Apr 21, 2007 13:19
Глухой ночью, через небольшой сквер пробирались двое людей. Осенняя темнота была холодна. Выйдя на дорогу, злоумышленники разделились - девушка осталась у развилки для наблюдения, а мужчина прошёл к защищённым решёткой дверям. Вся операция заняла несколько минут, после чего преступники через тот же сквер бысто прошли к оставленному автомобилю и растворились в огромном спящем городе...
Утреннее солнце осветило улицу. На двери театра, на его стенах, на афишной тумбе, даже на асфальте дороги красной краской было выведено: "ВЕРНИТЕ ЖЕНОВАЧА!"
В 1998 году был уничтожен лучший постсоветский, а, возможно, и лучший за всю русскую историю театр. Уничтожен так, как не уничтожались театры в России. Спектакли, каждый из которых был шедевром, были сняты с репертуара ВСЕ разом. С режиссёром театр покинули все его актёры, бывшие соавторами и соратниками.
Неуловимые мстители не собирались останавливаться на совершённом. В течение полугода в кассах и фойе московских театров появлялись пачки листовок обличающего содержания. Возмущённые ценители прекрасного взывали к театральной общественности, не давая замолчать неслыханное преступление против искусства.
"Леший" по А.Чехову, "Маленькие комедии" Тургенева, "Пять вечеров" Володина, "Ночь перед рождеством" Гоголя, трёхчастный "Идиот" (спектакль длился три вечера, передавая полный текст романа Достоевского) - всё в лучших традициях русской классической школы, и одновременно свежо, без дедактичности и декламаций, с новаторскими придумками в сценографии. Это не понравилось правящей в театре клике, во главе с директором по фамилии Коган. Театр был разгромлен.
И вот неделю назад, 14 апреля, на церемонии вручения театральной премии "Золотая маска", режиссёр Сергей Женовач получил три - все возможные! - "маски": за лучшие спектакли малой и большой формы, как лучший режиссёр. Нет, не за ТОТ театр, возродить его не удалось, а за спектакли новой, молодой студии, составленной из выпускников курса РАТИ (ГИТИСа), воспитанных Женовачом. В этих спектаклях нет пока того мастерства и совершенства, как в "старом" театре, но есть искренность, душа, творческое единомыслие и та же великая театральная традиция.
Наше время скупо на справедливость. Неизвестно, настанут ли для режиссёра и его труппы лёгкие времена, сможет ли он вновь собрать своих старых актёров. Тем более приятен для Сергея Женовача, его учеников, друзей и поклонников, зрителей, русской культуры, этот маленький триумф.