12 мая, 2011
Да, я знаю, знаю - многие из вас ожидали, и ждали довольно терпеливо, и вам, наверное, даже был обещан новый выпуск серии "Лорел каньона". Охотно признаю, я действительно говорил, что с выходом последней серии Аполлона я на данный момент закончил с этой темой. Но как я мог знать, что всего через четыре месяца после этого будет объявлено, хотя и без привлечения всеобщего внимания, так что почти все вы, вероятно, пропустили это, что мы предпринимаем ещё одну отважную попытку отправить людей на Луну?!
Нет, мы ещё не возобновили наше путешествие через Лорел Каньон, но так как я щедрая душа, мы предпримем ещё одну кратковременную поездку на Луну! И есть очень высокая вероятность того, что на пути туда мы столкнёмся с кое-какой рекламой. Потому что, как я уже сказал, я щедр. И однажды мне подумалось: "Что бы я ещё мог им дать?" И возникший ответ был: "Я знаю! Я случайно и довольно неуклюже вставлю какие-нибудь классные объявления!"
В любом случае, как я уже отметил в последней статье об Аполлоне, "когда НАСА-типажи заводят разговор о 'возвращении' на Луну", кажется, что они неизменно "непреднамеренно ставят вопросы о легитимности полётов Аполлонов". И, конечно, парни в Локхид Мартин (Lockheed Martin, один из давних подельников НАСА) не подвели меня с этим их последним планом.
Прежде чем продолжить, я, вероятно, должен сначала уточнить, что предлагаемые путешествия не столь амбициозны, чтобы содержать сами высадки на Луну. Нет, эти предлагаемые экспедиции включают в себя просто полёт к обратной стороне Луны, а затем типа поболтаться на орбите Луны пару недель. Другими словами, все наиболее технологически сложные аспекты сомнительных полётов Аполлонов, такие как сами посадки на Луну, выживание на Луне, взлёт с Луны и стыковки на лунной орбите, были устранены.
Конечно, на самом деле даже эти гораздо менее амбициозные полёты не состоятся, но давайте подыграем "космическому обозревателю" Space.com Леонарду Дэвиду, пока он сообщает нам, чего мы должны ожидать ("Предлагается полёт астронавтов к обратной стороне Луны", 23 ноября 2010):
"Хотя НАСА официально отказалась от своих планов по возвращению людей на Луну в ближайшее время, её подрядчик предлагает направить пилотируемую экспедицию к стационарной точке на орбите над обратной стороной земной соседки. Локхид Мартин начал продвигать экспедицию L2-Farside Mission с использованием своего находящегося в стадии разработки корабля "Орион"... точка Лагранжа L2 системы Земля-Луна, где совместная сила тяжести Земли и Луны позволяет кораблю парить над одним местом и синхронно с Луной двигаться по орбите вокруг Земли. Из либрационной орбиты вокруг точки L2 экипаж будет управлять роботами на поверхности Луны. Научные задачи выполняются дистанционно и включают сбор образцов пород для возвращения на Землю из Южного полюса Луны, бассейна Айткен, одного из крупнейших, наиболее глубокого и старейшего кратера в Солнечной системе, а также развёртывание массива радиотелескопов на обратной стороне".
Все это поняли? Звучит довольно просто, не так ли? В конце концов, планка установлена значительно ниже, чем это было в славных 1960-х годах, когда мы легко освоили такие вещи как пилотируемая посадка на Луну, прогулки по лунной поверхности, вождение дюнного багги и игра в гольф на Луне. Тем не менее, осталось несколько проблем - также как имеются (как обычно) некоторые аспекты этих предполагаемых миссий, которые прямо противоречат укоренившейся, хотя и слегка безумной вере в то, что мы послали людей на Луну ещё в те времена, когда телефоны были достаточно тяжёлыми, чтобы использовать их как смертельное оружие.
Давайте начнём с одного из указанных преимуществ этих предлагаемых полётов, как это перечислено в "Белой книге" Локхид Мартин и изложено Даниэлем Бейтсом (Daniel Bates) из британской газеты "Дэйли Мэйл" ("Астронавты будут отправлены к обратной стороне Луны в первый раз за 40 лет в преддверии экспедиции на Марс", 25 ноября 2010): "Обе (НАСА и Локхид Мартин) будут также иметь возможность решить проблему более высокой скорости входа в атмосферу Земли, которая возникает при дальних путешествиях".
Ну вот снова притворяются, как будто мы никогда не делали этого раньше! Мы уже слышали от НАСА-типажей о том, как мы ещё не решили проблему радиации, и как мы ещё не разработали материалы для скафандра, способные выдерживать экстремальные температуры на Луне, и как мы ещё не решили проблему борьбы с этой лунной пылью... и теперь мы обнаруживаем, что, видимо, также ещё не решили проблему того, что космический корабль, возвращаясь с Луны, должен выдержать гораздо более высокую скорость входа, чем космический корабль возвращающийся с низкой околоземной орбиты! И я предполагаю, что у нас также может быть проблема с выдерживанием чрезвычайно важного угла входа.
Сейчас я действительно стал сомневаться, а осталась ли вообще какая-нибудь из классических космических технологий 1960-х годов, которая не была потеряна? Возможно НАСА нужно нанять команду первоклассных археологов для проведения раскопок на своих пакгаузах?
Ещё одна проблема возникает из-за предполагаемой продолжительности и сроков путешествия. По данным Space.com, "Каждый полёт должен подтвердить способность систем обеспечения жизнедеятельности капсулы Орион функционировать в течение одного месяца продолжительности экспедиции". Позже в той же статье мы находим, что в каждой экспедиции наши бесстрашные астронавты "будут находиться на орбите в точке L2 около двух недель". Тогда оказывается, что Локхид и НАСА выделяют полных две недели на путешествие к Луне и назад, что было бы в полном порядке, если бы не очевидный факт, что это примерно в два раза больше времени, чем потребовалось могучему кораблю Аполлон для якобы полёта до Луны и обратно!
Как некоторые несомненно помнят, 1960-е годы были эпохой мощных "мускулистых" машин, поэтому, возможно, это также была и эпоха "мускулистых космических кораблей". Но, видимо, так как сейчас мы пожертвовали мощью в пользу экономичности, я думаю, что космические корабли сегодня просто не поддают так газу, как космический корабль из неотёсанных 60-х, хотя, я полагаю, существует и другое объяснение: последние сорок лет космических исследований научили нас, что на самом деле требуется в два раза больше времени, чтобы добраться до Луны, чем это считалось тогда, когда мы сфальсифицировали полёты Аполлонов.
Согласно Джошу Хопкинсу (Josh Hopkins) из Локхид Мартин, для достижения не столь сложной цели отправки людей на орбиту Луны отдел компании по Передовым программам пилотируемых полётов "предложил программу полётов, названную 'Stepping Stones', которая начинается с полётов на низкую околоземную орбиту и последовательно усложняется". Локхид видит первый полёт Ориона "возможно между 2016 и 2018 годами".
Мне действительно нужно поставить здесь ударение, что в те дни, когда человечество стало отказываться от использования каменных орудий, нам не нужны были "ступеньки", чтобы добраться до Луны - самый первый пилотируемый запуск корабля Аполлон якобы преодолел с экипажем весь путь туда и обратно без сучка и задоринки! И нужно ли мне также ещё раз отметить, что, несмотря на установку планки значительно ниже и, несмотря на значительно усовершенствованную технологию, и, несмотря на дополнительные пятьдесят лет опыта космических полётов, послать людей к Луне всё ещё займёт столько же времени, сколько в 1960-е годы ушло на то, чтобы прогуляться по Луне?
Возвращаясь к предполагаемым выгодам от этих экспедиций, мы обнаруживаем, что "Белая книга" Локхид также говорит о необходимости "измерить дозы облучения астронавтов от космических лучей и солнечных вспышек, чтобы проверить, что Орион обеспечивает достаточную защиту, как это и закладывалось в конструкцию. В настоящее время медицинские последствия радиации в глубоком космосе не до конца понятны, поэтому месячная экспедиция увеличит наши знания, не подвергая астронавтов чрезмерному риску".
Таким образом, несмотря на то, что уже прошло сорок три года, как мы впервые якобы послали людей в глубокий космос, мы всё ещё ничего не знаем о воздействии радиации в глубоком космосе..., но кажется, мы вполне уверены, что тридцатидневная доза это безопасная отправная точка! И просто на всякий случай, мы всегда можем вернуть Базза и Нила с пенсии для совершения первого полёта. Всё равно им немного осталось.
Совершенно серьёзно, НАСА первоначально рассматривала для полётов Аполлонов, согласно "К Луне" (книга издательства Тайм-Лайф), "смертельно больных мужчин". Также рассматривались "карлик(и), чтобы уменьшить массу полезной нагрузки". Это они сказали, не я. Я бы использовал более политкорректный термин. Хотя представьте себе, если бы НАСА реализовала эту идею, какие рекорды могли быть установлены по бросанию карликов1?
И напоследок, один любопытный аспект этих, так тщательно нами рассматриваемых, планируемых экспедиций был объяснён на Space.com: "сначала по медленной, но эффективной траектории к Луне будут запущены роботизированный посадочный модуль и ровер, чтобы рисковать и запускать экипаж только после того, как будет уверенность, что ровер уже в пути".
Что, что?! Вы что, шутите? Что за девчонки это новое поколение астронавтов? Ступеньки? Вспомогательные запуски, прежде чем "рисковать экипажем"? Разве мы не можем просто найти несколько настоящих мужчин, таких как Джон Гленн и Алан Шепард для пилотирования корабля Орион? И что это за вздор о "медленной, но эффективной траектории к Луне"? "Эффективной", в каком смысле? В последний раз как я справлялся, "защитники" по-прежнему утверждали, что полёт к Луне это в значительной степени только вопрос свободного падения на неё. Что может быть более эффективным, чем это?
Подождите... Я сейчас вспомнил. Как я уже отметил в последнем сообщении про Аполлон, полёт на Луну на самом деле не связан со свободным падением. Он является борьбой с земной гравитацией, движением по постоянно увеличивающимся эллипсам. И сжиганием большого количества топлива. И туманный намёк Локхид на "медленную, но эффективную траекторию" на самом деле тому подтверждение. Также как и концепция художника планируемых полётов Ориона, которая показывает космический корабль за пределами низкой околоземной орбиты у которого, очевидно, ещё работают двигатели.
После запуска посадочного модуля и ровера (следует напомнить, что они оба легко умещались на борту Аполлонов) "трое астронавтов стартуют в космическом корабле Орион. Если к тому времени НАСА построит тяжёлый ракетоноситель, он будет способен осуществить запуск экипажа прямо на Луну. Если же этот мега-носитель не будет готов, вместо него могут быть использованы меньшие ракеты, но потребуется более сложный механизм. Во-первых, Орион будет запущен на низкую околоземную орбиту на ракете подобной Дельта-4 Хеви. И тогда модифицированный разгонный блок Центавр будет запущен на отдельной ракете. На орбите Орион состыкуется с Центавром, который и разгонит Орион к Луне".
Чтобы кратко резюмировать, теперь мы знаем, что полёт трёх человек к Луне в наше время значительно сложнее, чем высадка трёх человек на Луну в древние времена. Сейчас это требует нескольких последовательных шагов прежде чем решиться на большой скачок. И это требует запуска трёх раздельных высокотехнологичных космических аппаратов. И чтобы добраться туда у астронавтов на это уйдёт целая неделя, так как в настоящее время имеются строго соблюдающиеся ограничения в скорости движения в глубоком космосе, и США не могут себе позволить иметь в правах ещё одну запись о нарушении. Конечно, оборудованию потребуется даже больше времени, чтобы попасть туда, потому что оно использует более медленный и более эффективный курс. И нам, возможно, предстоит разрешить некоторые проблемы в отношении радиации в глубоком космосе и высокой скорости при входе в атмосферу.
И нет необходимости упоминать, что даже после всего этого мы не будем на самом деле высаживать людей на Луну. На это, вероятно, потребуется ещё десять лет маленьких шажков и запуска, по крайней мере, пяти космических кораблей. А так как мы будем в этих планируемых экспедициях исследовать обратную сторону, то мы всё ещё не сможем проверить все эти аполлоновские артефакты, якобы замусорившие Луну. И это далёкий от практики вопрос, потому что на самом деле мы вовсе никуда не полетим.
Кстати, говоря об обратной стороне Луны, газета "Дэйли Мэйл" отмечает, что "поверхность была впервые сфотографирована Луной-3, советской станцией в 1959 году, а затем Аполлоном-8 в 1968 году, но с тех пор было проведено мало исследований". Перевод: не было исследований обратной стороны с 1959 года, и было бы неплохо, если бы "Дэйли Мэйл" выражалась более чётко.
Но довольно об этом. Давайте перейдём к другой теме. Помните, как я утверждал, что если бы можно было отправлять экипажи на Луну, то частный бизнес имел бы сильный финансовый стимул осуществить это для разработки каких-либо имеющихся там ресурсов? И помните, как "защитники" (что неудивительно) утверждали, что на Луне не так много интересного, особенно после того, как стрип-клуб был закрыт из-за какого-то территориального спора, так что нет каких-либо веских причин для возвращения? И вот выходит, и это просто шокирует, что "защитники", похоже, снова лгут. Как сообщила 8 апреля 2011 года газета "Лос-Анджелес таймс" (У.Д.Хенниган "Компания MoonEx нацелилась на поиски редких полезных ископаемых на Луне"):
"Команда известных предпринимателей из Кремниевой долины нацеливается на Луну с новой частной инициативой, направленной на поиски на Луне драгоценных металлов и редких элементов. Частная компания Moon Express Inc. или MoonEx, вместе с учёными строит роботизированные роверы в исследовательском центре Эймса НАСА к северо-западу от Сан-Хосе. Машины MoonEx предназначены для поиска редких на Земле полезных ископаемых, но которые используются везде, от аккумулятора автомобиля Тойота Приус до систем наведения крылатых ракет. Хотя нет никакой гарантии, что Луна изобилует этими материалами, чиновники MoonEx думают, что она может быть "золотой жилой" так называемых редкоземельных элементов".
Естественно, компания не пошлёт людей на Луну, потому что это на самом деле невозможно, но дело в том, что имеются веские причины для "возвращения" на Луну, как по финансовым, так и по научным причинам, и поэтому аргумент о сорокалетнем невозвращении просто потому, что для возвращения нет никаких причин, является необоснованным.
Давайте теперь на короткое время вернемся к операции Фишбоул, которая также обсуждалась в последней статье об Аполлоне. До самого последнего времени я не знал, что медийная компания NPR, менее чем за две недели до меня, решила пролить свет на почти пятидесятилетние высотные ядерные испытания (Роберт Крулвич "Пугающее световое шоу: взрыв водородных бомб в космосе", 1 июля, 2010). И факты, которые они положили на стол были достаточно убедительными.
"Если вам интересно узнать, зачем кому-то нужно специально взорвать водородную бомбу в космосе, ответ можно найти в нашей беседе с историком науки Джеймсом Флемингом (James Fleming) из Колби колледжа". Согласно Флемингу, который, работая над биографией Джеймса Ван Аллена, дотошно читал его работы, "хорошей отправной точкой в повествовании является 8 мая 1958 года, когда Джеймс Ван Аллен, учёный исследовавший космос, предстал перед Национальной академией в Вашингтоне, округ Колумбия и объявил, что они только что узнали нечто новое о нашей планете".
Конечно, команда Ван Аллена обнаружила то, что Земля окружена поясами высокоэнергетических частиц, теперь известными как радиационные пояса Ван Аллена. И весьма потрясает факт, обнаруженный недавними исследованиями Флеминга, что "на следующий день после пресс-конференции Ван Аллен договорился с военными о своём участии в проекте взрыва атомных бомб в магнитосфере, чтобы узнать могут ли они потревожить её".
Давайте остановимся здесь на минутку и задумаемся о почти непостижимом уровне мании величия: узнав о существовании радиационных поясов, военно-разведывательный комплекс сразу же решил, даже не сильно раздумывая, что атаковать эти пояса атомным оружием это хорошая идея! И "учёный", который сделал открытие, сразу же согласился с тем, что это шикарная идея! Как Флеминг отметил, "это первый случай в моей практике, когда кто-то обнаружил нечто и сразу же решил взорвать его".
И неважно, что пояса существуют, чтобы оградить нашу планету от приходящего космического излучения, и что их существование является одной из основных причин того, что биологические формы жизни процветают на этой планете... давайте просто посмотрим, можем ли мы пробить в них офигенно огромную дырку! Очевидно, что гениям в Вашингтоне не приходило в голову, что если вы пробьёте дыру в поясах для того, чтобы, скажем, дать безопасный проход космическому кораблю, вы также вероятно откроете проход огромному количеству небезопасной приходящей смертоносной радиации.
Это, дорогие читатели, много говорит об истинной природе людей, стоящих за кулисами. Какое высокомерие требуется, чтобы поставить под угрозу всё живое на этой планете, и сделать это даже не задумываясь, ради сомнительной цели облегчения космических полётов, которые на самом деле никогда и не состоятся? И, кстати, имейте в виду, что эти "испытания" состоялись во время президентского срока почти мифической фигуры известной как Джон Фицджеральд Кеннеди. Для тех, кто склонен полагать, что действующий президент на самом деле что-то решает, я хотел бы предложить немного поразмышлять, почему человек, которого многие считают "рыцарем в сверкающих доспехах", дал добро на самые безрассудно самонадеянные испытания ядерного оружия из когда-либо имевших место?
Первые такие испытания были проведены в 1958 году, почти сразу после открытия радиационных поясов. Но на тех испытаниях применялись скромные старые атомные бомбы, и согласно NPR, "атомные бомбы оказывали малый эффект на магнитосферу". Именно поэтому в 1962 году власть имущие приняли решение поднять ставки с помощью водородных бомб... очень, очень больших водородных бомб. Насколько больших? Старфиш Прайм, наиболее "успешное" из "испытаний", была начинена боеголовкой в 100 раз более мощной, чем бомба, которая сравняла с землёй Хиросиму!
Как указано NPR, "план состоял в отправке ракет на сотни миль вверх, выше земной атмосферы, а затем взрыве ядерного оружия, чтобы узнать: а) создаст ли излучение бомбы препятствие обнаружению, чего-либо наверху (как например приближающихся русских ракет!); б) нанесёт ли взрыв какие-либо повреждения близлежащим объектам; в) перенаправят ли пояса Ван Аллена взрыв ниже, на земные мишени (например Москву!); а также, наиболее специфический, г) 'изменит' ли антропогенный взрыв естественную форму поясов. Не ясно научное обоснование этих предложений".
Цель "а" примерно переводится как: "мы должны были сделать это, чтобы защитить себя от этих сумасшедших Russkie!" У кого очень хорошая память, возможно помнят, что крах мировой коммунистической угрозы в аккурат совпал с ростом угрозы международного терроризма, что было в значительной степени универсальным оправданием для всякого рода гнусных мероприятий, предпринятых западными державами. Однако основная проблема здесь в том, что Старфиш Прайм взорвалась на высоте 250 миль, примерно в 50-ти милях выше низкой околоземной орбиты, и я убеждён, что советские МБР не предназначены для полётов где-либо близко на этой высоте.
Переходя к "б", я чувствую себя достаточно уверенно говоря, что даже в 1962 году, в возрасте двух лет, я мог бы дать ответ на этот вопрос, и этот ответ был бы: "Ещё бы! Взрыв очень большой водородной бомбы вызовет значительный побочный ущерб".
Переходя к "в", я боюсь, что мне придётся не согласиться с NPR о решении навесить на "г" ярлык "наиболее специфический". Попытка уничтожить Москву в ядерном холокосте, перенаправленном через пояса Ван Аллена должна классифицироваться довольно высоко на шкале специфичности. А в чём смысл? Правдоподобное отрицание? "Смотрите-ка, что произошло с Москвой! Это как если бы сам Господь Бог поразил Империю Зла! Я на все 100 уверен, что не мы сделали это!"
Что касается "г", как представляется, изменение естественной формы поясов было главной целью. Потому что, как мы все знаем, человек всегда может улучшить естественный порядок вещей. И было сразу очевидно, с самого момента их открытия, что форма поясов была совершенно неправильной для этой планеты. Конечно, они были бы хороши, скажем, для Марса или Венеры, или даже для Плутона, прежде чем он был грубо изгнан из Братства планет, но они были явно непригодны для этой планеты. Поэтому мы вынуждены были попытаться исправить их.
К счастью, нам это не удалось.
И этим, я действительно покончил с моей одержимостью "Аполлоном". Увидимся снова в Лорел каньоне!
Примечания переводчика
1 Развлечение в барах, во время которого карликов, одетых в смягчающие падения одежду или костюмы из велкро-материала, бросают на матрацы или стены покрытые велкро-обоями.