Последнее время все чаще задумываюсь над парадигмой безвозмездного труда. Логика простая - я предоставляю, прежде всего, информационную услугу консультативного характера. Сиречь - ее формат изначально не предполагает строгих стандартов качества. Любой из купивших услугу, вправе быть и чувствовать себя не полностью удовлетворенным, если, конечно, в каждом частном случае не произошло взаимного предопределения границ и установления критериев достаточности в индивидуальном порядке (что, как ни крути, еще одно мне совершенно не нужное нагромождение). На всякий случай, я сейчас снова повторю то, что говорю почти каждому: если остались неясные вопросы - телефон работает всегда. Но и это, если подходить здраво, проблему целиком не исчерпывает - я могу что-то забыть по прошествию времени, например.
В общем, легко формулируется целый ряд критериев, по которым данная услуга попросту не может быть эквивалентна, например, строго нормированной операции типа "закрутка двух болтов за 45 секунд", после которой, как правило, вопросов не остается. И все это даже несмотря на то, что категории данных услуг несопоставимы.
Помимо этого, платное консультирование создает и накладывает на меня целый рад ненужных соблазнов и обязательств, которые провоцируют паразитный энерго-информационный шум.
Подумаю, и, что вполне может быть, еще позже чуть расширю теоретическую базу данного явления.
А сейчас о практической части:
С этого момента я объявляю о предоставлении услуги квази-бесплатной диагностики.
Чтобы было просто и понятно - от своего вознаграждения я отказываюсь полностью. Мне вполне хватает и долевого участия в основном бизнесе. Деньги, затраченные на исследования и оборудование уже давно и многократно мне вернулись. Время я не считаю - это мои личные издержки.
Отсюда стоит читать внимательнее: зачем и как?
Зачем это мне лично?
Время, продолжительность и форму консультации на таких условиях выбираю я сам. Если считаю необходимым, привлекаю весь арсенал доступных мне средств. Но и это только мое решение.
Пояснение: на некоторые машины мне достаточно взглянуть и получить минимально достаточный набор входных данных. Зачем тратить по 2-3 часа времени на полную эндоскопию, замеры (иногда до 2 на цилиндр), когда в 99% можно приговорить колпачки по формальным признакам (дымление) и пробегу?
И если услуга не оплачена, я никому ничего не должен, делаю то, что мне интересно по профессии, разумно и избирательно отказываясь от изобретения велосипеда в виде 100500 раз осмотренного, известного лично мне до последнего болта двигателя, в особенности, если ситуация априори инвариантна - мне уже 100% ясно, что там замена колец - зачем тратить ваши деньги и мое время на олицетворение этого факта?!
Это кратко - передана суть.
Теперь как это конкретно реализуется?
1.Если вы просите меня о данной услуге в обычном порядке, то осмотр в заранее оговоренное время осуществляется с вычитанием моего долевого участия в услуге (минус 30-35% от прейскуранта).
2.Если вы осуществляете все необходимые стандартные слесарные операции самостоятельно и у нас есть для этого место - от прейскуранта вычитается мой личный заработок, а также выработка слесаря - (минус 60-65%).
3.Если вы нашли место рядом с сервисом (разумное по степени удаленности), выполняете все операции самостоятельно - услуга диагностики и консультирования становится полностью бесплатной, осталось только согласовать мое присутствие.
4.Все возможные осмотры/диагностики без слесарных операций (без эндоскопии, например) - аналогичным образом - бесплатно и в рамках моих навыков и оборудования, находящегося у меня в личной собственности.
Отказ от обязательств: тут все просто - я не даю гарантии на безвозмездные услуги. Форма услуги и стандарт ее качества, в данном случае, устанавливается исключительно по моему разумению.
Простой пример: вас интересует безвозмездная диагностика BMW N46, в результате осмотра, я приговариваю колпачки. После выполнения всех рекомендаций у двигателя остаются незамеченными проблемы с кольцами и проблемы с электроникой двигателя.
Причина?
1.Я статистически, с высоты своего опыта, не предполагал, что ваш случай будет исключением из правил - эндоскопию не назначил, так как соотношение больных кольцами/колпачками моторов N46 на вашем пробеге - примерно 1:20. Это (такие ситуации) нужно учитывать.
2.Про странное поведение машины вы попросту забыли сообщить - сканер не подключался за ненадобностью.
Таких примеров может быть много, это всего лишь один из них.
Теперь отвечу на вопросы типа "туманно, ничего не понятно..." - а тут все просто - значит данная услуга не для вас. Ведь даже формулировка бесплатной услуги ничем вам не обязана, согласитесь. Полная гармония формы и содержания даже в формулировке. Я изложил принцип и те, кому он понятен, начнут им пользоваться. Те, кто не понял - не начнут.
Приоритет платной диагностики (где вам должны в рамках оговоренного) - остается наивысшим. Платная диагностика, разумеется, полностью сохраняется в куда более простых и привычных рамках - тут думать над данным текстом уже не нужно - когда за что-то платишь, это в том числе означает, что почти все делается за тебя, даже во многом за тебя же определяются в т.ч. и твои потребности .
И еще пара тонкостей, которые, вероятно, многим показались очевидными:
1.Не является ли внедрение такого принципа поводом для халтуры?
Не стоит отождествлять с халтурой полную свободу профессионального волеизъявления и самовыражения - делаю, что считаю нужным и достаточным, ну и не забывайте про делегирование определенной доли ответственности за услугу на заказчика - теперь вам нужно доступно изъясниться, что именно ВАМ нужно. Как смогли договориться, то и получили. То есть, степень качества теперь зависит и от вас.
2.Мне все понравилось, все круто, но я не хочу чувствовать себя встречно должным - зачем же мне длительное время ощущать возникший вакуум после оказания бесплатной услуги? Я не вижу "экологической чистоты" в бесплатном труде.
Если все так, то и тут все просто: вы же тоже в чем-то специалист, что-то знаете, собираете марки, стрижете собак, или имеете магазин аквалангов - я оказал информационную услугу, а в ответ с удовольствием приму встречную консультацию, даже если это отложенный потенциальный интерес - больше всего ценю профессионалов, от общения с которыми у меня остается визитка. На это и, кстати, делаю основной акцент - обмен профессиональной информацией.
Для самых крайних случаев, вижу паллиативное решение - если нет иных путей компенсировать возникшую асимметрию, можно положить деньги на телефон по своему разумению. И вопрос снят. Даже не на мой номер)
Внедрение в шапку блога и практику - 14.03.2017.