Первая станция из тройки Киевских в Московском метро. Открыта в 1937 году, 20 марта. В прошлом году у станции был 80-летний юбилей. Станция с интересной историей. Она была построена для того, чтобы сделать транспортно доступным Киевский вокзал. Станция побывала и конечной, и пересадочной. Ее закрывали и открывали снова. Она приходила в упадок и ее реставрировали. За 80 лет чего только не было. Предлагаю прогуляться и посмотреть на станцию "Киевская", погрузиться в ее историю.
Изучать станции первых очередей очень интересно. Метро тогда было в новинку для советского человека и считалось безусловно и инженерным и архитектурным чудом. Поэтому сохранилось большое количество фотографий и киноматериалов со строительства и с открытия первых подземных дворцов. Это замечательно. Еще более это ценно в том плане, что со временем станции приобретали несколько иной вид, по сравнению с первоначальным. К сожалению внешний вид менялся за счет утраты первоначальных уникальных элементов отделки, освещения... Утрачивались и целые вестибюли. С постройкой Кольцевой линии были демонтированы павильоны нескольких станций, достаточно вспомнить хотя бы "
Комсомольскую" и "
Парк Культуры". На месте снесенных были построены совмещенные вестибюли. На Киевской тоже снесли вестибюль после постройки соответствующей Кольцевой станции, но произошло это много позже, в 1972 году, когда сооружали выход для станции Кольцевой линии. Теперь на этом месте стоит ТЦ" Европейский", а выходы из метро сделаны в виде просто лестничных сходов.
Павильон был, судя по фото, очень симпатичным. Тут уже стал появляться намек на шик классического "сталинского ампира". Очень крутые двери и светильники перед входом.
Вид сзади. Тут все попроще, однако здесь большие окна по всему периметру павильона. Это дает больше естественного света.
Обратите внимание, пространство над дверями затянуто чем то, видно, что это какое-то временное решение. На втором фото интерьер. Внутри было шикарно - колонны, люстры. Также тут были окошки касс.
А вот прекрасное фото, где видны замечательные деревянные двери, а также тут появилась декоративная отделка над входными группами. В своеобразной розетке буква "М".
А еще внутри был роскошный мозаичный пол. Не хуже чем в дневнеримских виллах. Мы когда были в
Помпеях, видели нечто подобное. Мозаичные полы и отделка плиткой - это то, что утрачено на станциях первой и второй очереди. Оказалось, что при высокой проходимости плитка на полу недолговечна. И впоследствии полы стали делать из практически вечного гранита. Ограждение лестничного схода такое же, как ограждение спуска на платформу. Так что как выглядело ограждение можно увидеть и сейчас воочию. Для станции разработали целую линейку светильников. Обратите внимание, тут их два типа. В аванзале перед платформой еще один тип, на самой платформе еще один. Все говорит об очень серьезном вдумчивом подходе.
Второй вестибюль открылся позже, он сохранился до наших дней. Видно, что чем дальше, тем архитектура становится помпезнее, богаче.
Сейчас этот павильон фактически встроен в здание Киевского вокзала, а слева появилась пристройка после открытия станции на Арбатско-Покровской линии.
Аванзал перед платформой. Интерьер сохранился почти в первозданном виде. На фото видно, что и тут еще был красивый мозаичный пол.
Колонны с разным декором. Дорого и богато.
Ну и относительно современный вид станции. Обратите внимание на светильники на платформе.
1. Вернемся в настоящее. Сейчас у станции один наземный вестибюль, еще через него можно попасть на также на станцию Арбатско-Покровской линии. Вестибюль был построен в 1941 году и пристроен к зданию Киевского вокзала. Для 1941 года вестибюль выглядит очень круто, он достаточно богато декорирован.
2. А это уже пристроенная позже секция.
3. Деревянные двери - красота.
4. Заходим внутрь. Тут стены отделаны плиткой. Такой же рисунок мы видим на путевой стене станции, а также в переходе со станции "Площадь Революции" на "Театральную". Симпатичный рисунок достигается всего 3 типами плитки. Обычной, кремового цвета, маленькой светлой "пирамидкой" и "кабанчиком".
5. Выход. А вот тут плитка висит "не правильно", она зачем то повернута. Несколько странное решение.
6. Плитка, материал долговечный и если за ней следить и вовремя менять испорченные плитки, она прослужит сотни лет.
7. За тамбуром стоит линейка турникетов. Новые, современные.
8. Мощнейшая лепнина на потолке и куцый светильник, рискну предположить, что тут изначально был другой.
9. Отделка колонн. Впечатляет.
10. Прикольно сделаны светильники на потолке. Вперед - переход на Арбатско-Покровскую линию, там чуть дальше подземный вестибюль станции, граница проходит, где начинается серый камень на стенах.
11. Вентрешетки тоже симпатичные. Внимание к мелочам - это очень очень важно. Сейчас такого не делают. Конечно же кондиционеры и провода портят весь вид.
12. А это переход на станцию с кольцевой.
13. Еще решеточка, уже более современная. Жаль, что теперь этому элементу уделяют мало внимания. Просто варят решетку из нержавейки, и не делают из нее что-то оригинальное.
14. Аванзал перед спуском на платформу. Раньше тут была торговля и даже можно было перекусить, а теперь тут идет реконструкция. Интерьер тут шикарный. Чего стоит один только свод со светильником. По бокам расположены элементы с лепниной. Сейчас зал реконструируют.
15. А вот декоративный элемент с потолка ближе с выставки "Метро - подземный памятник архитектуры".
16. Очень круто, только вот пол теперь тут более простенький, в оригинале тут была шикарная плитка.
17. Эх, жаль буфет закрыли. Хотя с другой стороны теперь этому залу вернут первоначальный облик, что очень здорово. Поглядите на ограждение лестницы. то, о чем я говорил. Тут ограждение такое же, как в утраченном вестибюле.
18. Ну а теперь спустимся на платформу. Очень круто, что сейчас тут все уже не так, ка на фото. Провели реконструкцию, и станция выглядит так как ей и положено. А до ремонта все выглядело вот так. Большая часть плитки отлетела, на путевой стене места с отсутствующей плиткой просто заштукатурили.
19. Очередная версия светильников, на этот раз повесили какие-то промышленные светильники. Даже "пропеллеры" были лучше.
20. В какой-то момент станцию решили привести в порядок. Начали с колонн. Им подновили облицовку, а также капители. Видите слева одна еще обмотана защитной пленкой.
21. А потом начали снимать плитку с путевой стены. Тогда еще было не понятно, что сделают с облицовкой потом. Вернут ли плиточку или зафигачат сайдингом или камнем, было немного тревожно, если честно.
22. Кошмарный конечно вид без плитки.
23. Очень круто, что сохранили керамические плитки с названием станции.
24. Вот тут еще плитку не ободрали, а капители колонн установили уже новые, замотали их в пленку, чтобы не поцарапать.
25. В общем вот такой станцию мы запомнили до ремонта. Со страшными светильниками с разной температурой, полом, который поменяли и значительно упростили рисунок, а также с голыми путевыми стенами. Удивительно также то, что станцию, одну из самых загруженных в метро, не стали закрывать на время работ по реконструкции. Это позволило предотвратить транспортный коллапс с одной стороны, а сдругой дало возможность нам наблюдать за всеми этапами работ. Это интересно.
26. Вжух, и поезд увозит нас в будущее, ну то есть настоящее...
27. И все поменялось. Провели большую работу и станция стала выглядеть.... почти такой же как была во время своего открытия.
28. Замечательная картинка, поезд из прошлого, который восстановили до почти что нового состояния, въезжает на станцию "своей молодости", которую тоже подновили. Красота.
29. Пол, они воcстановили даже рисунок пола. Хотя это было непросто. Жалко, что напольную навигацию не поменяли, и не привели в соответствие. Это косяк.
30. Люстры! Вернулись оригинальные, а вернее их копии. Теперь все так, как задумывали архитекторы.
31. Очень здорово. Совершенно другое ощущение от станции.
32. Кроме светильников, вернулась и плитка, за нее все очень переживали. Но нет, на что-то другое ее менять не стали. Прекрасно. С новой чистой плиткой и светильниками станция стала выглядеть очень красиво.
33. Работу по реконструкции проводили те же ребята из реставрационной фирмы "Китеж", которые вернули нам панно в торце "Киевской" Арбатско-Покровской линии, а также обновили там же фрески с сценками из жизни советской Украины. И на этой "Киевской" все получилось также очень хорошо.
34. "Киевская" по конструкции колонная станция, но тут очень круто архитекторы поработали над потолком ,в нем появились сферические ниши, где разместились светильники, они очень оживили интерьер. Мне потолок отчего то напоминает немного "Электрозаводскую".
35. Взглянем еще раз на платформенную часть. Кроме красоты радует еще и отсутствие людей на платформе, что тут, скажем прямо бывает не часто. Это все потому, что на поверхности ночь. Это во время
экскурсии на ретро поезде по ночному метро.
36. В общем "Киевская" преобразилась и стала замечательно-красива. Хочется верить, что удачный опыт восстановления плитки на станциях будет продолжен, сейчас технологии позволяют делать этот материал долговечным, почему бы не воспользоваться этим. Чтобы не было досадных ошибок, как на "Юго-Западной" иль "Ленинском проспекте".
P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте
ПастВью.
Выстовочная <-
Студенческая <- Киевская -> Смоленская
Пересадка на ст.м. Киевская (Кольцевой линии)
Пересадка на ст.м.
Киевская (Арбатско-Покровской линии)
МОСКОВСКОЕ МЕТРО