Mar 02, 2015 18:46
Вообще, Форд легко отделался. Судья даже не предписал ему прекратить производство, ограничившись суммой компенсации в 350000 долларов. Форд закусил удила. Дело принципа. Редакторы газет получили его телеграммы: "Мы будем бороться до конца".
Апелляционный суд назначил первое заседание на 22 ноября 1910 года. Коллегия состояла из Эмиля H. Лакомба, Генри Г. Уорда и Уолтера С. Нойеса. Последний был, в противоположность Хью, судьей по ряду громких патентных дел.
Гвоздь в крышку гроба ALAM забили даже не адвокаты Форда, а Фредерик Кудер, адвокат французской фирмы "Панар" (Panhard). Сначала он спросил у адвокатов ALAM, верно ли, что их доказательства в основном базируются на показаниях Клерка, видного английского специалиста по автомобилям. Дождавшись подтверждения, Кудер достал свежий, дополненный и исправленный двухтомник Клерка, и предложил глянуть, что тот пишет о Селдене. Почуяв неладное, адвокаты запротестовали, что книга не может быть доказательством по делу.
Но Нойес заинтересовался и предложил Кудеру продолжать. Тот и продолжил - в двухтомнике, посвященном бензиновым двигателям, о Селдене не сказано НИ-ЧЕ-ГО. То есть абсолютно. Что понятно - пока хитроумный Селден тянул кота за хвост со своей заявкой, развитие бензиновых двигателей базировалось на изобретениях Даймлера, Бенца, Панара, Левассёра.
Кудер беспощадно добивал Селдена. Если на него не ссылаются никакие научные работы, если о нем не упоминает ни один ученый, то какой же он, к черту, изобретатель? Почему Клерк пишет о двигателе Брайтона, как о тупиковой линии развития, если Селден его якобы положил в основу своего изобретения? И, основной вопрос, может ли суд по делу об открытии игнорировать мнение научного сообщества?
"Миф Селдена имеет такие важные элементы жизнеспособности, как деньги, рекламу, талант. Ему не хватает только лежащей в фундаменте истины, без которой любой миф в конце концов падет под огнем исторической критики."
9 января 1911 года судья Нойес зачитал единодушное мнение суда. Патент Селдена признавался юридически действительным... но только в отношении одной конкретной конструкции автомобиля, той самой таратайки. То есть, ни один автомобиль начала 20 века уже фактически под его действие не подпадал.
Форд был оправдан. Нойес, технически грамотный человек, счел нужным специально разъяснить, чем современные автомобили принципиально отличаются от автомобиля Селдена. Тогда, в 1879 году, Селден использовал в автомобиле двухтактный двигатель на калильном зажигании. А сейчас, в 1911 (и в 1903), ответчик использовал четырехтактные карбюраторные двигатели.
"Он сделал неправильный выбор! Подсудимые ни морально, ни юридически ему ничем не обязаны." Если бы Селден взял за основу четырехтактный двигатель Отто, его патент бы распространялся на современные автомобили. А так - Форд и Панар оправданы, все издержки ложатся на истцов.
Далее произошла кульминация холуйства и лизоблюдства копирастов - Форда пригласили на банкет ALAM, где его ждал шквал аплодисментов и восторженных криков. C ассоциацией было фактически покончено - она держалась только и исключительно на поборах роялти. EVC, сделавшая в свое время ставку на патент Селдена, как мы помним, уже давно обанкротилась.
Селден держался на публике достойно, говоря, что до истечения срока патента осталось менее двух лет, так что у него, в общем, и так все получилось. По отзывам же близких, он был расстроен. Слава изобретателя автомобиля уходила от него навсегда. До конца своих дней он пытался изобрести новый тип автомобиля - но безуспешно. Момент был упущен.
Джордж Болдуин Селден скончался в Рочестере 17 января 1922 года, в возрасте 75 лет, сказав на смертном одре "Моральная победа за мной!".
Это была, конечно, наивная старческая иллюзия. Моральная победа была за Фордом - к этому моменту половина из десяти миллионов американских машин была его производства. Сам Форд отзывался о Селдене, как о порядочном старике, а процесс называл самой лучшей рекламой своих автомобилей.
Форда помнят все. Селдена не помнит почти никто, а если и вспоминают, то не как изобретателя автомобиля. Его заслуженно считают патентным троллем, и, совершенно незаслуженно, человеком, пытавшимся затормозить развитие автомобильной отрасли. Этого Селден совершенно точно не хотел - автомобили он любил искренне, просто хотел получить с них свой маленький куш. Что ж, ему удалось собрать несколько сот тысяч долларов. Стоила ли того вечная слава? Кто знает?
"- Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
- Ну... по крайней мере, он получит компенсацию." (с) "Костёр тщеславий"
США,
20 век