Продолжаем знакомиться с метрополитенами Испании. Сегодня познакомимся с метро города Валенсия. Валенсия третий по численности населения город Испании. А метро, в своем нынешнем виде появилось тут всего лишь в 1988. Вообще метро в Валенсии - стали "строить" на базе классических пригородных электричек. Потом в центральной части города появился первый подземный 7-ми километровый участок, собственно этот момент и стал рождением метро Валенсии. Кроме того в сеть метро сейчас включены и наземные линии трамвая. Валенсия был первым городом в Испании, к котором начали ходить современные трамваи. Сейчас сеть включает в себя 6 линий метро, 3 линии наземного трамвая. 137 станций, 156 километров. Интересно, что часть путей, причем большая часть - однопутные.
Официальным днем рождения валенсийского метро считается 8 октября, так что вполне можно его поздравить с днем рождения и посмотреть на именинника более подробно.
Фото делались как на камеру, так и на телефон, поэтому иногда качество картинок не айс, но все равно, для получение общего представления, должно быть достаточно.
Для начала схема метро. Тут 9 линий, три из них - наземный трамвай, эти линии обозначены в виде светлой линии с темной обводкой. Как и почти везде линии выделены цветом и пронумерованы. На схеме указаны перехватывающие парковки, они в основном в пригородах. Также указаны пересадки на поезда Renfe и скоростные поезда AVE. На метро можно доехать и до аэропорта. Еще некоторые станции выделены жирным шрифтом - это конечные станции. В определенные моменты поезда следуют только для них. Это надо учитывать, особенно вечером. Через некоторые станции идет сразу по несколько линий - это удобно, так как тут частота следования поездов выше. В метро Валенсии действует зонная система оплаты, всего зон 4. Чем больше зон пересекаешь, тем больше платишь.
1. А теперь давайте смотреть станции. Станция метро Aeroport. В 2007 году метро дотянулось до аэропорта Валенсии и теперь добраться до центра города можно за считанные минуты, очень удобно.
2. Лаконичная отделка, только некоторые колонны отделаны такой вот веселой плиткой.
3. В валенсийском метро ходят такие вот составы, по сути это трамваи. Большой плюс такой технологии заключается в том, что очень просто выводить такие составы на поверхность земли. Так как токоведущий провод находится вверху, это очень безопасно и практично. Именно из-за этого метротрам пользуется такой большой популярностью по сравнению с классическим метрополитеном, где подача напряжения осуществляется снизу по контактному рельсу.
4. Заглянем в поезд. Довольно приятный интерьер.
5. Матерчатая обивка сидушек - очень круто. Также порадовало наличие мусорок.
6. Поезда со сквозным проходом и системой кондиционирования. Удивительно, но кондиционеры во всех составах, в которых мы ездили, работают, в отличие от поездов нашего, московского метро.
7. Линия 3. Станция Alboraya-Palmaret. Станция находится уже за пределами города а городке Алборайа, что то вроде наших Мытищ, только чище и уютнее. Вестибюль находится ниже земли, вернее он так удачно вписан в ландшафт. Никаких отделочных материалов - бетон и немного металла, а также панорамное остекление в пол. Тут не бывает снега, поэтому остекление в пол - это вполне нормально. Жаль, но местные гопнички разрисовали стены.
8. Очень тут любят такой отделочный материал, как ржавая сталь. Очень круто смотрится, кстати, но тут опять вандалы все попортили. При входе в вестибюль никаких дверей нет.
9. Вестибюль просторный, тут стоят автоматы по продаже билетов. Окошко касс тоже есть, но в основном все пользуются автоматами - это удобно. Интересно отделан потолок, панелями из просечно-вытяжного листа.
10. Линейка турникетов. Из особенностей оформления станции - полосатый рисунок на витражах остекления.
11. Вид с другой стороны. Слева около витража стоит схема линии. Кстати прикладывать билет нужно как на вход так и на выход. С одной стороны - это конечно неудобно, но с другой, это удобно для сбора статистики по пассажиропотоку между станциями.
12. Вид через стекло на платформу.
13. На платформе тоже все лаконично.
14. В отделке снова присутствует эта полосатость. На платформе висят часы и табло со временем прибытия поездов. Интервалы довольно большие. Если не успел на поезд, то придется ждать 10...20 минут.
15. Очень понравилась отделка путевой стены - круто. Просто и со вкусом сделаны скамейки. Это такие вот бетонные конструкции - ничего лишнего.
16. Следующая станция в том же городке Алборайа - Alboraya - Peris Arago. Тут наземный павильон, тоже без входных дверей.
17. В интерьере наземного вестибюля такие витражи, как я понял, это сцены из жизни местных "колхозников". И действительно, если посмотреть на карту, то вокруг города очень много сельхозугодий.
18. На платформу ведет один эскалатор, другой на подъем, находится дальше. Мне нравится такая минималистичная отделка станции. Но эта простота не в угоду дешевизны или низкому качеству материалов и отделки. Естественно на платформу ведет и лифт, на полу есть навигация, так что найти его не проблема. Ну путевых стенах не показаны все станции линии, как у нас, а только направления. Возможно это сделано для того, чтобы на загромождать информацией стену, так как через эту станцию проходят сразу две ветки.
19. Поражает непривычно узкая колея - всего 1000мм.
20.
21. На каждой станции есть информационный стенд на котором можно посмотреть схему метро, схему метро, наложенную на городскую карту, а также расписание движения поездов. Как оказалось это очень не лишняя информация.
22. Оказывается метро тут ходит до 23, хотя проблемы, чтобы добраться до нужной станции могут начаться уже часов в 10 вечера. Надо очень аккуратно к этому относиться.
23.
24. Станция Colon. Станция в историческом центре города. Вход в метро, а рядом фундамент древних городских ворот. Тут проходила городская стена.
25. Лестничный сход оформлен так, чтобы не контрастировать с руинами.
26. Подземный вестибюль.
27. Тут же не большая экспозиция того, что было найдено при строительстве этой станции метро. На плакатике для интересующихся - история тех самых ворот, фундамент которых мы видели на поверхности.
28. Вестибюль большой. Тут куча автоматов по продаже билетов, в стеклянной будке сидит кассирша.
29. После турникетов лифт на платформу.
30. Схема линий. Да, через станцию проходит аж 4 линии метро. Тут очень крутое ограждение эскалаторов из толстенной нержавеющей трубы.
31. Спускаемся вниз.
32. Довольно глубоко спускаться.
33. Очень крутая подсветка эскалаторов.
34. Спускаемся на платформу.
35. Снова все в темных тонах, цветовые акценты только лишь на облицовке бетонных ригелей, которые идут поперек станции.
36. Снова схема и расписание.
37. Конечная красной линии Rafelbunyol. Интересная станция. Это далекий пригород. Именно с объединения таких вот пригородных электричек и началась история валенсийского метро.
38. Поезд дальше не пойдет, а вернее, он постоит тут и покатит обратно.
39. Тут же стоит памятник одному из первых электропоездов.
40. Круто сделали.
41. Теперь переносимся на линию 5. Станция Ayora. Указатель, стоящий перед станцией.
42. Снова подземный вестибюль, который лежит над поверхностью очень неглубоко.
43. Станция с боковыми платформами. В торце видны двери лифтов.
44.
45. И снова все довольно лаконично и просто. Стены отделаны светлыми панелями, вдоль все стены идет лавка - удобно.
46. Дальше... Станция Maritim-Serreria - конечная на зеленой ветке и пересадочная на наземную линию трамвая.
47. Сразу видно, что тут не бывает зимы. Остекление в пол и то не до верха, верхняя часть открыта - там декоративная деревянная решетка.
48. Внутри несущие конструкции не отделана, все на виду. Какая лёгкая конструкция, у нас такое невозможно.
49. Отсюда выезжают трамваи на фиолетовую ветку. Они выезжают на уровень земли и дальше вся эта линия идет по земле.
50. Вид в сторону платформы.
51. Интересно, что пересадка на трамвай платная. Надо еще раз провалидировать свой билет.
52. Вот тут справа платформа метро, а слева трамвая.
53. Сюда приходит поезд линии 5, и потом едет обратно. Никаких оборотных тупиков, тут все проще.
54. А так выглядит станция трамвая в городе. Станция Pont de Fusta. Если посмотреть на карту, то видно, что станция эта находится близко к историческому центру, и трамвай тут делает петлю, а потом снова возвращается на маршрут.
55. На остановке навес, но не от дождя, а скорее от палящего солнца.
56. Справа билетный автомат. Он такой же, как на станциях метро, но тут не тачскрин стоит, а механические кнопки. Слева стоит еще один автомат, там такой красный круг со стрелками, именно к нему надо прикладывать проездной, для оплаты проезда в трамвае. То есть подъехал трамвай, прикладываешь проездной к красному кругу, а потом садишься в вагон. Не с первого раза нам далась это простая истина. =)
57. Ну и еще немного картинок разных станций. Joaquin Sorolla - Jesus. На станции имени Иисуса находится вокзал, куда прибывают скоростные поезда. Вокзал назван в честь испанского художника импрессиониста, уроженца Валенсии, Хоакина Сорольи.
58. Станция Benimaclet. Тут какие то забавные картины на высоких стенах, но их трудно разглядеть, освещения для них почему-то не предусмотрено.
59. Ну и вишенка на торте валенсийского метро, станция, которая нередко попадает во всякие рейтинги из серии "самые красивые станции метро". Станция метро Alameda спроектирована испанским архитектором Сантьяго Калатравой.
60. Выходы из подземного вестибюля находятся... в русле реки Турия. Через реку тут перекинут мост. =) На самом деле река тут уже давно не течет, ее русло перенесли в другое место, а там, где она раньше текла разбили парк. Мосты оставили и получилось довольно интересно.
61. Мост, рядом со станцией метро тоже спроектировал Калатрава. Станция и мост открылись в 1995 году.
62. Павильоны наз лестничными сходами очень оригинальные. Справа вход в лифтовую шахту.
63. Даже рисунок мощения прилегающей территории гармонирует с отделкой станции. А эти, бетонные "тумбочки" - это элементы естественного освещения станции.
64. Через них на станцию попадает свет.
65. И еще тут стеклянные окошки треугольной формы - это тоже элементы естественного остекления станции.
66. Спустимся вниз.
67. Вестибюль. Тут любимые Калатравой бетонные и металлические конструкции, напоминающие то ли скелет животного то ли какие-то фантастические растения. Даже мусорные корзины тут индивидуальной формы.
68. Очень футуристично все выглядит.
69. Причем по сути тут никаких особых отделочных материалов не применяется. Как всегда у Калатравы тут главное форма, и конструктивные решения, которые другие архитекторы не решаются применять.
70. Где-то даже кажется, что это готика, причем готика такая же, как у еще одного гениального испанца - у Гауди. А как круто тут сделаны опорные колонны, они тонкие и растворяются в пространстве.
71. Отделка стен из кусочков битой плитки - очень круто. Вверху из проемов в перекрытии льется свет из тех самых бетонных "тумбочек". А что касается функциональности, то тут все хорошо. На станции 4 пути и три платформы. Две боковые и островная. На боковые можно спуститься по эскалатору и лестничному сходу. Перед сходами довольно просторно - грамотно сделано.
72. Чуть дальше - боковая платформа уже. Тут интересные лавочки, а также светильники в "наростах" на стене, они светят вверх на замысловатый свод.
73. Интересно сделан спуск на островную платформу. Так как платформа относительно узкая, разные типы спуска на платформу размещены последовательно. Сначала идут два последовательно установленных эскалатора, на вход и на выход, потом лестничный сход, а в самом конце лифтовая шахта. На верхнем этаже за счет консолей сделана такая же ширина, как на платформе и этого хватает, чтобы спокойно перераспределять потоки пассажиров. Решение элегантное и кроме того это сделано очень красиво. Нечто подобное сделано и у нас на типовых станциях МЦК, где разные виды сходов расположены последовательно.
74. Станция действительно очень красивая, очень оригинальная.
75. Вид с верхнего "мостика" над центральной платформой.
76. Интересно смотрятся эти треугольные ячейки на своде. Выглядит все это как будто это архитектура из фантастического фильма. Нет, все вполне реально.
77. Те самые окна, что мы видели на фото 65. Даже видно, что справа кто-то прогуливается. Интересно, что такое интересное решение с проемами треугольной формы на своде взяли на вооружение и строители нашего Московского метро. Так на станции метро "Строгино" прослеживается эта же тема. Но как всегда копия гораздо хуже оригинала. Мало скопировать идею, куда важнее воплотить это все в жизнь, чтобы смотрелось все органично.
78. Красиво.
79. Интересные объекты стоят на средней платформе. Некоторые усматривают в них реверанс Калатравы в адрес Гауди. И действительно, тот любил всякие подобные архитектурные излишества. Сходство придает еще и тот момент, что облицованы эти "столбы" битой плиточкой, как это было у Гауди, можно например посмотреть на "зефирки" с крыши
Ла Педреры в Барселоне.
80. Метро Валенсии производит очень приятное впечатление.
И немного про билетики. Вот такие клевые билеты можно купить в автоматах. Все эти странные персонажи на самом деле - ингредиенты валенсийской паэльи. Билеты надо прикладывать как на входе, так и на выходе. Как и у нас, чем на большее количество поездок покупаешь билет, тем поездка дешевле (с учетом зонности естественно). Интересно, что можно купить один билет на несколько человек и последовательно прикладывать его на вход, а потом на выход. В Лиссабоне такая тема не работает, там билет нужен каждому. Про тарифы можно почитать
тут, там все довольно подробно расписано.