель информации, исходящие - то, что этот член команды обращается за информацией к остальным). Так, Елена поддерживает двусторонние отношения со всеми производственниками, но её контакты с отделами маркетинга и финансов крайне ограничены или отсутствуют вообще.
Люди в центре сети
Диаграммы сети показывают, кто из членов группы занимает в ней наиболее важное место. В этой команде на Петра полагаются девять человек. К нему обращаются не только коллеги по финансовому отделу, но и сотрудники отдела маркетинга и производственного отдела. Сам Петр не обращается к тем, кто работает в других отделах. Но диаграмма не может сказать нам, каков характер влияния Петра на группу. Если группа слишком зависит от него, он может оказаться «узким местом», замедляя поток информации и задерживая принятие решений. С другой стороны, такие сотрудники, как Петр, чаще играют положительную роль, не только предоставляя ценную информацию, но и сплачивая людей, поэтому эффективность группы может резко снизиться, если он уйдет из компании.
Таким образом, по диаграмме сети уже можно предположить какие сотрудники являются ключевыми и на основе этого выработать методы работы с ними. Работников, через которых проходят значительные потоки информации, с одной стороны необходимо удерживать, с другой постараться рассеять потоки по другим путям:
- формализовать знания, где возможно, и поместить их в автоматизированную систему для облегчения доступа;
- прикрепить сотрудника в качестве наставника к другим сотрудникам, организовать обучение или использовать другие методы способствующие передаче знаний от более нагруженного сотрудника к менее нагруженным.
Передача знаний от ключевых сотрудников уменьшит потери компании в случае ухода такого сотрудника и повысит качество работы обученных людей.
Далее будет рассмотрен анализ социальной сети.
Продолжение следует…
Навигация:
Управление парадигмами. Управление знаниями 2.1. Социальные сети.
Управление парадигмами. Управление знаниями 2.3. Социальные сети.
Управление парадигмами. Управление знаниями 1.0.
Paradigm management recipe