Мы - Иные!
Поражающий феномен смычки левых с правыми вообще довольно распространен, особенно в РФ и Украине. В Германии тоже встречается такое явление, оно называется Querfront, но оно меньше гораздо распространено, и все понимают, что кверфронт - это тоже правые радикалы, что бы они о себе ни думали.
В РФ и окружающих республиках же как пошло с "красно-коричневых", так и продолжается до сих пор. Я не о госпартиях консерваторов проде КПУ и КПРФ (там проблемы и причины другие). Я именно о молодых активистах, которые нечетко видят разницу между левыми и правыми и считают, что вполне можно "воспользоваться" маршем, протестом, митингом, собранным националистами. Ведь там же собрался Народ, а Народ - это святое. В итоге, естественно, правые пользуются помощью левых, а не наоборот. Но левые не расстраиваются - они потусовались среди Народа, поучаствовали в Настоящем Деле, им теперь можно смотреть свысока на всяких там теоретиков, которые обосрались от страха и не вышли на майдан/манежку или еще куда.
Наиболее явное выражение этой идеи - конечно, лимоновцы. Нацболы изначально собирались под идею "какая разница, каких идей ты придерживаешься - главное, есть желание протестовать и безрассудная смелость".
Левым, конечно, немного неприятно тусоваться с народом, настроенным националистически. Лучше бы это был пресловутый Восставший Рабочий Класс. Из этой фрустрации возникает обидка на своих товарищей (но не себя лично), описанная в первой части. Но в принципе, эта фрустрация преодолима.
Явление это тупиковое и очень вредное для коммунистов и левых. В тандеме национализм/социалистические идеи - всегда национализм будет побеждать. Он проще: тут свои, там чужие, чего еще надо? Левому надо хоть что-то читать и понимать. Национализм охотнее поддерживает буржуазия. Абсолютно ничего позитивного для левого движения эти "лево-правые игры" не приносят. "Подпольные" левые на Майдане молча (ни слова не говоря о своих идеях и требованиях) обслуживали правое движение - готовили еду, убирали, скандировали речевки, стояли, создавая массу, готовили коктейли молотова, кидали бутылки и так далее. Если они пытались говорить на свои темы - их вышвыривали. То есть они не говорили, а работали на правых. Конечно, их там было не так много, но тем не менее, они в этом поучаствовали. В итоге пришла олигархическая (как и раньше), но еще более бандитская, фашистская власть; страна в разрухе; экономически близок полный крах, на дорогах бандитизм, все левые и коммунисты подвергаются преследованиям, людей пытают, избивают, похищают. Эту власть привели в том числе и те левые, которые пустились в кверфронт, в лево-правые игры.Но их даже критиковать нельзя - сразу набегает толпа юношей с горящими глазами: как вы смеете критиковать тех, кто "умирал под пулями"?!
Это явление кверфронта имеет глубокое социально-психологическое обоснование.
Чтобы его понять, обратимся к современной масс-литературе. Например, Лукьяненко с его "Дозорами". Идет постоянная, вечная война Добра со Злом. Светлые никогда не становятся темными и наоборот. Однако в первую очередь все эти люди ощущают себя не светлыми, не темными, а - Иными. Они отличаются от обычных людей. Это принципиально. Они могут увлеченно сражаться, вполне натурально убивая друг друга, но любому Иному принципиально ближе и понятнее другой Иной, нежели человек.
Еще полнее эта идея выражена у Роулинг. Волшебники могут быть злыми и добрыми, могут переходить из одного лагеря в другой, могут перевербовываться или быть обманутыми. Но принципиально не отличие "добрых" от "злых". "темных" от "светлых", все это детали. По-настоящему принципиально колоссальное отличие волшебников от людей - от маглов.
Кстати, в обоих случаях отличие темных от светлых - в их отношении к массе простых, примитивных людей.
У Лукьяненко для Светлых люди - корни, для Темных - кормовая база. Но потом выясняется, что и те, и другие на людях паразитируют и используют их в играх без особого стеснения. Только риторика разная.
У Роулинг темные хотят открытой власти над маглами, светлые - скрывать собственное бытие и вмешиваться в магловскую жизнь тайно, лишь тогда, когда маглы начинают мешать (то есть тайной власти над маглами). Но никто из них не относится к маглам как к равным, это для них биологически невозможно, их сверхспособности реальны.
Все это очень похоже на бодания современных политактивистов. Я говорю не о настоящей сути противостояния, а о самоощущении этих людей: мы - Иные.
Правые вполне откровенно строят манипулятивные стратегии. Они - политики в полном смысле слова; они не ставят целью самоорганизацию трудящихся или даже нации; их цель - прийти к власти и "сделать всем хорошо" (как это заявляется, конечно).
Левые что-то мямлят про самоорганизацию, про советы или "прямую демократию", пытаются "работать" с теми, кого они числят революционным субъектом. Считают себя светлыми и выступающими за все хорошее. Жертвенными героями, отдающими свое время. деньги, силы, а в идеале - жизнь в борьбе за "народное дело".
Но это все они не ощущают как принципиальное отличие от правых. В самом деле, ведь и правые "работают с народом", то есть "теми же трудящимися". И утверждают, что хотят "единства нации" и "гражданского общества". И правые имеют своих героев и жертвы (и даже еще более охотно выпячивают и приукрашивают все это).
В общем, главное у них - это не деление на правых и левых. Главное - это деление на политактивистов и остальных обычных простых людей. У правого с левым всегда найдется, о чем поговорить - как бодались с полицией, о политзаключенных "всех направлений", о методах политической работы, о сборе средств. Можно и поспорить, отчего нет. Можно всласть и с удовольствием схлестнуться по нацвопросу, вопросу о частной собственности, и особенно на исторические темы.
Хотя у стандартного современного неавторитария и тут разницы с правыми почти нет! Спорить почти не о чем. Мелкий и средний бизнес - по их мнению "основа экономики", так и правые обращаются именно к этим слоям буржуазии, страдающим от монополизации. Историческая тема для неавторитарных левых полностью исчерпана: Сталин - то же самое, что и Гитлер, СССР - бюрократический либо социал-империалистический, либо еще какой госкапитализм, в общем, исторически они вполне могут понять умеренных правых (отсюда столько раздражения в адрес "совков, которые думают только о прошлом" - почему бы этим совкам не сдать свои позиции, разве это важно?) Разве что по собственно национальному вопросу возникают разногласия. Но умеренные правые и их могут легко сгладить, они вообще мастера манипуляции и демагогии. Например: "мигранты - это реальная проблема народа, если вы за народ, то должны помочь нам решить проблему мигрантов". На это ведутся, к счастью, не все - но когда правые уже организуют бунт против мигрантов, левые не могут удержаться от присоединения к "восставшему народу" и объявляют этот обычный погром "восстанием с социальными лозунгами".
Можно даже какие-нибудь цитаты из Ленина из контекста повырывать.
Потому что хочется же повоевать наконец! Не упускать же такую возможность.
Так возникает кверфронт. Разумеется, у любой социальной психологии имеются экономические, классовые корни. Политактивисты-"Иные" возникают либо из верхних пролетарских слоев (относительно высокооплачиваемые и хорошо образованные, работники умственного труда), либо из непосредственно буржуазных (мелкие предприниматели. высокооплачиваемая интеллигенция и служащие - скажем, менеджеры), часто это молодые люди - учащиеся, студенты, обычно дети из не самых обездоленных слоев населения. Иногда это люмпены, но - сознательные, выбравшие этот путь, чтобы не напрягаться.
В том случае, когда политактивист работает своим горбом и получает как большинство населения, либо происходит из пролетарской семьи - как правило, такой наивности и нет. Этот активист знает, за что борется и чего хочет. Он/а себя не отделяет от угнетенных. Сражается за собственную лучшую жизнь и за лучшую жизнь для своих близких. Для него/нее "свои" - это рабочий класс, а не другие "активисты разных направлений".
Разумеется, всегда могут быть исключения в ту или другую сторону; у отдельной личности бытие далеко не всегда полностью определяет сознание.
Но если вдуматься, часто.
Вторых интересует результат - КАК добиться освобождения трудящихся. Процесс второстепенен. Что нужно делать - то они и будут. Надо - будут видео снимать, надо - акции организовывать, надо - Маркса читать.
Первых интересует в основном процесс. Ролевая игра. Мне когда-то казалось, что возможности ролевых игр ограничены: ну не пойдет же человек на смертельный риск ради игры. Оказывается - вполне. Да это и неудивительно: люди лезут в горы, прыгают с парашютом - все ради острых ощущений. Кто-то погиб? "Так лучше, чем от водки и от простуд".
Поэтому глубинное, тошнотное недоумение: как так? Мы были такие молодцы, мы "умирали под пулями", мы пережили настоящий катарсис, а тут какие-то сидят и в интернетиках пишут, что мы неправы?! Как неправы?! Еще раз по буквам: мы герои, мы были под пулями! Результат? Да идите вы в жопу, мы что, обязаны вам "правильную революцию" организовать?! Мы ведь герои! Мы отныне вообще никому ничего не обязаны.
Действительно, им реально непонятно, почему кто-то недоволен результатом! Ведь результат не важен - важно побыть героями! Своего результата эти люди уже достигли.
С кверфронтом можно бороться лишь в том случае, если обозначить и понять это явление.
Четко понять, что ложка меда в бочке дерьма не превращает последнее в мед. Присутствие левых среди фашистов - это не более, чем усиление мощи последних. И лучше быть левыми в меньшинстве и изоляции, лучше стоять с жалкой горсткой пенсионеров под красным флагом, чем радостно маршировать в мощной фашистской колонне.
В конце концов, история на нашей стороне. Однажды придет и наше время.