Jan 31, 2009 09:55
110 лет написания оперы, конечно, не круглая дата, но наше отвратительное правительство отмечает своих мерзавцев по куда более кривым поводам, а мы с удовольствием запишем Римского-Корсакова себе. Тем более, что в прошлом году исполнилось 100 лет смерти великого композитора (швыдкой культурой также не замеченные), - летом 1908 года царская цезура запрещением крамольного "Золотого петушка" (по большевистской сказке Пушкина) свалила выздоравливающего музыканта в могилу.
"Царская Невеста" - лучшая русское оперное произведение... Но сначала "Карфаген должен быть разрушен!" - опера есть искусство прежде всего драматическое, музыкальная драма. Только мещане насладждаются чуждоязычным бельканто. Только пошляки слушают арии из опер вне опер - от трёх кастрированных поросят... пардон, теноров. Каждый слог в тексте оперы имеет значение - ударение, выражение голоса, лицо и жест. Только воображающие себя эстетами филистеры слушают оперу на незнакомом языке. Только чуждая искусству страна подобным образом оперы ставит. Исполнительская техника деградирует до коровьевого мычания. Театр с оперой на иностранном языке (если, конечно, речь не идёт о гастролях) - не храм искусства, а свинячья ярмарка надутой черни.
Разделавшись с низостью, вернёмся к искусству... итак, лучшая русская опера. С первых тактов вступления музыка народная - "родная" - в подлинном смысле слова, то есть своя, узнаваемая, - и ни одним тактом у народа не заимствованная. Мелодичность "Царской невесты" поразительна, превосходит Моцарта и Верди. Мелодичность разная - от "народной" (см. выше) песни Любаши до виртуозного многоголосья. Мелодия не мешает драме, драма вливается в мелодию без корявых речитативов. Эпоха передана, Иван Грозный не произносит в опере не слова - а как хорошо слышен! Любовь... сколько угодно и такая разная, что Шекспир сжёг вторую часть "Ромео и Джульетты", удалившись в покаянную переписку с друзьями. Любовь светлая и тёмная, страсть и низость, отчаяние и власть, предательство и самопожертвование, долг и измена. Каждый найдёт и оправдает своё (если интересуется данным неточным предметом). Отдельное спасибо либреттисту - это вам не убогие либретто "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы" (оценка В.Набокова).
Гармония - самое верное слово. Самая гармоничная опера, в этом смысле лучшая.
Рекомендации. Да, опера пока идёт в Большом, в хорошей старой постановке. Но голоса и оркестр ни к чёрту не годятся. Если повезёт - слушать будет можно. Если не повезёт - заработаете скуку и отвращение. Худшее исполнение партии Любаши - худшее всех времён - принадлежит Елене Образцовой, остерегайтесь особо. Записи есть очень даже приличные, советские, разумеется. Лучшие - 40-х и 50-х годов, но там проблемы с качеством звуковой дорожки. В общем, боритесь, ищите, не сдавайтесь, и найдёте.