Первомай и Радость труда

May 01, 2016 00:08



Первое мая по нынешней классификации - Праздник Весны и Труда. Хотя совсем недавно он назывался «День международной солидарности трудящихся». Но в постсоветское время из всех праздников стремились изгнать политическую составляющую, поэтому в 1992 году Первомай переименовали. При этом постарались не только переименовать, но и выхолостить содержание, объявляя праздник просто днём отдыха («весна») и дачных забот («труд»).



А ведь был Первомай праздником радостным, прославляющим Труд с большой буквы, Труд на благо родной страны Советов, на благо всех живущих в СССР.


Что такое «радость труда»? В начале 20-х годов ХХ века Людвиг фон Мизес написал книгу «Социализм. Экономический и социологический анализ» (книга была переиздана в 1994 году, оттуда взята нижеприведённая аннотация):

«Исследование одного из виднейших представителей австрийской экономической школы Людвига фон Мизеса является классикой политической и экономической литературы. В 1921 г. Людвиг фон Мизес смог предвидеть и детально описать как характерные пороки разных форм реального социализма, так и причины его неизбежного поражения. Книга, написанная в начале века, сегодня читается как поразительный комментарий к нашей истории».

В своей книге Мизес в том числе разбирается с «радостью труда», неопровержимо (с его точки зрения) доказывая, что нет в труде никакой радости, а есть лишь библейский завет: «В поте лица твоего будешь есть свой хлеб». Буквальная цитата из книги Мизеса: «Так называемая «радость труда», которую часто используют в поддержку того взгляда, что труд приносит удовлетворение, а не му̀ку, может иметь три вполне различных источника».

С удовольствием процитирую все эти три источника по Мизесу:

«Во-первых, удовольствие можно получать от извращения сути труда…

Под «радостью труда» нередко имеют в виду удовольствие от выполнения задачи. Но здесь радость дает скорее освобождение от работы, чем сама работа…

Но мы не должны забывать о третьем - и самом важном! - источнике радости труда: удовлетворение от того, что работа выполнена столь хорошо, что обеспечит нужды самого работника и его семьи. ... Он гордится тем, что может делать что-то «настоящее», т. е. то, что общество ценит и за что оно платит. ... В этом чувстве здоровый человек черпает силу для признания того, что он может удовлетворить свои желания только ценой тягот и усилий. Как говорится, во всем можно найти положительную сторону».

«Неопровержимые» доказательства Мизеса, что нет и не может быть никакой, кроме извращённой, «радости труда» в социалистическом обществе:

«Из трех источников того, что мы можем назвать «радостью труда», первый, возникающий из злоупотребления условиями труда, будет с несомненностью существовать и в социалистическом обществе. Как и в капиталистическом обществе, он будет достоянием узкого круга. Два других источника радости, даруемой трудом, должны полностью иссякнуть».

Наверное, русские люди изначально были какие-то неправильные, потому что даже в подневольном труде, труде «на хозяина» иногда приходили почти в экстатическое состояние: ритм работы, дружные усилия всей артели, слияние с товарищами в трудовом порыве, глубокое, пусть и не осознаваемое до конца, ощущение общественной полезности своего труда вызывали восторг.

Максим Горький в автобиографической повести «Мои университеты» рассказал об авральной работе артели крючников:


«Под Казанью села на камень, проломив днище, большая баржа с персидским товаром; артель грузчиков взяла меня перегружать баржу.

...И тяжелые, ленивые, мокрые люди начали «показывать работу». Они, точно в бой, бросились на палубу и в трюмы затонувшей баржи,- с гиком, с ревом, с прибаутками. Вокруг меня с легкостью пуховых подушек летали мешки риса, тюки изюма, кож, каракуля, бегали коренастые фигуры, ободряя друг друга воем, свистом, крепкой руганью.

..Работали так, как будто изголодались о труде, как будто давно ожидали удовольствия швырять с рук на руки четырехпудовые мешки, бегом носиться с тюками на спине. Работали играя, с той пьяной радостью делать, слаще которой только объятие женщины.

Я жил эту ночь в радости, не испытанной мною, душу озаряло желание прожить всю жизнь в этом полубезумном восторге делания».

В Советском союзе многие люди смогли испытать «полубезумный восторг делания», трудясь на многочисленных стройках и на производствах, в научных коллективах и в коллективных хозяйствах…

«Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная,
И нету других забот!»



Живущих «по совести» в советском обществе было много, очень много. Это и придавало жизни наших людей тот восхитительный дух единства, братства, бескорыстия, который немыслим в буржуазном мире страха, тщеславия, зависти. В условиях социального равенства создаются условия для раскрытия лучших сторон человеческого общения - солидарности, взаимовыручки, коллективизма.

В. Гузий, поэт-бамовец, романтик, мечтатель, чистая и светлая личность, какие могли явиться миру лишь в обществе, свободном от духа алчности, корысти, тщеславия и зависти, написал такие строки:

«Нам бывало трудно много раз,
Но теперь спокойно оглянись:
Стройка обошлась бы и без нас,
Нам же без нее не обойтись…»

Таких, как он, были миллионы - прекрасных, открытых, честных людей, находивших в труде смысл и цель бытия, отдававших себя без остатка людям, не торговавшимся из-за премиальных, не выпрашивающих поблажек, не ищущих теплых мест и необременительных занятий.


Так есть ли она, РАДОСТЬ ТРУДА? Австрийский экономист начала ХХ века утверждает, что при социализме её нет и быть не может. Наш великий писатель Максим Горький на примере показывает, что радость БЕСКОРЫСТНОГО труда бывает даже при работе «на хозяина». Весь опыт советской жизни, все свершения и трудовые победы неопровержимо свидетельствуют, что есть-есть она, РАДОСТЬ ТРУДА РАДИ ВСЕОБЩЕГО БЛАГА. Не хлебом единым жив человек, но ещё и великими смыслами, одним из которых является радостный коллективный труд.

У нас в городе прямой иллюстрацией нынешнего отношения к труду и к радости труда служит заброшенная стела-панно с названием (вы будете смеяться) «Радость труда». Огромный параллелепипед, со всех сторон украшенный  мозаикой, стоит за забором на заброшенной стройке. Памятник советского искусства, созданный под руководством Королёва Ю. К., никому оказался не нужен в постсоветский период. Так же, как никому не нужным оказался труд многих и многих тысяч людей в современной России - безработица зашкаливает. Какая уж тут радость от труда - даже по Мизесу безработному никакой радости не светит. Что уж говорить в наше время про социалистический труд.

А ведь наша «Радость труда» была воздвигнута именно для прославления подвига советских тружеников, создавших великое государство.
Государство, которое смогло преодолеть массовую безграмотность, создать великую науку и великое искусство.


Государство, которое одолело фашистского зверя неимоверным усилием воли и духа.


Государство, в котором люди радостно трудились и радостно жили.


В постсоветской России труд непочётен (хоть и возродили звание «Герой труда», но что-то не слышно, чтобы у нас его массово раздавали). В постсоветской России труд нерадостен у многих и многих - труд ради куска хлеба, ради выживания.

И памятник «Радость труда» нерадостен - заброшен на чужой стройке, зарос деревьями, почти завален горой земли, мозаика обвалилась... Никому-то из властей нет до него дела, одна мечта - скорее бы он совсем разрушился. С плеч долой - из сердца вон.


Вот такие нерадостные мысли в честь Праздника Весны и Труда.

{C}{C}{C}

Радость труда, Первомай

Previous post Next post
Up