Ну что, продолжим разбираться с дыркой в "Союзе"?
Мы уже говорили об этом происшествии
тут,
тут,
тут и
тут. По второй и третьей ссылке мы там в камментах занимались трассологией. Трассология - это раздел криминалистики, изучающий следы. Следы орудия преступления в основном. Мы покумекали и решили, что скорее всего использовалась малогабаритная аккумуляторная дрель либо шуруповерт, само отверстие могло быть сделано как на Земле, так и в космосе, и наконец, картина постепенного нарастания потери давления была обусловлена процессом микроструктурного разрушения материала "затычки" в вакууме, причем сама затычка могла иметь вид как пленочный (самоклейка, скотч), так и пробочный (кусок герметика или силикона). Причем если пробка была сделана на земле - она пришла бы и вакуум-контроль герметичнсти, и выдержала бы взлет.
Сегодня мы займемся почерковедением. Почерковедение - это такой широкий раздел криминалистики, который занимается также исследованием следов. Однако если результатом трассологии является информация об орудии, то результатом почерковедения является информация о лице, которое этим орудием, соответственно, орудовало. Объект исследования один и тот же - результат разный, касающийся разных аспектов.
Нужно понимать, что ваш покорный слуга не криминалист (ну все мы тут не космические инженеры, верно?), и потому не столько пишет авторитетное заключение, сколько излагает свою собственную абсолютно личную точку зрения. Данная точка зрения абсолютно нейтральна как к российской, так и к американской стороне, ибо я украинец, в данный момент находящийся в Украине, и ни оттуда, ни отсюда не имею никаких заказов, поступлений, не имею никаких обязательств ни с одной из сторон - короче, "ёж птица гордая", значит...
Еще раз. Речь не идет о защите чьих-либо интересов, речь идет о логике, и о совершенно независимой позиции. Только факты, факты и логика.
Сейчас мы возьмем одно из этих фото и пронумеруем кое-что, для последующего объяснения. Вот:
Эта картинка будкт для нас путеводной звездой сегодня.
Для того, чтобы я мог обосновать свои некоторые мысли, нам потребуется обратить внимание на шпангоут. Что мы видим перед собой? А перед собой, дорогие мои, мы видим ни что иное, как
гнутый профиль. В сечении наш шпангоут подобен:
Только в стенках у него есть овальные отверстия. Посмотрите на фото дырки, видите изгиб профиля шпангоута? Во-о-о-о-т... Тепер посмотрите на схему:
На схеме стрелка, подписанная буквой R, указывает на изгиб. Этот изгиб имеет радиус. И самое интересное - если мы посмотрим на прилегание полки профиля к ровной поверхности, то плотный контакт начинается там, где радиус заканчивается. Вот один из камментариев к нашей трассологической экспертизе:
Итак, вопрос - что будет если в угол гнутого профиля (туда, где на схеме указывает стрелочка, идущая от большой буквы R) воткнуться сверлом, и так и сверлить? Ответ очевиден - ось отверстия выйдет не сквозь плоскость соприкосновения полки с поверхностью, а сквозь изгиб большого радиуса, к поверхности не прилегающий.
Поняли? Нет? Поясняю другими словами. Засверливание гнутого профиля в угол, приклеенного к плоской поверхности (корпусу корабля) полкой, приведет к образованию дырки с ТРЕМЯ выходами. Выход там, где вошло сверло, выход там, где оно вышло, и щель между ними, образованная выходом сверла из дуги большого радиуса перегиба профиля.
Чтобы герметизировать обычное сквозное отверстие, достаточно заклеить любой из выходов. Чтобы герметизировать отверстие с тремя выходами, надо заклеить внутренний выход (где сверло входило) и как-нибудь заткнуть промежуточный. Причем если бы у нас там угол был, это было бы решаемо, но у нас там радиус - а это значит, что просто запихать щель не получится, ибо запихивай, не запихивай, все равно останется тонюсенькая щелочка, через которую будет пусть и не так сильно - но сифонить.
Напомню, что после жесткой стыковки на станции Мир с кораблем Прогресс М-34, даже после устранения разрушений, все равно продолжалась утечка воздуха. Источник утечки не был обнаружен, и в конце концов станцию затопили. Так вот - радиус угла профиля дает щель с очень тонким сужением, заткнуть которую крайне сложно, разве что залить чем-то жидким и быстротвердеющим. Очевидно, настолько жидкого и быстротвердеющего, да еще и вакуумустойчивого, пока что в распоряжении космонавтов нет.
Немного отвлекаясь на тему заделки пробоин в космосе. Опасность утечки воздуха, которая всегда невосполнима, требует постоянного пополнения запасов на станции. В отличие от стравливания воздуха из шлюзовой камеры при выходе в космос, каковое стравливание идет через клапан, утечки происходят через отверстия и щели, конструктивно не предусмотренные, и возможно - нарушающие прочностные параметры корпуса станции. По этой причине для заделки пробоин должны и могут использоваться только специальные материалы. Мы писали, что эту дырку - ненадолго - можно было заткнуть и пальцем. Однако для нормальной заделки необходимо использовать специальные методы, гарантирующие герметичное прилегание, и даже прилипание намертво, а также препятствующие расширению щели (если речь идет о щели) либо разрыву корпуса (во всех случаях). С нашей дыркой даже произошла следующая история:
Между тем, данные манипуляции с герметиком едва не привели к ссоре между российскими и американскими членами центров управления полетами в Королеве и Хьюстоне. Командир станции, астронавт NASA Эндрю Фейстел заявил свой протест по поводу быстрого принятия решения о заделывании дыры с российской стороны. Американцы стали требовать у нас сертификаты использования нашего средства для герметизации. Доводы о том, что это средство уже давно проверено и даже испытано в реальных ситуациях, были, видимо, недостаточными. Ситуация же требовала быстрого принятия решения: в общей сложности станция потеряла около 40 кубометров атмосферного воздуха. Это не критично, чуть меньше 1/10 общего объема, но дальнейшее промедление могло бы привести к более серьезным последствиям.
В результате российский ЦУП, так и не договорившись с заокеанскими партнерами, все-таки дал команду своим космонавтам заделать все обнаруженные отверстия, через которые выходил воздух, посоветовав им действовать спокойно, «без фанатизма». Аргументы с нашей стороны были железными: «Союз МС-09» - российский спасательный корабль, который предназначен для спуска членов экипажа на Землю, и промедление с его ремонтом неразумно. По данным на 31 августа, свищ был полностью загерметизирован, и атмосфере станции ничто не угрожало. К счастью, после того как течь была устранена, успокоились, видимо, и американцы, поняв, что были неправы. Мдям...
Так вот. Заплаты бывают накладные, типа как лейкопластырь для ранки или заплата на камеру, и как в данном случае - объемные (специальный эпоксидный состав). Однако, если говорить о российской эпоксидке, следует сказать, что она также недостаточно жидкая, чтобы полностью перекрыть щель, образованную большим радиусом угла полки гнутого профиля и поверхностью корпуса корабля.
Помимо гнутых профилей, существуют и катаные угловые профили.
Они бывают очень разные и сложной формы, но нужно понимать, что большой радиус скругления угла у них может отсутствовать, и зачастую отсутствует. А может и не отсутствовать. Таким образом, при сверлении "в угол" катаного профиля теоретически существует возможность получить не трехглазую дырку, а нормальную, двухглазую. У которой нет проблем с затыканием незатыкуемой щели, к тому же внутри шпангоута.
Рекомендую обратить внимание на следы сверления номер 1 и 2 на нашей картинке со следами. Мы видим сверление в угол, которое начиналось и останавливалось - один раз и другой. Ну и еще раз внимательно посмотрев на форму шпангоута, убеждаемся - это гнутый профиль, гнутый, а не катаный.
Теперь поговорим об обшивке космического корабля.
Ракетная техника - это как кружева. Не как дерюга, а как кружева. Легкая-легкая. Когда вы читаете в фантастике о броне космических крейсеров, особенно если у этих крейсеров есть дюзы - смейтесь, потому что правильно. Каждый грамм веса на счету. Во всех без исключения констукциях используется несущий корпус, то есть обшивка корабля принимает на себя механические нагрузки. И при все при этом конструкция такова, чтобы быть максимально тонкой. Так,
несущий корпус РН Атлас американского производства вплоть до 3-й серии на отдельных участках имел толщину всего в четверть миллиметра!
Вы банку от пива в руках держали?
РН Атлас ранних серий была крайне сложной потому, что корпус мог смяться под своим собственным весом. И для того, чтобы этого не случилось, все операции с РН Атлас выполнялись в наддутом состоянии. Фактически эта ракета напоминала надувной матрац. Да что там - она и была надувным матрацем, просто стенки матраца были металлические!
Давайте посмотрим на констукцию лунного модуля программы Аполлон. Мы видим ту же картину.
Масса лунного модуля при полете "Аполлон-11" составляла 15 тонн, из которых 10.5 тонн приходилось на топливо, высота составляла 7 м, диаметр 4,3 м. Вычитаем из массы лунного модуля массу топлива. Получаем 4 с половиной тонны. Сюда входит, помимо корпуса:
- двигатели и топливная арматура с клапанами
- люки и усиления под люки
- иллюминаторы и усиления под иллюминаторы
- система сопряжения ступеней с пиропатронами
- посадочные лапы и лесенка
- двигатели посадочный и взлетный, двигатели ориентации
- оборудование управления, навигации и связи
- оборудование жизнеобеспечения
- запасы воды, пищи
- астронавты в количестве 2-х штук
- скафандры, камеры, тот самый флаг, который трепетал
- сидения космонавтов и вообще интерьер
И вот вычитая все это, мы получаем реальную массу корпуса, которая для сооружения 7х4х4 уже не кажется значительной, верно?
"Всякий раз, когда я видел модель лунного модуля, у него были такие жёсткие боковые поверхности, и он выглядел очень крепким. Но оказывается, что внешние части лунного модуля состоят из майлара1 и целлофана, и соединяются вместе скотчем и скобами. Мы должны были иметь прокладки на полу, потому что если вы уроните отвертку, то она пробьет пол". Джим Ловелл (Jim Lovell), астронавт (Джемини-7, Джемини-12, Аполлон-8, Аполлон-13)
Иными словами, в ряде американских конструктивов мы имеем крайне тонкую обшивку, работающую в крайне напряженном режиме.
А что у нас?
Дело в том, что в программе Аполлон американцы ушли от атмосферы космического корабля нормального состава и давления. А в СССР все конструкции были рассчитаны на кислород-азотную атмосферу при 760 мм. ртутного столба (вместо чистого кислорода при 300 мм. у США в Аполлонах). Потому у всех отечественных кораблей обшивка была достаточно прочной, чтобы не бояться повреждений при неловких действиях членов экипажей, более того - она еще и несущая. Сравните 2 мм обшивку обитаемого отсека КК Союз и 0,25 мм - бака РН Атлас.
Прочность грузового отсека КК Прогресс, созданного на основе бытового отсека КК Союз, и имеющего аналогичную толщину стенок, такова, что во время той самой жесткой стыковки со станцией Мир он смял стыковочный отсек. Лунный модуль при таком обороте превратился бы в пыль, почти не повредив станцию.
Когда космический корабль находится в вакууме, внутри него есть давление. А снаружи давления нет. Потому помимо механических нагрузок, обшивка корабля работает на растяжение. Условно говоря, космический корабль - это такой раздутый футбольный мяч. Что произойдет, если футбольный мяч проткнуть? Он сдуется, потому что камера относительно прочная, и все. А что будет, если проткнуть воздушный шарик?
Сверлить дырку в корпусе космического корабля - все равно, что пытаться прокнуть шарик. Но ведь шарики протыкаются...
Как?
Очень просто. Когда фокусник готовит шарик к фокусу, он приклеивает прозрачный скотч в те места, через которые пройдет спица. Скотч прочнее оболочки шарика.
Все дырки, которые пытался просверлить злоумышленник в Союзе, располагались на полке шпангоута. Потому что полка шпангоута - как раз и есть тот скотч, который фокусник приклеил к шарику, чтобы шарик не лопнул.
Давайте посмотрим на зону номер 4 на нашей фотографии с отметками. Это - стык полки шпангоута и оболочки корпуса. Там есть угол, чтобы упереть сверло, чтобы оно не ездило. Почему злоумышленник сверлил толстую полку, и сверло у него ездило, и он не воспользовался этим прекрасным стыком, чтобы быстрее сделать свое черное дело? Злоумышленник боялся, что шарик лопнет.
Понимаете?
Из уже рассмотренного ясно, что дырка сверлилась не на Земле. Потому что рабочему пофиг, где делать дырку. Он не заморачивается особенностями работы конструкции корабля в вакууме. Не на то учился. Инженер, кторый мог бы задуматься, очевидно, в курсе конструктивных особенностей - и обошелся бы тоже одной попыткой. Из того, что сверлилась именно полка шпангоута, становится ясно, что сверливший достаточно плохо представлял себе КК Союз. По крайней мере - прочностные особенности конструкции его обитаемого отсека. И отсюда же следует, что сверливший не собирался вызвать катастрофу, в смысле серьезные разрыв стенки герметического объема КК Союз, наоборот - он старался сделать отверстие так, чтобы избежать неконтролируемой разгерметизации и конструктивного разрушения корабля. Сверливший сделал последовательно три попытки - и отказался от двух из них. Это означает, что он соображал по ходу дела. Рабочий, собравшийся учинить вандализм, не раздумывая, сделал бы лишь один подход. Безразлично куда. Инженер на земле тоже сделал бы всего один подход, но - предварительно все спланировав.
Если бы данная диверсия планировалась всерьез и долго, саботажник исследовал бы место будущей диверсии. Он обратил бы внимание на профиль шпангоута, и не стал бы сверлить его в угол ни одного раза. Но для этого ему потребовалось бы время, причем скорее всего несколько промежутков. Один раз заглянуть, выбрать место, осмотреться. Затем пауза - на подумать, что именно он видел. Затем - заглянуть еще раз, чтобы уточнить. И только потом - финальный выход "со свистком", в смысле - с дыркой.
Три попытки сверлить говорят о том, что у сверлившего была только одна возможность проникновения, было намерение действовать, был инструмент, но детальной обстановки он не знал, и потому соображал по ходу дела. А это означает, что он не может посетить бытовой отсек Союза по первому своему желанию, и в общем, достаточно смутно знаком с конструкцией корабля в целом.
Получив возможность, саботажник вломился в обитаемый отсек. Очевидно, у него было мало времени (что следует из того, что он не произвел рекогносцировку заранее), и он сразу кинулся сверлить, где удобнее - в точке за номером 1. Засомневавшись в типе профиля шпангоута, и предположив возможность появления "трехглазой" дырки, он переместился к технологическому отверстию в шпангоуте (точка 2), и начал сверлить там. Начав сверлить (на фото с пальцем видно отчетливо), он понял, что размер технологического отверстия не обеспечит, в случает трехглазой дырки, нормального доступа для заделки "третьего глаза". Просто туда подлезть не получится. И тогда он начал, елозя сверлом, сверлить полку шпангоута в точке 3, совершенно игнорируя зону 4, где был упор и комфорт. Однако зона 4 предполагала сверление оболочки Союза, не усиленной шпангоутом, и он боялся, что там "шарик лопнет".
Вот примерно это думаю я, глядя на следы эпичных потуг пока не известного мне автора.
Я хочу заметить, что сказанное - и именно в объеме сказанного - является цепью логических умозаключений, а не моих личных предпочтений. Да, у меня есть предпочтения, но здесь я оперирую только логикой.
И еще хочу заметить, что мы здесь занимались почерковедением, то есть исследовали почерк с целью примерно представить себе автора. И представили. Думаю, это первая в мире, пусть и любительская, почерковедческая экспертиза дырки.