Масляная идеология 2018: масляный констриктор, конструктор и калькулятор v.0.7a

Nov 28, 2017 18:23

Программный материал блога

1.Базовый уровень понимания МИ основан на использовании рекомендованных масел bmwservice. Это минимально достаточный уровень, позволяющий сохранить здоровье двигателя, а также получить ряд преимуществ от использования ограниченного количества некоторых видов модификаторов трения.

Особенности: выбор состоит из термостабильных масел с минимальным (или отсутствующим) уровнем лакообразования и, как правило, стабилизированных в масле слоистых модификаторов трения различной степени эффективности, хорошо приспособленных к хранению и транспортировке - с минимальной седиментацией (осадком). У средне-дорогих и дорогих образцов встречается и модификация (своего рода легирование) масляной основы - как правило, эфирами.

Преимущества: готовый к применению "брендовый" продукт. Возможность сравнения/выбора продуктов, пускай и со сравнительно ограниченной, но отличной друг от друга функциональностью, вполне достаточной, чтобы быстро почувствовать разницу потребительских свойств. Некоторые продукты позволяют формально использовать их на официальных СТО, создавая видимость "сохранения гарантии".

Недостатки: большинство подобных масел (исключая распространенные темостабильные масла, не содержащие модификаторы трения любого вида) - нишевые, с малым объемом выпуска, малой распространенностью, размещаются в самой дорогой рыночной категории, что сравнительно сильно бьет по соотношению цена/качество. Неизбежна и технологическая ограниченность применяемых присадочных пакетов с модификаторами трения. Не содержащие модификаторы рекомендованные масла - позволяют не более чем сохранить ресурс двигателя.

Хронология использования и практика применения: за несколько лет использования, была последовательно набрана статистика по нескольким сотням автомобилей с маслами марок 300V, XTC и WRX. Отчеты/отзывы пользователей по личному применению опубликованы в блоге.

2. Первый уровень эволюции, начало 2015 - создание пробного готового продукта:

Преимущества: за основу взят термостабильный, стабилизированный эфирами продукт с отличной низкотемпературной текучестью и минимальным лакообразованием. Ожидаемой "надстройкой" над базовыми свойствами стали две технологии: модифицирование основы  ( PM-01) и плакирование металла при помощи синтетики ГМТ с малым размером зерна (менее 1 мкм), практически не дающей осадка.

Недостатки: высокая себестоимость продукта за счет использования сравнительно дорогого сырья, сравнительная дороговизна и потенциальная коммерческая бесперспективность одной из применяемых технологий модификации сырья (фактически отрицательная доходность в малых сериях).

2. Эволюция 2015 - н.в. - оптимизация потреб. характеристик и снижение стоимости, создание альтернативы:

Преимущества: снижение цены за счет отказа от дорогих "сверхнизкотекучих" компонентов, формально конфликтующих с идеологией блога. Оптимизация внешнего пакета присадок - использована подобранная практикой дозировка малых синт. зерен ГМТ в растворе. Из рецептуры исключена PM-01.

Недостатки: а точнее, особенности и непреодолимые факторы:

1.Стабилизация больших (>1 мкм) фракций/зерен ГМТ в готовом продукте затруднена и (или) нерентабельна. Невозможность дальнейшего улучшения плакирующих свойств.
2.Безусловная необходимость использования внешних слоистых модификаторов трения для получения лучших результатов. Добавление их в готовый продукт вторично и, кроме того, ведет к увеличению стоимости.
3.Необходимость использования "легирования" масляной основы хоть и частично снижена (в базе хорошо смазывающая минералка + эфиры), но не отменена для получения лучшего результата.

Эволюция масляной идеологии 2018: себестоимость с одной стороны и внешние технологические факторы - с другой. Неразрешимый узел.

Цугцванг-констриктор трансформируем в "масляный конструктор":

1.Базовыми (с ожидаемым снижением стоимости) остаются два продукта производства "Тотек", обладающие набором требуемых свойств, но без использования внешних присадок. Они полностью удовлетворяют базовым критериям, изложенным тут. Выбор формально осуществим только лишь по критериям низкотекучести и каким-то иным соображениям, выходящим за рамки идеологии блога.

2.Идеология внешних присадочных пакетов, напомню, недавно изложена тут.

Для удобства личного применения, предлагаю использовать следующую формулу возможного состава готового продукта:

термостабильное масло (база) + плакирующие + слоистые + модифицирующие основу (легирующие)

пример использования:

Тотек-bmwservice 10W40 + ГМТ5С + Xenum VRX500 + PM-01.

Калькулятор условной суммарной эффективности основы и внешнего присадочного пакета:

основа без эфиров - HC, ПАО - 0
основа минеральная - от 0 до 1, в зависимости от типа
основа с эфирами, хлорпарафины и подобное - 2
основа с добавлением модификаторов типа PM - 3

Плакирующие составы разных видов и дозировок, пример:

мягкие металлы - 1
ГМТ, в зависимости от типа/состава/дозировки - от 1 до 3

Слоистые, разных видов и дозировок, пример:

молибден, фуллерены - 1
графит, PTFE - 2
дисульфид вольфрама, нитрид бора - 3

Пример условного ранжирования готовых продуктов по эффективности модификации трения для использования в практике:

простые случаи

Motul 300V
основа 2 + плакирущие 0 + молибден 1 = 3

Bardahl XTC60
основа 2 + плакирующие 0 + фуллерен 1 = 3

Xenum WRX
основа 2 + плакирующие 0 + нитрид бора 3 = 5

Тотек-bmwservice 10W40 до н.в.
основа 2, плакирующие 1 + слоистые 0 = 3

Тотек-bmwservice 5W40 SE
основа 3 + плакирующие 1 + слоистые 0 = 4

Total 7000 + Lubrifilm Metalyz 8
основа 1 + плакирующие 1 + слоистые 0 = 2

Mobil 1 0W40
основа 0, плакирующие 0 + слоистые  0 - 0

комплексные случаи

Mobil 1 + Xenum VRX500 (фактически концентрат нитрида бора на эфирах)
основа 0 + основа 2 (добавились эфиры от присадки) + плакирующие 0 + слоистые 3 = 5

Mobil 1 + Xenum VRX300 (фактически концентрат нитрида бора в минералке)
основа 0 + основа 1 (или 0, в случае, если разведение слишком велико) + плакирующие 0 + слоистые 3 = от 3 до 4

Татнефть Люкс-3 10W40 (ПАО) + ГМТ5С (плакирующий 2-х фракций) + VRX500 (фактически концентрат нитрида бора на эфирах)
основа 0 + основа 2 (эфиры от присадки) + плакирующие 3 + слоистые 3 = 8

и т.д.

Ограничения (исключения) методики касаются неисследованных составов некоторых продуктов и применяемых дозировок и технологии их использования.

1.Полагаю понятным, что нахождение оптимальной концентрации и концентрации насыщения для каждого конкретного препарата в каждом конкретном случае (конкретный мотор) - конкретная инженерная задача. При выставлении условной бальной оценки на данный момент подразумевается принятая в индустрии дозировка у лучших представителей отрасли (см. готовые к использованию составы и информацию по ним).

2.Полагаю понятным, что особенности технологии использования могут влиять на эффективность. Например: полуфабрикаты слоистых препаратов в форме порошков не создают растворы со свойствами коллоидности - часть препарата просто раскидает по малопроточным местам двигателя, где они могут создать практически бесполезные агломераты - будут у вас там миниатюрные порошковые айзберги, при фактической сухой массе препарата эквивалентной готовым продуктам от Xenum.

3.Некоторая нелинейность шкалы (накопленного итогового балла) может наблюдаться для несбалансированных случаев применения и не является ограничением методики. Например, если вы используете исключительно PM-01 с действительно высокой эффективностью в области высоких оборотов, то при равных условных баллах это может не являться субъективным эквивалентом качества продукта Motul 300V, обладающим хорошей эффективностью в области низких и средних оборотов.

4.Шкала не рассматривает и не учитывает вопросы возможного продления ресурса трущихся частей и косвенных параметров эффективности (например, снижения шумности), хотя их и подразумевает.

5.Шкала нивелирует общепринятые (находящиеся фактически в каждом продукте) присадки, типа плакирующей ZDDP, формально принимая ее за уровень "0".

6.Шкала не содержит возможных отрицательных значений, что подразумевает, но не учитывает возможного сравнения эффективности при нештатном использовании продуктов - например неисправного двигателя, поездки на базовых маслах без присадок (типа автолов) и т.д.

7.Шкала не учитывает возможные побочные положительные эффекты относительного увеличения эффективности, в частности, например, от раскоксовывающего эффекта у некоторых плакирующих препаратов.

Примечания:
1.В статью встроено свойство самопроверки: если вы нашли что-то принципиально новое, вы по каким-то причинам не читали блог внимательно.
2.Новичкам не рекомендуется использовать на практике собственные выводы из предварительной версии статьи, до момента первого релиза и внесения корректуры и уточняющих правок.

Предварительные версии статей блога публикуются исключительно для ознакомления и подлежат дальнейшей правке и вставлению многозначительных картинок.

kkk

Previous post Next post
Up