В Москве открылась еще одна станция метро. Это 15-я станция (мы ведь люди честные и открытие зала ст.м. Деловой центр считать не будем за полноценную станцию), открытая за год! Это без шуток крутой результат для нашего метростроя. Такого даже при Сталине не было. Патриоты конечно дико довольны такой статистикой. Естественно рады и чиновники. Но я больше всего радуюсь всегда за жителей близлежащих домой, которые получили удобный, быстрый и предсказуемый транспорт. Скорее всего станция, про которую пойдет речь сегодня не последняя из открытых в этом году, будет еще одна, многострадальная "раздетая" и переименованная ст.м. "Савёловская", но ее откроют скорее всего в последних числах 2018 года. А сегодня у нас станция "Беломорская", которую построили на действующем перегоне между ст.м. "Речной вокзал" и "Ховрино". Это не уникальный подобный опыт, строительство на участке действующего метро, однако это наверное единственный случай, когда станцию пришлось строить в столь стесненных условиях. Она получилась очень узкой, очень тесной, и это бросается в глаза. Дело в том, что по первоначальному плану хотели строить две станции за "Речным вокзалом", потом оставили только "
Ховрино" по результатам публичных слушаний (то есть вроде как жители попросили не строить). Прошло время и, по официальной версии, после просьб жителей (это одни и те же жители были) решили все же построить еще одну станцию на участке от "Речного" до "Ховрино". Давайте смотреть, что же там построили.
Начнем с картинок. Посмотрим как эволюционировал проект, какие идеи закладывали архитекторы в начали и что в итоге вышло. Один из ранних вариантов. Тут в вестибюле большая площадь светильников, которые имитируют световые фонари и дневной свет, поступающий сверху. Бирюзовые элементы в виде перфорированных панелей тут уже присутствуют. Обратите внимание на стены. Они выглядят довольно круто. Скорее всего это мелкая плиточка (я все жду, когда плитка вернется в Московский метрополитен в качестве отделочного материала) Этот эффект позаимствован у самой известной станции неапольского метро, станции
Толедо. Там такая отделка стен имитирует морские глубины и выглядит это очень эффектно.
Идея с такой отделкой сама по себе классная. В вестибюле (скорее всего тут изображен вестибюль, который теперь стал эвакуационным) планировалось также разместить мозаики - круто. Также здесь интересная фактура колонн, обратите внимание.
Синий переходит и на путевые стены, неплохо. Колонны хотели делать с закругленными углами, так конечно они выглядели бы интереснее.
Прошло время... с 2014 года все подорожало из-за кризиса, поэтому в проект были внесены изменения в сторону уменьшения стоимости отделки. Абсолютно правильно знающие люди говорят о том, что стоимость отделки станции метро - это не большая часть от общей стоимости строительства станции. Почему же на этом экономят. Все очень просто. На проходке, на тюбингах не сэкономишь, на бетоне и арматуре тоже - слава богу пока не додумались этого делать и подвергать пассажиров опасности. А отделка... вот тут можно неплохо сэкономить, именно тут Мосинжпроект и экономит. Вы же наверняка читали, их отчеты, что проведена оптимизация и сэкономлено столько-то миллионов рублей. Звучит круто, экономия - это прекрасно, но какой ценой? Ценой использования дешевых, менее качественных и долговечных материалов, ценой использования менее квалифицированных проектировщиков и монтажников. Это хорошо? Не думаю. Лучше один раз сделать хорошо, чем потом со временем постоянно делать ремонты.
Итак, оптимизация. Павильоны позаимствовали с ЛДЛ и КСЛ.
Вуаля, и не надо ничего придумывать самим. Этот фокус Мосинжпроект уже проделывал на той же КСЛ, на участке от ст.м. "Озёрная".
Но даже с учетом оптимизации проект еще выглядел оригинальным. Световые короба в вестибюле уступили место легкому сетчатому потолку который украшен "северным сиянием" Идея может быть и не оригинальная, но безусловно классная. Мелкая синяя плиточка (или что там планировали) со стен исчезла и появился камень. Прочем с полосками. Это видимо любимый прием архитекторов, мы подобное видели на "Ховрино".
Колонны все еще с закругленными углами.
Платформа. Тут уже появился этот повторяющийся рисунок на путевых стенах, жуть.
Также видно, что светлые элементы на путевой стене - это камень, он на рендере имеет такую же раскраску, что и на колоннах. В итоге камень ушел и пришли панели из композита. Кстати именно то, что изначально планировался камень и объясняет такой мелкий шаг облицовки на путевой стене.
Фрагмент с лавкой. Тут все очень похоже на то, что получилось, правда лавка стала лаконичнее и это пошло ей на пользу. А вот то, что в итоге не получились колонны с закругленными углами - это конечно жаль.
Еще одна картинка. Это план вестибюля. Очень занятно. С правой стороны эскалатор и часть вестибюля на выход, слева входная часть с кассами, полицией и лифтом.
1. Для начала о параметрах станции. У ст.м. "Беломорская" один подземный вестибюль из которого на поверхность ведут два выхода в два наземных павильона. Один павильон над лестничным сходом, второй совмещенный с лифтовым. Так как теперь все входы нумеруются цифрами, давайте в такой последовательности и пойдем. Итак выход номер 1 - типовой павильон, по конструкции похож на подобные павильоны на "люблинке" и "солнцевской". Интересно, что там павильоны разрабатывали товарищи из "Метрогипротранса" а тут уже другие архитекторы.
2. Так торопились закончить строители, что побросали свои каски.
3. Так вот, архитекторы из Моспромпроекта, карманного проектного бюро Мосинжпроекта, позаимствовали дизайн павильонов, немного его изменив. Изменилась разбивка панелей на козырьке, зачем то был сделан такой высоченный парапет, который к тому же облицован камнем двух цветов, снаружи черным, внутри, в портале, почему-то вдруг появляется белый.
4. Слава богу, что павильоны собирали мои бывшие коллеги из ДС-Инжиниринг и все вышло чисто и аккуратно, они это умеют.
5. Цвет панелей зеленый, такой же, как на ст.м. "Бутырская" и ст.м. "Фонвизинская". Тонкий архитектурный штрих - зеленая рамка вокруг маятниковых дверей. =)
6. Как определить, хорошо ли сделана работа? Обратить внимание на мелочи. Панели прямые, без вмятин, швы ровные. Все аккуратно, нигде не торчат провода. Хотя можно докопаться до того, что решетку датчиков можно было изнутри затянуть сеточкой, чтобы не было видно внутренностей.
7. Практически не к чему придраться. На самом деле, если проектируешь и строишь похожие павильоны, то применяешь опробованные решения и каждый следующий раз получается все лучше и лучше.
8. Внутри стены отделаны светлым камнем, вот откуда он взялся снаружи. Потолок подшит рейкой в цвет отделки потолка на платформе. Он цвета морской волны. Занятно, почему не выкрасили в такой же цвет наружные панели.
9. В качестве светильников эти маааааленькие штуки на стене.
10. О, да! Помните ст.м. "Рассказовка" и иже с ними. Там мы видели двери, которые находятся за перилами. Тут технические лючки. Вернее, лючок тут сделать не получилось и решили ограничится съемным листом нержавейки. Как, почему, зачем? Вопросов много. Отчего было бы на этапе проектирования не опустить или поднять этот лючок?
11. Спускаемся вниз. Тут тамбур из 5 дверей.
12. Ничего необычного.
13. Нишу, где прячется затвор отделали дверью из полированной нержавеющей стали. Такие ставят повсеместно на реконструируемых старых станциях. Выглядит полированная нержавейка несколько неуместно. Вообще нержавейка надоела, а уж такая блестючая и подавно. Тем более хватит ее не надолго.
14. Окошки касс. Тут стекло с изменяемой прозрачностью а лайтбоксов нет, просто наклеили наклейки.
15. Неподалеку стоят автоматы по продаже билетов. Новые крутые. Мне очень нравятся. Хотя они больше прежних. Вообще странно немного, вроде технический прогресс всегда ведет к уменьшению электронных девайсов, тут же процесс пошел в обратную сторону.
16. Оказывается тут есть "северное сияние". Ого, неожиданно! За перфорированными панелями в центральной части положили светящийся шнур, который должен имитировать это природное явление.
14. Так так, если подойти поближе, то что-то начинает проясняться. Кстати обратите внимание как "аккуратно" сделана подводка для рамки металлодетектора. Прекрасное решение!
15. Если встать прямо под потолочными панелями, то можно увидеть этот световой "шланг" который имитирует северное сияние. Ощущение, кто кабель просто бросили как попало. Проблема тут в том, что выбран просечно-вытяжной лист и из-за особенностей его конструкции, свет проходит только под прямым углом, если отойти в сторону, то вы ничего не увидите.
16. Турникеты на вход справа от будки дежурного у турникетов.
17. Тут северное сияние не работает, так как провода видны, а света нет. Сразу за турникетами вход в лифт, который по старой традиции не работает.
18. Детали, для любителей изящных технических решений. Потрясающий по красоте белый пластиковый короб для проводов. Его мы увидим еще не раз.
19. Внезапно стена отделана декоративным перфорированным листом из... да, зеркальной нержавейки. Края отверстий очень грубые и их лучше не трогать, а то можно пораниться.
20. Обычно сложные профили вырезают в листе нержавейки лазером, но в таком случае таких рваных и жженых краев не получается.
21. Слева от будки тоже турникеты на вход.
22.
23. Поразительно. На вход стоят 5 дверей, 8 турникетов и после этого всего всего 2 эскалатора. Хотя они оба работают на спуск.
24. Тут на потолке тоже... эээ сияние. Еще одна прекрасная идея - это разместить технический люк непосредственно на пути движения пассажиров.
25. Спускаемся по эскалатору. На потолке панели идут в виде волны... Где-то я уже это видел. Ах да, такое же решение потолка на ст.м. Деловой центр. То есть это тоже позаимствованное решение.
26. Спуск на платформу. Но давайте вернемся обратно наверх и посмотрим на второй павильон.
27. Наверху кроме павильонов можно увидеть эти диковинные венткиоски.
28. Они не совсем доделаны.
29. Вот еще коробочка. Если вы думаете, что они довольно уродливы, то погодите секундочку.
30. Вот мой любимчик. Это реальный венткиоск на новой станции, открытой в 2018 году. Век айфонов и электромобилей, ракеты бороздят просторы космоса, а тут такое.
31. Можно даже подойти и заглянуть снизу вверх. Тут решетка из прутьев и, простите, картон. То есть вандалы конечно не залезут, но вот если поднести зажигалку... я даже боюсь себе представить.
32. Второй павильон, он стоит неподалеку. Он больше чем первый похож на свои аналоги со станций Люблинско-Дмитровской линии. У павильона образца по боку шла полоса из светильников. Тут светильников нет, и полосу сделали зеленой. Хотя само наличие этой полосы вызывает вопросы, а уж если знать, что она предназначена для размещения светильников, вызывает недоумение.
33. Вид сзади. Довольно странно выглядят тут водоотводные трубы. Зачем так все испортили? Причем изначально планировали использовать именно такие трубы судя по ровным и аккуратным вырезам в панелях.
34. Внутри все также как и у павильона номер 1. Реечный потолок и светильники. Ну если уж позаимствовали дизайн, то взяли бы на заметку и идею с освещением что ли.
35. Ого, в швах между стеклами вставили резинку, а силикон не закачали. Хотя это связано с тем, что на улице минус и делать структурный шов в таких условиях нельзя. Значит доделают, когда потеплеет.
36. Фасад со стороны лифта. Тут прекрасная клумба (наверное это будет клумба летом) и из нее торчит труба вентиляции.
37. Рядом поставили глобус метро.
38. Лифтовая секция. Вход в лифт отделен от тротуара парапетом. Я так понимаю парапет появился потому, что благоустройство снаружи имеет уклон, подход к лифту нет. Чтобы разделить эти две плоскости и сделали парапет. Получился отличный столик с лавкой для алкашей. Можно удобно поставить бутылку и пластиковый стаканчик на этот выступ у двери. Красота. Обратил внимание на ревизионные лючки. Тут в принципе ничто не мешало сделать именно лючки. Открывающиеся створки на замках, но нет, здесь снова съемные листы нержавейки на винтах. Странное решение.
39. Лифт не работает. Но зато есть еще один лайфхак для алкашей...
40. Дверь не закрыта и в тамбуре очень уютно, там тепло. Можно зайти и погреться.
41. Какое-то странное место, то ли гранит закончился, то ли идеи у архитекторов.
42. Наверху рейка цвета морской волны и две тепловые завесы.
43. Зайдем внутрь. Тут все прекрасно. Качество сборки радует. Нигде ничего не торчит и не болтается.
44. Спускаемся вниз.
45. Лифты не работают и я всякий раз слышу одно и то же при открытии новой станции "Как же так, почему лифты не работают". Нет, не от проплаченных блогеров в интернетиках, а от обычных жителей близлежащих домов. Люди возмущаются тем, что на их родной теперь, новой станции не работает лифт, но они не догадываются даже, что это происходит на всех почти новых станциях, а не только на этой конкретной. Телевизор же об этом не говорит и сам Сергей Семенович в своем твиттере об этом тоже молчит. А это значит, что на лифты можно забить и вообще их не запускать.
46. Внизу около лестницы вход в лифтовый тамбур.
47. Наконец-то придумали специальную табличку для лифтов на новых станциях. Оказывается лифт не просто не работает, а закрыт на "технический осмотр". Хорошая шутка. Кстати я всякий раз отмечаю для себя, что когда откосы дверей сделаны из штукатурки с последующей окраской, они сделаны из рук вон плохо. Они кривые и краской заляпано все вокруг. Мне казалось, что технология отделки откосов и покраска - это отработанные тысячелетиями технологии, и сейчас в 2018 году с этим проблем быть не должно! Но нет. А еще тут что-то хотели видимо повесить, но потом передумали, а на белом красивом новом камне остались уродливые отверстия над светильником справа.
48. Заглянем внутрь тамбура. Судя по всему лифт скоро заработает, судя по работающему табло он все таки подключен. Кстати обратите внимание на отделку откосов и тут.
49. Навигация в подуличнике. Вот тут справа внизу видны ревизионные лючки, видите они вполне себе нормальные в виде створок с петлями и замком, выглядят аккуратно. Отчего вверху не смогли сделать такие же?
50. Снова заходим в вестибюль. На самом деле он один, но разделен на две части. Одни часть с кассами блэкджеком и шлюхами рамками и прочим, а вторая с турникетами на выход и без какой либо активности со стороны работников метрополитена. Ни ментов, ни СБшников.... никого.
51. Отделка в этой части такая же. Мне даже сначала показалось, что это два разных вестибюля, не связанных между собой.
52. Но нет, тут сбоку есть узкий проход.
53. Он ведет во "входную" часть вестибюля.
54. То есть можно спокойно перелезть через ограждения у турникетов (ментов и СБшников, повторюсь нет) и по этому коридорчику пройти к эскалаторам на платформу.
55. Но вернемся обратно. Здесь тоже на потолке должно было быть северное сияние, светящиеся трубы видно сквозь сетку, но они не включены.
56. Эскалатора тут тоже два. Однако нет лифта. Как же тогда маломобильные товарищи попадут на вход, спросит меня внимательный читатель? Все очень просто с точки зрения архитекторов. Для начала надо подняться с уровня платформы во "входную" часть вестибюля, объехать лифтовую будку против часовой стрелки, доехать до калиточки, которая изображена на фото 22. По идее сотрудник метро должен ее открыть и выпустить на волю колясочника. Затем у этого любителя приключений на коляске есть два пути. Один вариант - это ехать через входные двери против потока входящих пассажиров, есть еще вариант, он должен понять, что ему надо искать узкий проход между частями вестибюля и катить туда. И вуаля, он попадает туда, куда нужно. Но это все конечно лирика, так как лифты все равно не работают.
57.
58. Над эскалатором окно полиции. Расположено оно несимметрично, что даже уже не удивляет. Эту несимметричность можно было как-то обыграть или сделать фальшокно справа для симметрии. Настоящее окно там нельзя ставить, так как за этой стенкой обезьянник, судя по плану вестибюля =)
59. Снова волны.
60. В отделке прямоугольными панелями есть один важный момент. Нужно, чтобы все швы были одинаковыми и ровными, только в таком случае даже выполненный из недорогих материалов фасад смотрится аккуратно. Тут что-то пошло не так.
61. Наконец спустились на платформу.
62. Внизу очень узко и мало места. Кажется что вся платформа заставлена. Тут две пары эскалаторов, шахты дымоудаления, лифт... Еще и будка дежурного стоят на платформе. Интересно сделаны рассекатели эскалаторов, ограждение справа такое большое, так как по идее оно должно отгораживать технический люк, который находится в полу. Но люк почему-то убежал и все это ограждение, которое крадет полезную площадь платформы выглядит совершенно бессмысленным. Также бессмысленно выглядит и зеркальное ему ограждение слева, которое вообще ничего не ограждает. Посмотрите рендеры, этого всего не должно было быть.
63. Представьте себе, если отсюда убрать будку и ограждения, насколько станет просторнее.
64. Нержавеющие направляющие на колоннах и потолке - это противодымные шторы. В случае чего они опускаются не позволяя дыму распространяться за них.
65. Между двумя эскалаторами находится шахта лифта.
66. Она отделана нержавеющими панелями. Тут все как обычно, лифт не работает, лайтбокс над дверью, и от него красивейший белый пластиковый короб.
67. По периметру шахты идет такой вот декоративный поручень. Вряд ли он несет какую то другую функцию кроме декоративной. А вот панели, которыми отделана лифтовая шахта имеют очень приятяную поверхность.
68. Еще тут есть пара вентканалов, они тоже отделаны нержавейкой.
69. В одном из торцов расположен еще один выход.
70. Это эвакуационный выход. Вообще, у станции по нормам должно быть два вестибюля, это связано как раз таки с безопасностью, если один будет заблокирован для пассажиров, то их должны вывести через другой. Возможно в перспективе здесь сделают полноценный вестибюль и выход в город.
71. Заглянем в торец станции.
72. Тут ограждение со всяким навесным оборудованием. Интересно, что это архитекторы тоже позаимствовали со станций "люблинки". Своих идей видимо не было.
73. Обычно в торце станции куча всяких лючков и дверей. Тут все из любимой архитекторами полированной нержавейки. Почему нельзя было сделать все дверцы в одной стилистике и одного роста, мне непонятно.
74. Зато тут можно делать фото с отраженьками.
75. Отделка путевых стен вызывает вопросы. Но если мелкая разбивка фасада - это просто приверженность архитекторов к колхозному стилю, посмотрите как круто смотрятся крупные панели, что металлические, что стеклянные на ст.м. "
Мичуринский проспект". Тут все мелко и... это мог быть фасад какого-нибудь провинциального торгового центра. Но вот что действительно поражает, так это панели с рисунком, которые видимо должны были символизировать собой звездное небо. Панели маленькие и рисунок на них одинаковый, отчего создается впечатление, что ты попал в компьютерную игру-шутер начала 90-х. Сразу вспоминается какой-нибудь DOOM. Нет, товарищи, никакого звездного неба не получилось. Опять же достаточно взглянуть на тот же "Мичуринский" с его принтами на панелях и стекле, там один большой и длинный рисунок идет по всем панелям и смотрится круто. Тут же... ну я не знаю. Есть ли кто-то, кому это понравилось?
76. Зато тут очень органично смотрится старый "номерной". Когда встретились поезд и архитектура из одной эпохи.
77. Как всегда, немного деталей. Обычно простые люди замечают их только если им на них указать, сами же они смотрят очень поверхностным взглядом. Итак главная претензия - это белые пластиковые короба на мраморных колоннах. Такое мы уже видели на ст.м. "
Саларьево". Самое забавное, что это та же команда архитекторов! То есть они считают, что это отличное решение, поэтому решили применять его и дальше. Нет, их надо остановить, необходимо им запретить проектировать станции, чтобы они не уродовали больше наше метро.
78. Криво повешенные панели, ну как же так? Однако, что порадовало, тут сеточки громкоговорителей покрасили в цвет панелей - это хорошо.
79. А вот копеешные вентрешетки, купленные на ближайшем строительном рынке - это трэш.
80. Зато навигация везде новая и она уже в лайтбоксах и везде висит, больше никакой временной навигации на новых станциях, как это было раньше, помните?
81. Архитекторам показалось, что на станции слишком много свободного места и сюда воткнули "глобус" метро.
82. Еще на потолке тут есть какой-то портал в ад технологический люк, который таке не стали обыгрывать и закрывать. И так сойдет.
83. А теперь о хорошем. Мне понравились потолочные панели. Тут, на платформе перфорация панелей другая, не такая, как в вестибюле. Здесь дырки крупнее и в целом панели смотрятся круче. Про покрашенные в цвет решетки громкоговорителей я упоминал, еще тут неплохо сделаны светильники. Я не говорю, что это прям вау как красиво, но это лаконично и не выглядит дешевой херотой, как много другое на этой станции.
84. Ну и главная изюминка станции - это 4 панно, которые вмонтированы в "спинки" лавочек. Даже лавки мне понравились, они простые, лаконичные и из дерева, которое всегда смотрится очень хорошо. Картины представляют собой мозаичные панно на тему севера. Интересно, что только одно панно "светское", остальные - это виды северных монастырей и церквей. Это панно называется "Северное сияние, красиво.
85. Давненько, давненько мы не видели на новых станциях олдскульных мозаик. Со времен ст.м. "
Марьина роща" наверное.
86. "А давайте сделаем еще таблички под панно" подумали строители и архитекторы. Отличная идея, но почему нельзя было табличку сделать не из тонкой стальной пластины, которая выглядит как фольга, а из 4мм нержавейки, например, или вообще сделать латунные таблички. И эти саморезы смотрятся дешево. Зато эти таблички дают нам информацию о художниках, работавших над панно, а также об архитекторах. Вот это прекрасная и нужная традиция.
87. На мозаиках главные достопримечательности русского севера. В основном - это конечно культовые сооружения. Деревянные церкви в Кижах.
88. Соловецкий монастырь.
89. Красиво. Интересно, что по задумке авторов на воде должны были быть тоже кресты, как символ репрессий, ведь на Соловках в 20-30-е годы был расположен Соловецкий лагерь особого назначения, через который прошли тысячи человек. Но заказчик (метрополитен?) отказался и от крестов остались только горизонтальные полоски, и если не знать этой истории, то их можно принять за блики от облаков на воде.
90. Над панно сделали подсветку, пожалуй даже чересчур яркую.
91. Валаам. Если бы не кресты на маковках, можно было подумать, что это какой-то сказочный восточный дворец. У меня почему-то такие ассоциации. Работа над проектом велась в течении года. Мозаики сначала собирали в мастерской, как бы я это назвал сделали контрольную сборку, а уже потом привезли все эти кусочки камня и смальты и уже мозаичисты собирали все это тут на станции. Такая кропотливая работа.
92. Если бы не эти ужасные панели на путевой стене, станция могла бы быть очень неплохой, простой, но лаконичной. Повторюсь, потолок мне очень понравился. Дырявые панели, сочетаются с рейкой, которая к тому же перекликается с отделкой потолка в павильонах на поверхности. Неплохо.
93. Мне не очень понравился шрифт на путевой. Буква "К" какая-то уж совсем стрёмная странная. Нет, вам так не показалось? Ждем еще одну станцию в этом году, а с этой все.
Ховрино <- Беломорская -> Речной вокзал
МОСКОВСКОЕ МЕТРО