Здравствуйте, это мы!

Aug 12, 2012 17:26

Статья из июньского номера журнала "Библиотека в школе".

Здравствуйте, это мы!



Определение «молодой писатель» с одной стороны, очень для этого самого писателя приятно. Это ничего, что уже седину приходится закрашивать, и морщинки под глазами маскировать. Говорят же - «молодой». Значит, всё с тобой в порядке, пороха в пороховницах хватает. А с другой стороны, есть у этого словосочетание зеленоватый такой оттенок. Молодой - это неопытный, «зелёный». Пороху того самого не нюхал ещё, жизненного опыта не набрался, обо все сучки и задоринки не оцарапался. Кроме того,  «молодой» в нашем случае значит и «никому неизвестный» или «широко известный в узких кругах».

Коков же он из себя? Любопытен, открыт миру, легко втягивается в творческие авантюры вроде десанта в библиотеки городов и весей. В большинстве случаев, увы, женского полу. Говорят, что молодой писатель автоматически теряет свою молодость после тридцати пяти лет (по крайней мере, на Форум молодых писателей именно с этого возраста нас не принимают). Говорят-то говорят, но вы не верьте. К счастью, не во всех творческих «слётах» учитываются паспортные данные. Петербургское издательство «ДЕТГИЗ» приглашает на фестиваль «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа» и тех, кому весьма «за»… И это, в общем-то, правильно. Потому что считается, что после тридцати пяти лет мы все уже встали на ноги и обросли издательскими контактами на всю оставшуюся жизнь. Стоит ли говорить, что это совсем не так…

Но я, собственно, не о горькой доле молодого писателя хочу вам рассказать. Об этом как-нибудь в другой раз. Сейчас на дворе лето, пора радостная для всех - писателей, читателей, учителей, библиотекарей… (каникулы, ура!) И для детей, конечно. Когда, как не летом, читать то, что не задано по школьной программе. Для летнего чтения творчество молодых писателей - самое подходящее. Потому что его еще не включили в школьную программу, и неизвестно включат ли когда-нибудь. Наверное, когда писатели перестанут быть молодыми во всех смыслах.



Жанровое и тематическое разнообразие, живой, современный язык, понятные и близкие сегодняшнему школьнику реалии - всё это есть у нас, у молодых писателей. Некоторые из нас уже отмечены разными литературными премиями, и книги у многих есть, только широкие массы ничего об этих книгах не знают, ибо не прилагается к молодому писателю ни пиар-менеджер, ни маркетолог, ни реклама, щедрым рублём оплаченная. Некоторые пока могут похвастаться только журнальными публикациями и участием в различных писательских семинарах (кстати говоря, на многократное участие в оных библиотекарям стоит обращать внимание, поскольку это хоть и не безусловное, но всё-таки весомое подтверждение авторской состоятельности).

Всех нас - «молодых» - и тех, кто уже добился признания, и тех, кто волею судеб задержался в начинающих, и тех, кто только-только вступил на тернистый путь детской литературы, кое-что объединяет: в детстве мы все любили читать. А что уж из нас после этого выросло - судить вам. А ещё мы очень хотим, чтобы современная детская литература вышла из узкого круга, и молодой «зелени» во всех библиотеках нашей родины был дан зелёный свет!

Поэтому  давайте знакомиться. В этом номере мы начинаем серию публикаций о молодых писателях с рассказа о Тамаре Михеевой, Асе Петровой, Юлии Кузнецовой и Ирине Павловой. Мы будем рады, если вы прочитаете их произведения, представленные на диске. (диск прилагается к бумажной версии журнала - прим. авт.)

Тамара Михеева

Когда думаешь о том, как в современной детской литературе продолжаются традиции «золотой» советской прозы, традиции, которые заложили Крапивин и Гайдар, то сразу же приходит на ум имя Тамары Михеевой. Конфликт чувства долга и личной выгоды, бессилие детей перед миром взрослых, необыкновенная детская увлечённость своими собственными «мирами», одиночество и взросление - лишь некоторые темы её глубокой, гармоничной прозы. Серьёзные вопросы Тамара раскрывает в разных жанрах, и ни в одном не опускается до откровенного морализаторства и поучения. К примеру, книга «Асино лето» - сказочная история о том, как девочка Ася встретила в летнем лагере гномов. Волшебство оказывается здесь на службе у реальности, и девочка Ася, встретившись с ним, не уходит в царство грёз, а остается в настоящем, пытаясь помочь другим, тем, кому не посчастливилось встретиться с чудом. В романе «Лысый остров» мы переносимся в удивительный мир, у которого своя структура и своя мифология. Это увлекательная приключенческая книга, главный герой которой мальчик по прозвищу Листик. События поворачиваются так, что Листику приходится спасать и своих друзей, и целый народ в придачу. В «Лысом острове» ставятся вопросы взросления и умения отвечать за свои ошибки. «Не предавай меня» - повесть для подростков о девочке, которая считается в классе «аутсайдером», тут уж никакого волшебства, всё правдиво, местами жёстко. Мы видим типичные проблемы, с которыми сталкивается подросток в школе. Эту книгу очень полезно прочитать родителям, чьи дети вступили в тот самый «трудный» возраст. «Лёгкие горы» - история одной семьи глазами Динки, девочки из детдома, нашедшей новую семью. Обретение семьи - долгий и непростой процесс для всех без исключения героев книги. И пройдя через многие испытания, Дина, её мама и папа, её новые друзья и родственники понимают, что они воедино слиты любовью. Без пафоса, без мелодрамы и истерии, Тамара Михеева показывает реальность, не уродливую и не страшную, но и не безоблачную, ту реальность, которой живёт девочка, судьбой предназначенная в «чужие». Все без исключения книги Тамары дарят надежду на то, что мы, люди, можем договориться, надо только уметь говорить, а главное - слушать.

Штрихи к портрету: Тамара живёт в селе Миасское Челябинской области, у неё двое сыновей, она много лет работает в школе, любит ходить в походы по Крыму и  занимается валянием из шерсти невероятно симпатичных игрушек. Заходите к ней на сайт: http://timirilis.narod.ru/index.html

Премии:

Финалист премии им. В.П. Крапивина (2006), лауреат Национальной премии «Заветная мечта» (2007), лауреат премии по детской литературе им. С.В. Михалкова (2008), лауреат премии им. П. Бажова (2012).

Ирина Павлова

Эх, была бы у меня в детстве такая учительница, как Ирина Павлова. Молодая, красивая, умная, деликатная, и понимающая. Ирина работает в школе ( по информации на июнь 2012 - прим. авт.), потому, как и Тамара Михеева, многие темы для своих рассказов «ловит» на уроках и переменках.  «Свою» тему в литературе она пока что ищет, но мне кажется, что её конёк - короткая проза для младших школьников. Весело и легко она рассказывает нам о том, что будет, если второклассник вдруг станет президентом, если выставить на продажу бабушку через Интернет, если вдруг нахлынет такое острое чувство дружбы, что даже признаться в нём стеснительно… Всё, что Ирина пишет о школе, дарит нам радость узнавания. Кроме рассказов, у неё есть ещё удивительная повесть «Пришивная голова» (опубликована в сборнике «ДЕТГИЗа» «Как хорошо-2»). Это история на хрестоматийную тему - лето в деревне. «Пришивная голова» - прозвище, которое дал главной героине, девочке Ришке, её дедушка. Странное словосочетание в дедушкином лексиконе означает  «егоза», «непоседа». Ришка - это такой Эмиль из Лённиберге в юбке, постоянно что-то придумывает, хочет, как лучше, а получается - и смех, и грех. То она  идёт знакомится с Лешим, и, конечно же, теряется в лесу, то решает во что бы то ни стало добыть для бабушки корову и самостоятельно поймать рыбу, то выращивает в банке бабочек. Намерения похвальные, однако каждая Ришкина затея оборачивается заботами для членов её семьи. Но заботы эти не тяжкие, а смешные, хотя «пришивной голове» за них и попадает от бабушки. Повесть производит очень светлое впечатление, и всё, что происходит с героиней, оставляет нас в уверенности, что лето в деревне - это счастье.

Штрихи к портрету: Ирина выросла в Мурманской области, а сейчас живёт в Петергофе. Руководство классом и творчество она совмещает с работой литературного критика, её рецензии на детские книги можно прочитать в Интернет-журнале «Жёлтая гусеница». http://adl-22.ru/ycp

Премии:

Лауреат 3 степени губернаторской премии имени Баева-Подстаницкого (2007).

Дипломант второй степени Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи «ЮНЭКО - 2007». Лауреат премии Губернатора Мурманской области (за успехи в учебе и научной деятельности в 2007-2008 учебном году).

Юлия Кузнецова.

Юлии Кузнецовой удается писать для детей совсем разного возраста. Есть у неё маленькие истории для дошкольников - «Про Ирочку», где главные герои - девочка Ира четырёх лет, её младший брат Максим, мама и папа. Это семейные истории про повседневные ситуации, которые взрослым кажутся совершенно незначимыми, а для детей очень важны и необыкновенны. Есть у Иры «Сказки про вредин», тоже для дошколят, с воспитательным уклоном. Герои этих сказок звери, но за каждым персонажем мы видим какую-нибудь юную капризную барышню, или мальчика лет пяти, который категорически отказывается говорить: «пожалуйста», или малыша, привыкшего, что его таскают на руках, и не желающего ходить самостоятельно. У Юли вышли три книги в издательстве «Эксмо», они рассчитаны на средний и старший школьный возраст, а также книга для подростков «Выдуманный жучок» в издательстве «Нарния». О ней мне бы хотелось рассказать поподробнее.

«Шунт - это обычный проводок, на конце которого стоит маленький насос. Этот насос вставлен в мою голову. Он помогает работе мозга». Спокойно, с юмором и с достоинством героиня этой пронзительной и увлекательной книги, тринадцатилетняя Таша, рассказывает свою историю. Раз в три-четыре года шунт нужно менять. И поэтому в жизни Таши, помимо всего, что бывает у всех - учебы, подруг, игр, развлечений, - есть еще Больница. Есть болезненные уколы, которым Таша даже придумала собственную классификацию. Есть нервная и уставшая мама, она гораздо слабее самой Таши, и поэтому им часто приходится меняться ролями. Есть внутренние отношения между «тяжелыми» и «легкими» больными, зависть родителей к чужим диагнозам, суеверия и приметы, связанные с операциями, есть отчаянье и есть надежда. Чтобы выдержать погружение в больничный мир, Таша придумывает себе своеобразного «ангела-хранителя» - Жучка. По ходу повествования становится понятно, что у каждого ребенка свой Жучок, который утешает и смешит, а порой журит за нечуткость. Но повесть сюжетно гораздо шире разговоров с воображаемым приятелем. В центре - дружба Таши и Ани с отделения онкологии. Мамы девочек никак не хотят идти на контакт, зациклившись на своих проблемах. Но Аня с Ташей все-таки умудряются их подружить. Они не падают духом и постоянно что-то придумывают: сочиняют целую историю, чтобы помочь мальчику Степе без страха пойти на операцию, подкидывают вредной медсестре куклу-двойника, запирают в шкафу нелюбимого врача и разоблачают интриги больничной Снегурочки. Автор не дает читателю погрузиться в беспросветное отчаяние, но и не пытается отвлечь от серьезной темы, чередуя смех и слезы, держа в напряжении до финала. «Выдуманный жучок» - правдивая история о том, что от жизненных испытаний люди становятся сильнее и человечнее.

Штрихи к портрету: Юлия живёт в Москве, она - мама двоих детей. Мастер детективного жанра (смотрите «Большую книгу приключений и загадок»). Чтобы написать книгу про паркур, она познакомилась с ребятами, которые увлекаются этим «искусством преодоления препятствий», и досконально изучила их стиль жизни. Юлия - один из авторов нового журнала о детской литературе «Переплёт», придуманного детскими писателями. www.vpereplete.org

Премии:

«Заветная мечта» 2008-2009 (Малая премия, 1е место)

Премия имени Владислава Крапивина (лауреат 2й степени)

Ася Петрова.

Асина дебютная книга недавно вышла в издательстве «Детгиз». Называется она «Волки на парашютах». Это сборник рассказов, получивший в прошлом году премию «Книгуру» (всероссийский конкурс на лучшее произведение для подростков). Когда я в первый раз прочитала Асины рассказы, я подумала: «Вот это смелость!» Пишет она о том, как… детям сложно жить на белом свете! Они ведь обязаны каждый день одеваться, даже если не выносят этого («Витя догола»), боятся спать в одной комнате с бабушкой - вдруг она умрет («Волки на парашютах»), взрослые задают им вопросы, но не слушают ответы («Эгоист»), и хотят отправить их на дачу, вместо того, чтобы послать их в летний лагерь («Эти ужасные родители»). Как-то получается у Аси забраться в головы этим самым детям, не просто поставить себя на их место, а стопроцентно вжиться в образ. Кажется, что у всех Асиных рассказов один лирический герой - очень умный и развитый, самостоятельный ребёнок, который не устает удивляться абсурдности того, как устроена «взрослая» жизнь. И хотя проблемы Ася ставит серьёзные - страха смерти, одиночества, непонимания - она пишет об этом с такой своеобразной иронией и очевидным оптимизмом, что нам кажется, будто до разрешения проблемы - всего один  шаг. Прочитай рассказ вместе с родителями, посмейся, а потом - помирись. Узнай, что тебе надоело в твоей жизни, попытайся от этого избавиться, а потом пойми, что всё происходит не зря. Важно отметить, что у Аси Петровой своеобразный, уже сложившийся, узнаваемый стиль, который понятен и близок сегодняшним школьникам. Перед нами, несомненно, один из самых многообещающих авторов, пишущих для детей и подростков.

Штрихи к портрету: Ася не только писатель, но и переводчик с французского. В её пересказе выходят и детские книжки-картинки, и романы для взрослых. Сейчас Ася учится в Сорбонне, знаменитом парижском университете, где изучает французскую литературу и пишет магистерскую работу по математической лингвистике и литературному анализу.

Премии:

Лауреат премии «Книгуру-2011».

Прдолжение следует.

юлия кузнецова, ася петрова, детская лиТЕратура, ирина павлова, тамара михеева

Previous post Next post
Up