Антиигрок

Jul 01, 2005 17:17


Человек "вне игры" создает не арену, как ее создают игроки для игровых транзакций. Он непосредственно создает персональное жизненное пространство, которое, в случае необходимости может превратиться в поле боя, но никак не в декорированную арену игры.
Антиигрок не избавлен от цензурного и деформирующего влияния социального окружения. Его отличие от игрока в реакции на воздействие. Можно сказать, что антиигрок использует собственную творческую тактику выживания, основанную на наблюдении, понимании, анализе, а не на конечном множестве реакций, обусловленных и ограниченных правилами игры.
При этом антиигрок не получает поддержку от социального окружения, но сталкивается с замаскированным противодействием больше, чем любой игрок. Общество интуитивно чувствует опасность, исходящую от антиигрока. Вместо того, чтобы структурировать реальность по предписанным и одобренным правилам, антиигрок избирает путь самостоятельно и движется непредсказуемо. Зачастую он пренебрегает сокровищами "коллективной души", но интерпретирует их и имеет дерзость пытаться обрести собственную душу, рискуя в этом обретении потерять себя самого. Он не вступает в шизофренический конфликт с собственной тенью, но пытается сотрудничать с ней, используя средства, отличные от предписанных.
За Антиигроком тянется след разрушений - сломанных игровых арен, ворох тузов, высыпанных из рукавов, бумажные груды бесполезных сценариев и маски, растоптанные игроками в поспешном бегстве. Общество игроков враждебно относится к распознанному антиигроку, поскольку заинтересовано в слепых, неосведомленных, добросовестных игроках и вынужденно смиряется лишь с весьма ограниченным количеством людей свободных, независимых, самодостаточных, редко отказываясь от идеи однажды их опрокинуть и затоптать.

Игрок, оказавшийся в жизненном пространстве Антиигрока, по обыкновению пытается навязать свою игру, воссоздать в нем привычную структуру игрового поля. Антиигрок распознает и игнорирует эти попытки, как игнорирует он и игровую разметку своего жизненного пространства. Антиигрок последовательно, "безжалостно" и "бесчестно" отнимает у игрока возможность использовать сценарные шаблоны и заготовки, обесценивает их, что обесценивает игрока в собственных глазах. Расчет игрока получить предсказуемый результат проваливается. В такой ситуации игровой опыт играет с ним дурную шутку - игрок ощущает самого себя объектом манипуляции, предметом игры, осмыслить которую не в состоянии. Игрок, воспринимающий реальность как череду "выигрышей" и "проигрышей", дезориентирован и логично предполагает скорое свое поражение. Внеигровое состояние настолько далеко выходит за рамки повседневного опыта игрока, что оно просто "немыслимо", и, следовательно - отрицается как "невозможное, не существующее".

Отношение человека к игре можно условно разделить на четыре варианта:
- Слепой игрок: Человек не замечает игры и является слепым объектом игровых манипуляций. Если ты не видишь игры, это не значит, что ее нет.
- Честный игрок: Человек понимает, что ведется игра, вникает в правила и полагает, что честное следование правилам позволит преуспеть и добиться выигрыша.
- Манипулятивный игрок: Человек понимает, что игра по правилам - это лишь внешняя сторона и в такой игре получают главный выигрыш только те, кто эти правила создают. Человек делает вполне очевидный вывод: в игре по чужим правилам выиграть невозможно. Одни начинают в меру разумения и способностей жульничать в чужой игре, другие - пытаются выстраивать собственную игру, или контр-игру. Игрок пробует себя в роли манипулятора и, если это приходится ему по вкусу, совершенствует игровую технику.
- Антиигрок: Человек в какой-то момент открывает возможность существования вне игры, и стремится реализовать эту возможность, чтобы достичь большей свободы. Умение манипулировать, видение и понимание игровых процессов прежде всего приводит антиигрока к осмысленному отказу от использования этих знаний с целью манипуляции. Человек, использующий игровые приемы, неизбежно становится частью игры.

Замечу, это четыре варианта отношения к игре, а не эволюционные стадии, хотя человек овладевает ими последовательно. Антиигроком невозможно стать без понимания механизмов игры и хорошего владения техникой игровых манипуляций.
Почему так важно осознать это различие?
Потому что пребывание в одном из вариантов само по себе ничего не гарантирует и может оказаться временным. Человек может переходить от одного варианта к другому, и переход этот может произойти для него самого незаметно и непроизвольно. Например, потерявший бдительность антиигрок, вовлеченный опытным игроком в поединок, может легко превратиться в слепого игрока или, что более вероятно, в манипулятивного игрока.

(c) blind_archer
_____

неполные определения, игра, знаки жизни

Previous post Next post
Up