Смена статуса. Механизм трансформации малых групп.

Aug 23, 2007 11:53

Среди ярмарочного многообразия паттернов поведения встречаются довольно забавные. Например, "паттерн новобрачной". Проявляется в том, что новобрачная начинает усиленно устраивать личную жизнь незамужних подруг. Степень настойчивости и мера деликатности в этой благой деятельности зависят от личных качеств дамы, а вот что от тех качеств практически не зависит - так это категорический акцент на "серьезности отношений" (зримым подтверждением коих, надо полагать, должен стать очередной акт замужества). Причем может случиться так, что те подруги "дней веселых", которые упорствуют в сохранении своего вольного статуса, постепенно вытесняются на периферию общения. Впрочем, о них, ставших периферийными, быстро вспоминают в процессе собственного развода.

Посредством этого и подобных паттернов происходит самоорганизация (трансформация) некоего "малого сообщества" людей, объединенных эмоциональной связью. Один человек, сменивший свой статус, стремится "перетянуть" и остальных, оказывая на них определенное (так называемое "моральное") давление. Почему это происходит? Прежде всего потому, что новый статус предписывает человеку другие правила игры, другие паттерны поведения*. Если приобретенный статус человеку кажется более ценным, то он охотно принимает эти правила (надстраивает, либо заменяет ими правила прежние - смотря что допускает "традиция", одобряемая практика данного общества). Принимает и предпочитает следовать им при общении с другими людьми, даже если те не принадлежат его статусной группе.
В то же время, человек постоянно стремится оптимизировать процесс общения, а это прежде всего означает пребывание с собеседником в едином знаковом (и игровом) пространстве. При перемене (условном повышении) статуса сохранение знакового и игрового единства будет выражаться в побуждении партнера принять правила игры его нового статуса.
В числе прочих мотивов, побуждающих человека "перетягивать" окружение, не последнюю роль играет стремление подтвердить правильность совершенного поступка (смены статуса). Таким подтверждением обычно является позитивная реакция дружественного окружения.
Если запрос на изменение статуса не вызывает в сообществе позитивного отклика, эмоциональные связи могут ослабеть и сообщество распадается (или, подобно лягушке зимой, впадает "в спячку" - покуда статусы его членов (тьху, ну что за стиль...) не уравняются). Тут уж какое из двух зол окажется сильнее - эмоциональная связь или притяжение желанного статуса. Либо окружение перестает быть дружеским, либо статус теряет ценность)
По такому же принципу работает паттерн других статусных (социальных) ролей, распостраняющий в обществе данную роль, словно инфекцию - "революционер", "потребитель", "предприниматель", "адепт религиозной группы", "продавец Гербалайфа" - что угодно еще, примеры добавьте по вкусу.
Вполне естественное и рациональное (пусть и неосознанное) стремление к созданию единого пространства общения ("действовать в чужом монастыре по его уставу") способно изменить не только поведение человека, но и само его мышление - поскольку вместе с правилами игры новой группы (нового, более ценного статуса) человек принимает и ее ценностные суждения. Это стремление становится важной деталью механизма контроля поведения - когда окружение испытывает раздражение и категорически "отказывается понимать" человека до тех пор, пока он не примет их ценности, их правила, не начнет думать "их мыслями".

Прим.
* В архаических патриархальных сообществах смена статуса непременно отражается не только в практическом поведении, но и в одежде, выполняя сигнальную функцию. Если во внешнем виде незамужних девушек допустимы элементы соблазнения (распущенные волосы, менее строгая одежда), то женщинам
замужним предписано эти элементы полностью устранить - волосы убраны под головной убор, глухая юбка до пола, руки задраены по самые кисти). В современном обществе сигнальная функция одежды оказалась ослаблена, и замужняя женщина может транслировать "сигналы соблазнения", что раздражает или дезориентирует иных представителей сообществ патриархальных.

_____

игра, знаки жизни

Previous post Next post
Up