Mar 16, 2006 11:50
Человеку в коллективе свойственно скорее включаться в некую иерархическую структуру, чем стремиться к установлению равноправного партнерства. Тем более это верно в тех случаях, когда такая структура "предопределена" правилами игры данного коллектива.
Проблема в том, что существует немалое количество людей, которые, оказавшись в коллективе, утрачивают способность критического восприятия, делегируя "право оценки" лидеру. Следовательно, они оказываются неспособны к индивидуальному сопротивлению, когда это становится необходимо. Да и в так называемой "обычной жизни", вне игры, вне роли (хотя и обычная жизнь для многих - лишь цепочка игровых комбинаций) таким людям тяжело сказать "нет", от твердого и недвусмысленного выражения отказа они предпочитают уйти, ускользнуть под каким-либо благовидным предлогом или пойти на некий компромисс, что попросту означает поступиться индивидуальным пространством. Причины такого поведения обычно травматического происхождения. Именно таких избирают в качестве "клиентов" (а точнее сказать - жертв) разного рода шарлатаны, играющие "терапевтов", "гуру" и разных прочих "учителей".
Изначально человек в роли лидера оказывается в более выгодной ситуации. Ему управлять коллективом гораздо легче, чем "рядовому" индивидуму, включенному в коллектив, удерживать критическую независимость и сохранить управление самим собой, причем сохранить так, чтобы это управление не оказалось ограниченно или потеснено правилами игры (которые, кстати, могут целенаправленно и последовательно меняться, оставляя рядовым участникам игры все меньше свободы). Кроме того, в ситуации сопротивления лидер не вступает в индивидуальное противоборство с "клиентом", ибо на его стороне коллектив - управляемый и также неспособный критически оценивать ситуацию. И будьте уверены, прежде, чем сражение личности за собственную автономность перейдет в более открытую стадию, лидер постарается задействовать коллектив как инструмент давления и растворения, чтобы нейтрализовать критически настроенного "бунтовщика", чтобы сохранить игру и свое лицо в этой игре.
_____
черновики,
игра,
знаки жизни