- Личные потребности (фундаментальные и высшего порядка, ставшие фундаментальными).
- Подражание успешным практикам Образцы для подражания человек выбирает в соответствии с внутренним побуждением и внешним принуждением (требованием окружения). Например: человек, испытывающий сильное побуждение к рисованию, будет изучать технику рисования (подражание успешной практике). Женщина, заинтересованная в высоком статусе и не испытывающая материнских чувств, будет их имитировать напоказ, если в ее группе материнство (и соответствующее поведение) считается признаком полноценности и является обязательным условием для повышения статуса.
- Культурный канон - правила игры данной группы. Определяют обязательные, дозволенные и запретные для подражания паттерны поведения. Как правило, группа предъявляет к своим членам требования на условиях take it or leave. Нарушителей наказывают понижением в иерархии, изоляцией, изгнанием из группы. Следует заметить, что строгость соблюдения правил игры может оказаться обратно пропорциональна положению в иерархии группы, в то же время с повышением иерархии набор требований изменяется (наряду с послаблениями могут возникать новые правила, нарушение которых жестоко карается). Культурный канон определяет "безопасную стратегию", направленную на сохранение и усиление группы. Действительная безопасность и полезность этих правил поверяется исключительно практикой - длительностью и устойчивостью существования данной группы.
Культурный канон группы сильнее индивидуального критического мышления и способен существенно деформировать границы приемлемого отдельной личности.
- Стремление получить поощрение. В качестве поощрения группа предлагает краткосрочное удовлетворение фундаментальных потребностей.
Порядок расположения произвольный, поскольку приоритет регуляторов меняется.
Группа - совокупность людей, связанных ощущением сопричастности (напр., архаическое кровное родство, фронтовое братство, принадлежность к одной религиозной конфессии и т.п. Групповая сопричастность возникает у людей, совместно переживших события травматического характера.
Развитие цивилизации превратило принадлежность к группе из обязательного условия в условие желательное. Сегодня человек может не принадлежать к какой-либо группе (напр., выйти из прежней) без всякой угрозы или ощутимого ущерба для себя. На смену группе с ее глубоко обязывающим ощущением сопричастности и взаимной ответственности приходит суррогатная замена - коллектив как совокупность людей, объединенных утилитарными задачами повседневного выживания и/или совместного использования территории. Даже в семье возможно ослабление позитивной эмоциональной связи вплоть до полного ее разрушения. Да и не всякая эмоциональная связь, сколь ни была бы она интимна, создает у партнеров ощущение сопричастности.
Групповые регуляторы продолжают действовать и вне группы, но влияние их ослаблено. Помимо собственной воли и персональных представлений о правильном и неправильном (добром и злом) не остается эффективного механизма, который бы удерживал человека в рамках игры. Если индивидуальное критическое мышление человека вне группы ослабевает, такой человек может избрать для подражания деструктивные практики, что оборачивается бедой как для самого человека, так и для его окружения.
_____