Необычные пастели Киры Соколовской и разговор с автором.

Sep 16, 2013 14:21

С Кирой Соколовской мы познакомились на выставке Мая Митурича. Солнечные веранды,
экспрессия и свобода мазка привели меня в дождливый день в галерею «Ковчег»,
что находится на улице Немчинова в Москве. Оказалось, что не только меня.
Внутренний барометр сразу определил в стильной девушке художника, и не ошибся.
Уже потом вспомнила, что видела в интернете яркие пастели Киры, сильными штрихами
рассказывающие истории о волшебной игре света и запомнившиеся необычной бумагой.
Интервью получилось теплое и очень щедрое, как и сама Кира, думаю, будет интересно!




- Кира, расскажи, пожалуйста, как ты пришла к своей технике? Почему именно абразивная бумага?
Догадываюсь, что из-за ее «держучих» свойств. Это был эксперимент или ты знала, на что шла?

- Первый раз я попробовала порисовать на наждачной бумаге ещё в школе: на маленьком таком кусочке
грибы нарисовала - и мне понравилось! Потом уже на последних курсах учёбы в Строгановке
я пришла к пастели и вспомнила про абразив, а постоянно стала ею пользоваться уже после учёбы.

- Как ты думаешь, насколько сильна связь между любимым материалом и авторской техникой?
Ты сначала придумала технику, и искала под нее наиболее выразительный материал, или материал
продиктовал технику?

- В моём случае, скорее, материал продиктовал технику. Хотя, надо сказать, я всегда присматриваюсь к тому,
как рисуют другие. Помнится, меня очень увлекала манера рисовать одной моей подруги, Ксении Каревой.
Я испробовала похожий стиль в своих работах фломастерами,а потом перенесла их на пастель. Это вышло автоматически.
Сейчас, наверное, сложно сказать, что я вдохновилась работами другого человека. Но я очень рада этому.
Кроме того, мне нравится сама поверхность абразивной бумаги и след от пастельного мелка, их взаимная шероховатость.
Мне хочется оставить побольше бумаги и показать штрих, чтобы выразить то, что, на мой взгляд, является душой этого материала.
Я не стремлюсь к фотографичности: мне кажется, что это «съест» характерность материала, и он затеряется среди других техник.




- Где ты берешь бумагу? На строительном рынке или есть еще тайные места?
Ты готова ими поделиться?

- Да то там, то здесь) На строительных рынках иногда, временами заказываю по интернету.
Мой большой рулон бумаги куплен в фирме «Сегмент-абразив» в Подольске. Кроме того,
в Белгороде также производят нужную бумагу (у них есть сайт), даже с доставкой в Москву.

- Пастель каких марок ты предпочитаешь? Как ты ее хранишь? Раскладываешь по цветам
и теплой-холодной гамме или хранишь в оригинальных упаковках?

- Я работаю со всем, что у меня есть. Абразивная бумага хорошо держит пастель любой марки
- это её главное преимущество. Моя первая пастель - подольская, но, кроме некоторых мелков,
она оказалась плохой. Потом я очень много рисовала питерской olki, а сейчас основной состав
моих работ- это Schminke и Sennelier, Faber-Castell, но и старыми мелками я активно пользуюсь.
Покупать зарубежную пастель стала потому, что в питерской не было нужных мне цветов,
а теперь и из-за покрывных качеств. Пастель я храню, расположив по гамме,
либо подбираю нужную мне на данный момент палитру.




- Если не секрет, ты фиксируешь свои пастели, или бумага не требует? Если да, то чем?
Мой любимый лак «Прелесть» выпускается уже в другом составе, чем десять-пятнадцать лет назад,
но альтернативу ему пока не нашла.

- Я тоже пользуюсь «Прелестью»: дёшево, практично, голова не болит, пятен не оставляет.
Хочу попробовать Schminke. Когда попробую- расскажу)

- Ну и последний чисто технический вопрос. Как ты хранишь и экспонируешь свои пастели?
Мне подошел толстый фотоальбом большого формата, где работы хранятся под пленкой,
а любимые - в рамах под стеклом, если рисую в блокноте, перекладываю листы в калькой. А у тебя как?

- Примерно также. Я купила файлы формата А3 и папки к ним, где храню основные работы небольшого формата.
Большие же перекладываю либо калькой, либо бумагой, храню в папке, ну а некоторые оформляю.

- Кроме пастелей, у тебя еще и отличная графика! Ведь ты училась именно на графике?
Расскажи о годах учебы в Строгановке: о том, почему выбрала именно этот ВУЗ, о любимых
преподавателях, своем факультете?

- Спасибо!) Вообще, я считаю свои пастели тоже графикой. Да, я закончила кафедру «Искусство графики» в Строгановке.
Выбрала её, потому что других институтов не знала) Ну, кроме Суриковского, куда и не мечтала поступить.
Честно говоря, наибольшее впечатление своим подходом к делу и знаниями на меня произвели
преподаватели истории искусства: Кошелев, Докучаева, Печёнкин… вот у них я, действительно, научилась многому!
Кто ещё? Рыжкин, преподающий рисунок и пластическую анатомию, на мой взгляд, гениален, а кроме того, энтузиаст своего дела.
Со своей кафедры я особенно благодарна Тамаре Мамонтовой: она мне открыла глаза на живопись! И, конечно,
покойному Шепелёву, но ему больше за поддержку на первых порах… Хотя он-то как раз мои яркие пастели игнорировал)




- Недавно тебя приняли в МОСХ, поздравляю! По какому направлению? Что нужно было представить для вступления?
Можешь прояснить творческие и «бумажные» моменты?

- Благодарю! Я поступила на станковую графику, как и училась. Все документы для вступления есть у них на сайте.
Там ничего особенного не надо, а если нет рекомендаций, то их напишут. Нужно написать свою краткую творческую биографию,
отдельно перечислить свои основные работы (штук 10), распечатать их фотографии(штук 6), плюс свои собственные
- на документы (какие найдёте). Справка с места жительства - это просто ксерокопия паспорта.
В общем, самое сложное - это пройти отбор и предоставить 3 справки с выставки МОСХа.
На мой взгляд, я прошла отбор только благодаря тому, что принесла свои пастельки на предварительный просмотр,
а они очень понравились. Так что несите не только «официальные» вещи, но и то, что действительно любите!

- Давай поговорим о том, кто тебя вдохновляет, кого считаешь своими учителями?
У нас была шикарная школа советской книжной графики с целой плеядой мастеров,
мне кажется, тебе близка эта тема, или я ошибаюсь?

- О, вдохновителей очень много! И современные авторы, и старые. Некоторые из советских авторов меня тоже привлекают.
Люблю многих старых мастеров: Врубеля, Веласкеса, Вермеера, мастеров натюрморта Питера Клааса и Виллема Хеду,
но особенно пейзажистов. Шишкина, Левитана, Нисского, Сислея, Андре Дерена, Митурича люблю!
Из современных вдохновляюсь Judy Drew, Любой Обориной, Алёной Наливкиной и некоторыми современными иллюстраторами.

- Если начать изучать советскую иллюстрацию, кого бы ты советовала смотреть?
Может быть, есть какие-то достойные имена, которые забыты широким кругом читателей, но были бы интересны
как родителям, уставшим от аляпистых компьютерных книжек, так и начинающим художникам и иллюстраторам?

- Я очень люблю работы Бойко и Шалито(они работали вместе), того же Митурича, Чарушина, Устинова и Макавееву.
Не все они забыты, конечно, но, может, кто-то их не знает.




- В своем Живом Журнале ты ведешь обзоры современных зарубежных художников,
работающих в основном в технике пастели. Как ты думаешь, есть ли отличия иностранных мастеров от наших,
если говорить именно о текущем моменте?

- На мой взгляд, западные мастера больше склонны к фотореализму, но в целом, особой разницы нет.

- Одно отличие я давно заметила: там даже в колледжах учат продавать свои работы,
русский же художник существо более духовное, и даже говорить о финансах у нас не очень принято.
И все же, как выжить художнику? Ты нашла свои варианты?

- Да, к сожалению, это так. Однако, на духовной пище не проживёшь и детей не вырастишь (тем более,
что у нас теперь и школьное образование платное). Я не могу утверждать, что нашла свои варианты,
потому что стабильного заработка у меня пока нет, тем более, с маленьким ребёнком.
Тем не менее, те, кто много крутятся и ищут выход- находят его. Кто-то стабильно зарабатывает в фотобанках,
кто-то умеет придумывать популярные принты и продаёт их (вот здесь - хорошая статья про это).
Одно я поняла: нужно любить своё дело абсолютно, чтобы чего-то достичь в нём и отличаться от других.
Творческая работа - тоже труд, причём немалый, который заслуживает быть оплаченным, как и любая другая работа.
Кстати, у Светланы Воинской в её книге «Сотвори и продай» написано много полезного по этому поводу.




- Если ты позволишь, давай поговорим еще о более личном. У тебя растет очаровательный сын!
Меня сейчас очень интересуют возможности рисования для мамы. Моя знакомая рисовала,
пока ее мама с коляской гуляла неподалеку, меня спасает слинг. Как тебе удается находить время?
Как ты выстраиваешь рабочий процесс после рождения ребенка?

- Спасибо!) Да, у меня есть сын. Что касается времени, то я рисую, в основном, когда он спит.
Иногда помогает моя мама. Насколько мне известно, большинству молодых также помогают бабушки -
и это основной шанс уделить время работе. В любом случае, это вопрос приоритетов.
Если вам важнее что-то иное (зеркальная чистота в квартире или общение по скайпу),
то вы уделяете больше времени этому, а не творчеству. Я выбрала творчество.

- Как ты привлекаешь сына к рисованию? Насколько я поняла из книг Марины Озеровой
«О детском рисовании» и Марины Осориной «Секретный мир детей в пространстве взрослых»
на стадии каракулей можно в основном наблюдать и экспериментировать с материалами и поверхностями.
Так ли это? Какие занятия ты планируешь потом, или пока об этом рано говорить?

- Говорить об этом пока рано. Серёжа просто иногда рисует. Я даю ему разные материалы.
Когда ему будет года 2,5, мне кажется, можно начать его учить чему-то, но не раньше.




- Расскажи о своем опыте преподавания? Недавно у тебя прошел мастер-класс, о чем он был
и кому был предназначен в первую очередь? Планируешь ли ты серию мастер-классов или постоянные занятия?

- Я преподавала много где: в клубе, частно, в колледже, онлайн. Сейчас я бы иначе поставила своё преподавание,
чем тогда. Я бы сконцентрировалась на удовольствии от процесса. Мой мастер-класс был посвящён пастели,
технике и приёмам, которыми я владею, немного - композиции. Пока ничего особенного не планирую,
разве что ещё один мастер-класс со схожей темой рисования интерьеров.

- Что ты можешь сказать о пастели как о материале для начинающих? Как выбрать пастель,
если до этого никогда ей не работали, на что обратить внимание? Что ты можешь посоветовать тем,
кто только начинает пробовать пастель?

- Я считаю, что это хороший материал, удобный в использовании. Как выбрать? Это зависит от бюджета.
Если он невелик, то купить питерскую olki, например, и попробовать. Либо же бюджетную зарубежную пастель:
faber-castell, lyra, koh-i-noor. В них меньше аллергенов, они мягче и ярче, а палитра примерно такая же.
Начинать рисовать, на мой взгляд, лучше на крафте или гофрокартоне. Материал дешёвый, его не жалко,
а пастель держится хорошо.

- Спасибо тебе за столь подробные и интересные ответы! Было очень приятно побеседовать с тобой!
Желаю сил, роста и развития, и побольше времени, чтобы хватало на все твои начинания!

- Спасибо, мне тоже было очень интересно и познавательно!

За творчеством и новостями Киры Соколовской можно следить в ее Живом Журнале ,
или посмотреть ее работы на выставке "Лермонтов", проводимой Домом Графики им.Ровинского
в Российской Государственной библиотеке до 20 сентября. Также вы можете задать свои вопросы
художнику здесь в комментариях, если мы вдруг что-то упустили!

Продолжение следует!

Другие интервью проекта:
Творческое интервью с sally_mao

творческие интервью

Previous post Next post
Up