А на очереди еще и премьеры в Екатеринбурге стоят. И итальянцы жаждут булькнуть духовности в Петербурге. И премьеру "Фауста" пропускаю. И интервью с Сашей Вальц пока не расшифровала... Ну и ладно, вернемся в 21 апреля.
«История русского балета» 21 апреля
Еще одна заслуга организаторов Open Dance - стремление отойти от банальной структуры концерта и постараться объединить номера неким тематическим принципом. Задумка сценария концерта 21 апреля в концертном зале «Октябрьский» была ясна: кратенько изложить историю отечественного балета с фотокартинками и с иллюстрациями танцевальными. Однако реализация казалась порой весьма формальной.
Прежде всего, огорчили технические неувязки: при проецировании на задник иллюстраций и фотографий были нарушены пропорции - фигуры оказались приземистыми, широкоплечими и коротконогими. Эстетически это выглядело не очень привлекательно. Второе: текст (интересно, кто его писал?) не всегда соответствовал исторической правде. Так, деятельность Жюля Перро в Санкт-Петербурге (1848 - 1859) хронологически поставили после Сен-Леона (1859 - 1869); заявили, что когда «Перро вернулся во Францию, в России громко звучала слава балетмейстера Петипа». Прошу прощения, Блоха, как историк Б <алета> и знаток творчества Перро, ответственно заявляет: в тот момент слава Петипа как балетмейстера отнюдь не звучала так громко, и вообще в то время он лишь начинал балетмейстерскую деятельность, и через несколько лет после отъезда Перро из России, получил место второго балетмейстера. Согласитесь, пост второго балетмейстера как-то не очень вяжется с громко гремящей хореографической славой. Не соответствовал текст и визуальному ряду: говоря о постановках Сен-Леона, употребили расхожую формулировку о введении в балет русского фольклора в «Коньке-Горбунке», и в качестве примера показали … «Фрески», не имеющие к русскому фольклору ни малейшего отношения. Да и хореография нынешних «Фресок» все же принадлежит Мариусу Петипа. Честно говоря, уж лучше бы показали «Pas de Quatre» Антона Долина, который является изящнейшим и стилистически верным отражением хореографии Перро! И уж отдельный разговор - ведущий. Николай Буров читал текст с надрывным пафосом, словно пародируя знаменитый анекдот о дикции артистов МХАТа, только у него все было совершенно всерьез. «Озвучка» господина Бурова для Блохи явилась наиболее раздражающим фактором этого вечера.
А теперь коротенечко пробегусь по отдельным номерам программы.
«Фрески» (в хореографии Петипа, но авторство было отдано Сен-Леону). Анастасия Колегова, Екатерина Осмолкина, Елена Евсеева, Анна Тихомирова.
Знаменитый женский квартет исполнили весьма разнородно. Обращает на себя внимание плохая работа корпуса. В главной хореографической теме, которую на все лады повторяют все участницы (самая первая комбинация) работа корпуса в молниеносных сменах положений важна чрезвычайно, именно эта смена быстрых ракурсов, игра головой и кистями руки создает хореографическую палитру этого номера, вырисовывает старинный стиль. Стилем этим владела лишь Екатерина Осмолкина. Анастасия Колегова вообще весьма невозмутимо и очень по-простецки танцевала. Солистка (роскошная диагональ rond de jambe) делала акцент на высоте прыжке, а надо - на точной работе стоп, и мелких движениях, что особенно важно в ее второй сольной кульминации.
Pas de six из «Эсмеральды». Яна Саленко и Дина Тамазлакару.
Очень достойное исполнение. Миниатюрная госпожа Саленко была весьма трогательна и с актерской точки зрения, и неплохо станцевала, были весьма миленькие pas de bourre, которые, как известно, являются кульминацией в женской вариации. Тамазлакару - очень и очень хороший танцовщик, что особенно понравилось Блохе - умный!
«Умирающий лебедь». Ульяна Лопаткина.
Еще один прокол организаторов. Понятно, что они из лучших побуждений зафигачили на экран хроникальные кадры с Анной Павловой, исполняющей «Лебедя» в хореографии Михаила Фокина. Но когда после этих кадров на сцену выходит гениальная Ульяна Лопаткина и танцует номер, не имеющий ничего общего с только что виденным (с хореографической точки зрения), невольно начинаешь задумываться о безразличии танцовщиков к тому, что они исполняют. Понятно, что они танцуют то, что им показали. Но и хроника с Анной Павловой не является стратегической и культурной тайной и не хранится в сейфе, не требуется документально заверенного разрешения исполнять хореографию Михаила Фокина в том виде, в каком ее создал автор. Ну так почему же все исправно лепят «лебедя», у которого с фокинской хореографией сходство разве только что в костюме и в финальной позе.
Pas de deux из «Дон Кихота». Кристина Кретова и Леонид Сарафанов.
Сарафанов, как всегда, прекрасен и элегантен, ничего нарочитого - легкий и щегольской танец. Кретовой большое спасибо за выдержанный темп вариации, без тягомотных «эффектных» замедлений. Первые 16 фуэте делала двойными, и очень чисто.
«Большой вальс» на музыку Глиэра в исполнении учащихся Академии Русского балета, хореограф И. Ларионов.
Большой номер с участием почти всех возрастов, выполняющий множество технических и художественных задач. Умиляются малышам, восхищаются выпускниками, которые деловито крутят фуэте. Старшие юноши понимают возложенную на них миссию: в глазах их явственно читается решимость отстреливаться до последнего патрона.
Дуэт из балета Who Cares? Стерлинг Хилтин и Амар Рамазар.
Спасибо фестивалю Dance Open за приглашение в Санкт-Петербург аутентичных баланчиновцев. Блоха не является фанаткой хореографии «мистера Би», но показанные в программах концертов номера скуки не вызвали. Лирический дуэт был станцован легко и свободно, с легким флером печали и изрядной доли нежности.
Баски из «Пламени Парижа».
Якобы хореография Вайнонена. Ну не смешите только! Почему вдруг во второй лирической части появляется еще и какой-то юноша, вовлекающий блондинку в танец? Откуда здесь эта пионерская дружба? Номер прекрасен контрастностью - яростная Тереза и безымянная «молчунья», вошедшая в танец словно невзначай, углубившись в свои мысли и вдруг внезапно обнаружившая себя в гуще толпы. В общем, Блоха не согласна!
Второе отделение началось с «Весенних вод».
Это исполнительский хит Марата Шемиунова, одного из самых надежных партнеров. На сей раз танцевал он с Еленой Евсеевой. Все поддержки и подкрутки (на одной руки, двойные рыбки) были выполнены.
Гопак из балета «Тарас Бульба». Денис Медведев.
Вечный советский хит всех гала-концертов. Испортить можно разве уж совсем бездарным исполнением, когда хореография «не по зубам». Не испортил.
Сцена «У балкона» из «Ромео и Джульетты» Лавровского. Евгения Образцова и Игорь Колб.
Очень понравился Колб. Чуткий партнер, не изображал пылкого юношу, но был внимателен, чуток и нежен.
«Венский вальс» в хореографии Якобсона (Екатерина Осмолкина и Максим Зюзин), «Танго» из «Золотого века» (Анна Тихомирова и Артем Овчаренко) - проматываем.
Дуэт из балета «Евгений Онегин» в хореографии Василия Медведева. Изабель Сьяравола и Юрий Смекалов.
Из этого дуэта не запомнилось бы ничего, если бы не прекрасная Изабель Сьяравола со своими божественными ногами! Да, платье у нее тоже было очень красивое - черное, мерцающее и переливающееся. Она, наверное даже, была более русской, чем хореография. Ни к чему не обязывающие поддержки и обводки. Смешило еще сильно и оформление - в прошлом году оно сопутствовало сцене в будуаре из «Манон». Не все ли равно, где проводить любовное объяснение? Только объяснение проходит на парадной лестнице Юсуповского дворца - согласитесь, не самое уединенное место для любовных излияний…
Фрагмент из «Классической симфонии». Спасибо, двумя днями назад видели, все по-прежнему.
Фрагмент из балета «Семь сонат», хореография Ратманского. Лусиана Парис и Эрман Корнехо.
Все-таки Ратманского лучше смотреть в спектакле, отдельные выдержки из его целого никогда не производили на Блоху того впечатления, когда она смотрела спектакль.
Grand pas из «Баядерки». Анастасия Колегова и Денис Матвиенко. Без комментариев.
P.s. Просьба к организаторам: пишите, пожалуйста, из какого театра артисты. А то единственная труппа, указанная в театральных программках - Национальная опера Украины.