Ах, как мы сегодня чудно сходили в ГМИИ им. Пушкина на выставку прерафаэлитов!
Огромная благодарность Анне и Нелли за чрезвычайно приятную, очень теплую компанию, а также за тот выброс духовности, который мы произвели на троих! ))
Рассказываю. Очередь за духовностью в музей весьма большая. Но Анна очередь заняла, я быстренько припустилась, осталось только дождаться Нелли. И вскоре мы втроем с замиранием сердца вошли во двор музея. Блохе как
питерскому лабуху достался бесплатный билет, что весьма радует ее мелкобуржуазное сердце, сэкономившее 400 рублей. Кстати, как мы ни просили дать Нелли детский билет (ибо аспирантам студенческий билет за половинную стоимость не положен), как ни демонстрировали румяные детские щечки и наивность облика будущего кандидата исторических наук, строгая дама-кассир не купилась на ясность взора, и выписала Неллечке билет за полную стоимость...
А на выставке Остапа нашу троицу понесло... Просто ходить и молча созерцать искусство нам не удалось. Мы начали обмениваться мнениями и репликами, стали рассуждать о символике цвета и значении конских каштанов на полотнах, потом творчески переработали лекцию про Марию Магдалину, ту самую, в которой все ученые видели птиц, а "советские искусствоведы доказали, что это утки", где "белизна одежд свидетельствует о тяжелом и нелегком труде ренессансных прачек" (с). И стали рассматривать картины с этой точки зрения, с умным видом консультируясь у коллег и проводя параллели с мировыми примерами. И заметили, что вокруг нас толпа стала заметно гуще. Потом кто-то попросился "присоединиться к экскурсии". Потом прибежала смотрительница и закричала: "Кто тут ведет экскурсии? Вы оплатили разрешение?! Здесь запрещено вести экскурсии!!!". Примкнувший к нам Шепилов дяденька демонстративно обиделся: как это так, не дают послушать... Смотрительницу мы уверили, что мы обсуждаем проблемы живописи прерафаэлитов и выясняем гендерные особенности их творений, ибо всякому духовно развитому человеку хорошо известно, что именно они актуализировали вопрос о правах женщины в обществе.
Вот примерный ход нашей "дискуссии" на примере картины Ханта "Пробудившийся стыд". Сразу скажу: мы старались только прочесть название каждой картины, и без чтения комментариев выдавали наши версии развития сюжета и мастерства художника.
Итак, уважаемые коллеги, перед нами - яркий образец "социальной картины", повествующей о нелегком положении женщины в буржуазном обществе. Чрезвычайно мал круг возможностей состояться для молодой женщины: или супружеская жизнь, или служение Богу, или работа гувернанткой. Но некоторые выбирали иной путь - путь служению удовольствию. Конечно, истоки этого сюжета можно найти и в эпоху Средневековья - 7 неразумных дев. В 18 веке тему женской реализации через порок развивал Грёз в серии своих "головок" прелестных барышень с припухлыми глазами и сочным поолуоткрытым ротиком. Часто девушки держали или разбитую чашку или разбитый кувшин, что недвусмысленно говорило о том, что юная особа плачет отнюдь не о разбитом кувшине, а о нечто большем...
На картине Ханта мы видим молодую красивую женщину, на лице ее разлита истома, имеющая явно эротический характер. Она тщетно сжимает руки на месте, которое для каждой женщины является сокровенным и доступным немногим. Тем не менее, хозяйский жест руки мужчины указывает на то, что этот путь ему хорошо знаком. Впрочем, молодая женщина вполне целомудренна: ее взгляд устремлен вперед, в будущее, она твердо верит: в ближайшее к ней время произойдут социальные сдвиги, где женщина встанет на одну доску с мужчинами, потому так тверд ее взгляд, потому на ее губах скользит торжествующая улыбка...
Обратим внимание на незначительные, казалось бы детали. Серебристо-жемчужный цвет ее платья говорит о спокойном и уравновешенном характере, вполне возможно, изображенная женщина развлекает мужчин интересной беседой, ведь, как известно, "слово - серебро, молчание - золото" (в данном случае нас интересует первое утверждение), также часто говорят о гладко звучащей беседе: "речь течет, словно речка" - и именно серебристый цвет говорит нам о серебристой кристальной чистоте воды. Значит, в глубине души эта женщина, может, внешне порочная, но внутри она чиста, как сосуд с родниковой водой! А если мы вспомним библейские примеры, то нам сразу же на память придет самарянка с кувшином у колодца...
Здесь хоть и нет конкретно разбитого кувшина, но многое говорит о разбитых надеждах: распущенные волосы, часы, отмечающие утекающее время, небрежно брошенная на пол перчатка. А ведь снятая перчатка говорит о многом: женщина, если она являлась аристократкой, не могла появляться в обществе без перчаток, и в данном случае валяющаяся на полу деталь дамского туалета говорит о пренебрежении правилами приличий в английском буржуазном общества, о некоторой интимности происходящего, о подчиненном положении женщины в буржуазном обществе, и вплоть до ассоциаций с тем, что женщина, изображенная на этой картине - это тряпка, о которой похотливые мужчины вытирают свои бездуховные ноги. И кошка под столом - один из знаменитых ренессансных символов порока.
Обратим внимание на положение левой руки мужчины. Она положена на рояль. Судя по положению пальцев, он играет нечто басовое. Басовое - вот верное определение происходящего! Возможно, он наигрывает куплеты Мефистофеля (знаменитая басовая партия), и, таким образом, выступает коварным искусителем и соблазнителем. О страсти нам говорит и ковер ярко-пурпурного цвета - это цвет страсти. Между тем, в правом нижнем углу мы видим незавершенное вязание. Оно недвусмысленно нам говорит: молодая женщина, прежде чем встретить этого мужчину, занималась общественно-полезным трудом - она вязала и продавала на рынке свои изделия. Но с появлением в ее жизни мужчины, ею овладела лень. А лень, как известно, - мать всех пороков. Поэтому автор ставит ту точку, которой отмечает начало падения этой милой нам грешницы.
Короче: дело женщины - вязанье. Уважаемые коллеги, перейдем к следующей картине...