На портале журнале "Грузовик Пресс" опубликована небезынтересная
статья "Россия против самосвалов ИГИЛ" о тех причинах, которые побудили российское военное командование атаковать объекты "Исламского государства" в районе Хомса.
Какое отношение, казалось бы, имеют самосвалы «Исламского государства» (организация запрещённая в России - ред.) к антитеррористической операции проводимой в Сирии российскими ВВС? Как оказывается самое непосредственное. Но для начала небольшая хроника.
Пикап Ford F-250, ранее принадлежавший компании Mark-1 Plumbing техасского бизнесмена Марка Оберхольцера,
на службе у боевиков экстремистского исламистского "Фронта Ансар аль-Дин" в Сирии (с) Фронт Ансар аль-Дин
В ночь на 30 сентября ВВС России нанесли удары по 4 объектам запрещённой в России террористической организации «Исламское государство» на территории Сирии, сообщает управление пресс-службы и информации Министерства Обороны РФ.
За ночь было совершено 8 самолётовылетов Су-24М и Су-25. В результате авиаударов были уничтожены штаб террористических формирований и склад боеприпасов в районе Идлиба,
Так были разбомблены командные пункты группировки боевиков ИГИЛ в нежилой зоне на окраине Эль-Латамны и населённого пункта Тель-Бис, где размещён хорошо укрепленный и оборудованный штаб управления боевиков ИГИЛ. Рядом с ними находится большой склад с боеприпасами и взрывчатыми веществами.
Ещё одна спецоперация происходила в районе населенного пункта Хама, где расположен 3-уровневый укрепленный командный пункт боевиков. В результате прямого попадания фугасной авиабомбы полностью уничтожен завод по подготовке машин к взрыву севернее города Хомс. Вот именно на этих машинах Хомса нужно остановиться отдельно.
Тактика использования самоподрывной техники с радиоуправлением пытались применять ещё во время II мировой войны и она была уделом высокотехнологичных держав. Однако, террористическим организациям в послевоенное время, эта технология была доступной на уровне раций Си-Би, или «уоки-токи» (хожу-говорю). Им всегда хватало фанатиков, готовых самолично взрывать начинённые взрывчаткой машины самолично. Так было на протяжении 1960-2000-х годов.
С появлением мобильных телефонов фанатиков для приведения теракта стало не хватать. Хотя бы в силу того, что: они могли передумать, их могли обезвредить до взрыва или возникла нештатная ситуация - например на мобильный телефон прикреплённый к «поясу шахида» приходит поздравление от провайдера о поздравлении с днём рождения, религиозным праздником или уведомление о пополнении счёта.
С началом вооружённого противостояния в Сирии в 2013 году и объявления непризнанным квазигосударством ИГИЛ о создании халифата, террористические организации заинтересовались вполне гражданскими автомобилями, как носителями вооружений. Одними из первых в 2011 были подвижные японские и китайские пикапы, в кузове которых можно смонтировать крупнокалиберный пулемёт, противотанковую или авиационную пушку, реактивные или зенитные установки, которые уже были ранее опробованы в Афганистане, Иране, Чаде, Зимбабве и Конго.
Благодаря их подвижности повстанцы и боевики организации Аль-Каида (организация запрещённая в России - ред.) в Тунисе, Ливии, Йемене и Ираке в 2011-2014 гг. использовали их как тачанки, пользуясь их малой уязвимостью на дальних расстояниях. Но при осаде укреплённых населённых пунктов и военных объектов они оказались не так успешны. Поэтому во время боёв в Ираке в конце 2014 и начале 2015 гг. стали известны случаи о прорывах на военные базы и базы хранения оружия при помощи заминированных автомобилей-камикадзе.
Прорывные грузовики-самоубийцы стали одним из лучших тактических орудий ИГИЛ. Так в Ираке для захвата использовались целые эшелоны смертников, когда грузовики-камикадзе один за одним подъезжали к цели, чем наносили разрушения и хаос. Это дало свои плоды: так в руках террористов оказалось серьёзное вооружение НАТО и армии США, оставленное после свержения Саддама Хуссейна. Арсенал боевиков пополнился от ГАЗ-66 до «Хаммеров» и заканчивая советскими Т-55 и американскими танками «Абрамс» оставленными новому Иракскому правительству.
Фотографии же машин-камикадзе долгое время оставались загадкой, но по анализируемым кадрам новостной хроники можно было судить, что используются не банальные легковушки нашпигованные парой килограмм пластита, а грузовики с гексогеном. Анализ разлёта осколков не давал полной картины применения взрывчатых веществ (ВВ). Стало также ясно, что подрыв ВВ используют наугад и абы-как дилетанты из горной промышленности.
Тактика террористов также давала осечку и на таране. Взорвавшиеся большегрузы подчас не прорывали оборону. Взорвавшись перед препятствием, они становились помехой самим атакующим, делая из пролома либо глубокую воронку, либо засыпая проход собственной массой. В итоге, атакующие террористы (пространство вокруг правительственных укрепрайонов заминировано), либо вынуждены были склонять окопавшуюся армию к сепаратным переговорам, либо продолжать осаждение крепости до её полной сдачи.
Во время штурма 28 июня авиабазы T4 в 100 км от города Хомс силами террористов, стало известно о попытке использовать крупнотоннажные тараны - карьерные самосвалы. Это свидетельствует о важности захвата этой точки. С позиции стратегии, эта авиабаза является ключом между столицей ИГИЛ (г. Эр-Ракка) и местом дислокации Сирийской армии. Здесь летом был сосредоточен значительный запас оружия, а также базировалась наземная и воздушная техника. Блокирование этого узла могло нанести значительный урон Сирийским вооружённым силам.
Уже 17 августа в сети были опубликованы снимки захваченного бронированного карьерного самосвала BEML BH60M, который все блоггеры тут же поспешили объявить «белазом». Этот 45,5-тонный самосвал производства индийской компании BEML Ltd. ранее использовался в гидротехническом строительстве на возведении дамб, а путаница с названием возникла из-за того, что один из респондентов криво трактовал название марки «бемалас» по своему хотению (BEML-as). Очень приятно, что иностранные корреспонденты знают БелАЗ, но не осведомлены об успехах Индии - страны, где только численность одних только металлургов перекрывает всё население Белоруссии.
По косвенным данным машина была снабжена аммонитом, который до этого был украден у горняков. И именно из-за применения аммонита теракт сорвался. Адская машинка не сработала и дала впоследствии богатую пищу для исследований.
Блиндированный самосвал BEML BH60 полной массой в 98 т при металлическом обвесе способен выдерживать прямые попадания из стрелкового вооружения и при максимальной скорости в 50 км/ч может пробить ограждение авиабазы. Широкие и толстые 32-слойные шины способны выдержать прямое подание пуль, порезы и проколы от колючей проволоки, а также преодолеть полуметровые бруствер и окоп перед КПП охраны авиабазы. С других мест прорыв исключён из-за высоких рвов. К этому нужно добавить психологическое давление, когда даже до зубов вооружённый человек неспособен остановить такую высоченную махину надвигающуюся с ужасающим рёвом.
Блиндированный BEML BH60M (с) Грузовик Пресс
Машина оказалась чистой воды самоделкой. Кабина и капот двигателя обвешаны решётками от РЛС разных систем, трубчатые радиаторы взяты от конденсоров промышленных кондиционеров, а на бампере спереди днище защищено резиновыми фартуками-брызговиками.
Изучение машины показало, что в конструкции не использовались дистанционное управление машиной, но заряд в сотню кг в тротиловом эквиваленте мог быть приведён дистанционно. Но благодаря глушению частот взрыва не произошло, что подтверждает мысль, что террористы ИГИЛ не способны справиться даже с трофейной техникой для управления на заданной частоте, поскольку авиабаза на тот момент располагала альтернативной аппаратурой, блокирующей связь. ИГИЛ оказался вавилонской башней! Все умные, но говорят на разных языках!
Эталонный BEHL 60M в базовой комплектации (с) Грузовик Пресс
Но что поразило военных ещё летом - это уже не первая бронированная машина начинённая взрывчаткой в Хомсе, который находится под контролем ИГИЛ. Видимо поэтому российские ВВС нанесли удар по этому «взрывоопасному автозаводу» в первую очередь.