всё никак мне не удавалось вербализовать, но вот коллаборация бессонницы прошлой ночи и зверя-оборотня Билыка стала спонсором нижеследующего несколько хаотичного и неряшливого нагромождения букв, встречайте
* * *
После чёрного февраля всё время беспокоил вопрос, что же теперь делать с любимыми вещами внезапно олюдоедившихся исполнителей?
И для себя пришёл к выводу, что буду отделять взгляды исполнителя от его творческой продукции. Непреодолимой китайской стеной, так, будто между автором и его произведением никакой связи нет вообще.
Если отбросить пафосную шелуху, произведение искусства - лишь продукт ремесленнической деятельности. Кто-то сколачивает табурет, а кто-то сочиняет "Лестницу в небеса", артефактами являются и табуретка, и хит.
Вся повседневная жизнь человека проходит в окружении артефактов, вот просто прямо сейчас посмотрите вокруг себя, скорее всего, вы не увидите буквально ни одного предмета, не созданного человеком, и каждый из их творцов был носителем какого-либо мировоззрения. Мы пользуемся тысячами вещей, о воззрениях создателей которых ничего не известно. И если подходить к вопросу с позиции абсолютного пуризма, то пользоваться теми из них, что были созданы людьми со взглядами, невместимыми с моими, выходит, тоже нельзя.
То есть если предположить, что Растрелли был людоедом, такой факт должен навсегда закрыть мне путь в Зимний. А если, например, вскроется, что Моцарт был педофилом, прослушивание его музыки станет абсолютно недопустимым. А что делать с картинами Дали? В его случае и напрягаться особо не нужно, в его бесконечных шкафах наверняка был скелет, несовместимый с моей этикой, и получается, что на его "Атомный крест" смотреть позволить я себе не могу. Можно ли восхищаться гениальным сейвом Буффона, зная, что тот симпатизировал идеям фашизма? Этично ли пересматривать архивные записи голов Аршавина, зная, что тот поддерживает "Единую Россию"?
А вот ещё Цой с Летовым, с ними теперь что делать? Памятуя его роман с НБП, Летов уж почти наверняка бы войну поддержал, даже если бы ночами плакал в подушку от угрызений совести. Ну, и немолодой Цой, доживи он до нынешних дней, вот кто поручится, что он не выступал бы сейчас на одних концертах с Бутусовым, воспламеняя zал "Группой крови"? Нет гарантий, 50 на 50. И что ж выходит - опираясь на арифметику, отправить в корзину половину его песен?
В поддержку моей шаткой позиции можно привести ещё одно соображение: в вопросах политики даже самый умный человек выступает иррациональным тупицей. Непонятно, как в этой части устроен человеческий мозг, но, кажется, политические воззрения всякого отдельно взятого индивида - лишь произвольная комбинация безжизненных штампов. Это довольно слабо связано с рацио, область эта почти трансцендентальная, поэтому как в таких вопросах в каждом конкретном случае ляжет фишка, предугадать очень трудно. Тут я утрирую, конечно (понятно, что есть широкий слой людей, свои взгляды узнающие из двухминуток ненависти), и всё же каких-то других правдоподобных объяснений того, как люди, подобные Сукачёву, вдруг поддерживают массовые зверства, у меня нет. И на этой зыбкой почве я его "Моя бабушка курит трубку" из фонотеки так и не выбрасываю.
P.S. Всё это велеречивое многословие, парадоксальным образом, никак неспособно амнистировать давшего старт дискуссии (ну или монологу) тов. Шнурова. Его случай стоит особняком: его творческая продукция от его личности совершенно неотделима, всё, что он выдавал на музыкальном рынке - это кодированное в виде музыки его персональное эго. Шнуров оказался совсем не тем, чем мне долгое время казалось, и когда проявилось, каким навозом он является на самом деле, это автоматически регрессивно превратило в ту же дурнопахнущую субстанцию и его ипостаси, весь его напетый за многие годы багаж, и слушать без омерзения его больше не получается. Ну, кроме "www.leningrad.spb.ru" и "Оле-оле" про Зенит, эти штуки испортить неспособно ничто, оказалось, что в моей голове они уже не про него, а про меня