"Темпол" Двухсот Харизм.

Nov 12, 2009 14:04

Камбо 2

"Темпол" Двухсот Харизм.



Чё-т завозился я вчера со стиркой, да и профилактическая банка пива на сон грядущий была явно лишней. Текста не дописал, не выспался... Ладно, проехали. Снова ночь (4.50 - это ведь ещё ночь?), снова летит по асфальту мой синий тук-тук, мир чужой - и звуки, и запахи, а небо - родное. Ориончик, как же я тебя, осенне-зимнего, люблю... Хочу черкнуть, что братья-кхмеры по жизни жаворонки: магазинчики работают, байки, машины, тук-туки снуют, в кафешках народ зачем-то шевелится. Ужели баранги так рано едят?

Остаётся справа Ангкор Ват, контуры "шишек" едва проступают сквозь тьму. Отражаются в неподвижной воде звёзды. Чёрт... снять бы его на фоне звёзд. Может, наступит удобный денёк. Узкий луч фары упирается в огранённую камнем темноту. Мне в глаза с лёнким раскосым прищуром смотрит одна из четырёх Авалокитешвар южных ворот древнего города Ангор Тхома (и тут "h" с некоторым придыханием участвует). Двум другим ликам я сугубо по-барабану. Они вдоль стен смотрят - не перелазит ли кто в неположенном месте. Четвёртая сверлит взглядом спину, когда мы стрекочущим жуком на резиновых лапах проныриваем арку и, сторонясь бесконечных каменных нагов, каждого из которых удерживают что-то с десяток чёрнокаменных "укротителей", утерявших в пылу борьбы с оными нагами буйны головы, тарахтим к нашему главному и единственному (как я тогда по неосведомлённости думал...) сегодняшнему "призу" - храму Байон.

Глупые американские дядьки из Лонели Планет посмели сравнить Его Несравненство с "величественной кучей кирпича" ( если смотреть издали...). Взять бы их за дряблые сусала. да привести в Байон ночью... Черепичка у меня на крыше начала подрагивать уже тогда, когда мертвенно-синий луч "Тикки" выхватил из сумрака разбегающиеся по сторонам грубые, тяжеленные, покрытые резьбой колонны и стволы деревьев, вершин которых фонарик достичь просто опасался. Потом наступил черёд узких, чёрных, как просевшие могилы, коридоров. Холодный влажный камень. Скользкий мох под ногами. Шорохи.

Шарахнувшаяся в анфиладу проёмов птица подарила мне столько адреналина, что он чуть не выплеснулся диареей. Ах, чтоб тебя!!! Сердце колотится не в горле, а где-то в макушке. Останавливаюсь, прихожу в себя. Знаю, что мне нужно вверх, но где-то сворачиваю не туда. Ещё бы, я эту "цацку" ещё в жизни не видел! Становится ещё более скользко и тесно (кажется, куда уж теснее - вытягиваю руки и касаюсь противоположных стен коридора..) Опаньки... Таблички "Danger", поддерживающие провисшие плиты деревянные столбы, пропитаны какой-то чёрной дрянью. Мне однозначно не сюда... Ныряю в более широкий проход и - харе Вишну Шива Брахма - вижу крутейшую лестницу вверх. Значит, нормалёк. Значит, прорвёмся. Второй пролёт ступеней. Воздуха становится значительно больше. Стены уходят назад-и-вниз. Вокруг меня - Гм... Гм... Следует ли мне произнести вслух "величественные горы кирпича?" (с)

Они смотрят на меня отовсюду сразу. Десятки бесстрастных глаз, шеренги загадочных полу-гримас, полу-улыбок. Вздувшиеся ноздри повреждённых носов. Авалокитешвары с лицами Джаявармана Седьмого, равных которым по энергетической мощи и загадочности на этой планете, пожалуй, и противопоставить-то нечего. Я чувствую себя как на осмотре хирурга в военкомате. Это не просто холодок по спине, это выплеснутое на голову ведро со льдом. Не забывайте - вокруг почти полная темнота, только на востоке начинает чуть наливаться голубизной небо. Я забываю обо всём на свете, и безмолвно общаюсь с Авалокитешварами конической световой кисточкой верного "Петцля". Они по-моему, совершенно не против.

Тут я чувствую себя полнейшим кретином. И на что мне с собой штатив, вспышка, и целых два фонарика? Расставляюсь. Прищёлкиваю фотик. И десятью секундами позже убеждаюсь, что... я полнейший, законченный кретин и есть!!! Ночью жарко? Жарко! Кондей включить логично? Логично! Но ведь фотик и оптика тоже в этой комнате ночуют. А они-то железные, хорошо и надолго охлаждаются. И вот стою я, несчастней всех на Земле, а фотик и стёкла капельками крупной росы плачут. И сделать ничего нельзя. И сфотать ничего нельзя. А время идёт, ближе к экватору рассветы и закаты на околокосмических скоростях проистекают... Ну что, убить себя апстену? Так вот нельзя... Ни 216 Авалокитешвар, ни охрана комплекса не поймут...

Вообще с Авалокитешварами у Джаявармана VII интересно вышло. Дядька бы пожилой и зело сумлевался, что в их нелёгкий 11 век доживёт до почтенных седин и успеет отстроить храм в свою честь (Наши бльшие политики, кстати, тоже грешат храмами божьими в свою честь...). Решил Джаяварман ограничиться параллелепипедом с узкими коридорами "внутре" и богатыми барельефами по наружке. Построился... а деньги возьми и не закончись! Ну, он тут он на радостях второй параллелепипед, поменьше, сверху пришлёпнул.

Пощупал себя за бока - вроде песок ещё не весь высыпался... Тут ему крышу на радостной ноте своротило на сторону, и третий ярус подняли круглым. А потом запендюрили поверх него аж 54 (ну правда, чего уж там для себя-любимого мелочиться...) башни, на каждой из граней которых изваяли счастливую харизму душки-Джаявармана. Но дядька Джаяварман был скромный, поэтому перед любимым народом шифровался, и объявил, что это совсем не он, а Бодхисатвы Авалокитешвары.

Опа... На часах 23.42, опять я не успеваю, забираюсь в другой день. Продолжение воспоследует и спокойной мне ночи...

* * *

Ка-акие прикольные джунглики окружают "окутанный мистической аурой" Та Пром... Это что-то. Упс... Сорри. Это я вперёд забегаю. Из природной вредности канэчна. И тряпочками я эти линзы протирал, и кисточкой елозил (площадь поверхности больше, испарять должно лучше, нет?) Таки да. То есть нет. В Камбо какая-то своя физика, неправильная. В общем, оставалось мне одно: как волчаре из зоопарка по кругу третий уровень храма обегать, в презрительно надувшие на ламера губищи лики всматриваясь. Сначала бельгийская пара подтянулась, за ней - пожилой японец, увешанный вязанкой камер с пацанскими светлыми зумами, а потом и центральный купол зазолотился. Мир потеплел от любимого камина до доменной печи, но "стекляшки" мои прочухались. Тут уж масть пошла косяками, только успевай головой крутить, да японца вездесущего штативом не зашибить. Когда красками осени стали по одному загоратьсяь лица Авалокитешвар, я почувствовал, что черепица на стропилах моих начинает от поворотов головы запаздывать, и чем дальше, тем на больший косинус Фи. Когда "вспыхнул" весь храм, я забыл о фотике и дальше просто смотрел, смотрел, смотрел, смотрел и... не мог насмотреться.

Байоном нельзя пресытиться. Из него невозможно просто так уйти. Я завис в маленьком каменном центре вселенной, сжигаемый ностальгией... по этим лицам. Я буду видеть их во снах. Я буду глухо скрипеть зубами, рассматривая собственные фотографии. Я навсегда оставлю в Камбо такой кусок сердца... К которому обязательно придётся вернуться. Киношка была, что-ли, - "Увидеть Париж и умереть". Не надо мне Парижа. (Ща меня точно прибьют...) Не стоит он того. Я теперь вообще не представляю, как можно согласиться на мир иной, не увидев хоть однажды, хоть краешком глаза, рассветный Байон в реале.

Теперь внимание. Это пишется через сутки как я там был. Я трезв и ещё не пробовал "Хэппи-Пиццы". Если бы я писал это вчера, а ещё лучше "там, наверху", я бы ещё не такого наговорил. Отвал башки, таким образом, полностью состоялся.

* * *

Тук-тукер, наверное, всё понял про шарики и ролики (хи-хи...) и решил, что "клин-клином" - самое оно. "Клин" назывался Preah Khan. До этого чисто вскользь был ещё пирамидальный Baphuon, который французы реставрируют с таким ярым фанатизмом, что к новому веку мож и закончат. Фотать там можно было только подъёмные краны и таблички красным по белому "Проход запрещён". Копаясь в растревоженных чувствах и тонких эфирах, я столь же успешно "проэтосамил" запланированные на это утро Phimenakas и Preah Palilai... Так им, противным, и надо. От северных ворот дреевнего города Angkor Thom до Preah Khan-а ехать аж целый километр. Слез я со своей мотороллеризированной повозки и пошёл по мягенькому-такому песочку к мостику с положенными Нагами и каменными же дядьками, что Нагам на барангов нападать воспрещают.

Храмовый комплекс Preah Khan выглядел издали уныло и убого. Ну полтора этажа от земли. Ну башенки какие-то бессистемно пообсыпавшиеся натыканы. Чего меня сюда занесло - самому удивительно. Сунулся внутрь... Опаньки! Стоишь в начале коридора, а анфиладе узких комнат конца-края не видать. То есть, они в бесконечно удалённую точку, как рельсы на равнине, стягиваются. Проходишь несколько комнат - из них типа дворики замкнутые в стороны отходят - БАЦ! Влево и вправо ответвляются точно такие же бесконечные коридоры!!! И у коридоров - свои дворики. Пока до центра дошёл - литр воды выпил. Жарко, как в духовке даже в тени, а на солнце - ну просто полярный лисёнок в полный рост.

И стою я, вот, у статуи Будды метров трёх высотой, и тихо шизею, ибо коридоры и дворики - они везде вообще по жизни, они как график тангенса в бесконечность обрываются, и все стены резьбой по камню ну просто потрясающей покрыты, а некоторые дворики рухнувшими глыбами завалены метра на полтора-два... Самый настоящий лабиринт с препятствиями. Тут у меня удила-то и закусило-переклинило. Дойду до дальнего края быстренько, думаю, а потом как-нить бочком-рачком-галерейкой обратно. Ага. ЩАЗЗЗ!!! То в один дворик за фоткой, то в другой коридорчик, то в третью комнатку... Вот он уже, вроде, и выход... Да, выход. Но - НЕ ТОТ. И что характерно, у меня нет ни малейших идей в какую сторону теперь выбираться к тук-туку!

Обошёл четвертушку комплекса тропкой по наружке. Не, думаю, насквозь - быстрее. Ага. ЩАЗЗЗ!!! Трое в лодке не считая собаки, Кэмптон-Кортский лабиринт, дубль два.: "мама, а вот снова моя булочка..." В смысле в этом дворике я барельефы танцовщиц-апсар, лишайникми покрытые, фотографировал. Вот вам и "Святой Меч"... Не знаю, в котором месте у Preah Khan-а меч, но если ещё полчаса поброжу по духоте, мне точно Khan-а, и без Preah и без меча. Спрашивать у гидов где выход - стыдоба. Ладно бы был просто баранг и баранг, а то ведь получается законченый топо-кретинг-баранг! Перегрев мозга налицо.

На каком-то из этапов вольных странствий даже чутарь испугался. Не, не потому, что потерялся. У каждого из 4 выходов "чужие" тук-тукеры дежурят, доехать до цивилизации - вопрос двух долларов. Стала меня вдруг дрожь бить. Мелкая-такая, противная, как будто мурашки ползают. Гы, думаю, прикольно... Для малярии по-любому рано: второй день всего. Сел тихонько в тенёчке, мордаху из бутылочки умыл, отхлбнул преизрядно, остатки вылил на черепушку, отдыхаю. Обдумываю ситуёвину. И тут до меня, наконец, доходит, что это лёгчайший ветерок по комплексу гуляет.

Я уж и не знаю - перепады температур какие, или что. И ветерок этот чуть охлаждает мокрую одежду, отсюда и странное ощущение в спине. Здоровье моё сразу поправилось, а вскоре и выход нужный нашёлся. Оказыавется, что топо-кретинг-баранг уже однажды приходил к нужному выходу. Но не обнаруживал барельефа бога Вишну, которого долго и усердно фотографировал. А как, скажите, его было можно обнаружить, когда Вишну был подмечен и сфотографирован не на стене Preah Khan-а, а на стене, которая всю территорию комплекса огораживает!!! Некоторым определённо следует пройти курс питья зелёнки...

Вот так я в один единственный день ознакомился с двумя "нетленками" самого близкого к молдаванам по духу камбоджийского императора Джайявармана VII - Байоном и Прех Кханом. Раз уж зашёл об этом разговор - после всего увиденного - вот как вы думаете, кого отныне и впредь я считаю Строителями с большой буквы а кого - жалкими комедиантами?

После Прех Кхана мой драйвер сделал попытку своего верного баранга замордовать. Сначала послал по тропке в джунгли, распинаясь про какого-то "райно". "Райно" это мы после Замбии понимаем. По-русски носорог. Но что там дальше с этим "райном" произойти должно - тупик. Английский у драйвера есть, но он камбоджийский, и хромает асинхронно с моим. Шёл я, шёл, вышел на огромный круглый загон из камня, погружённый в землю метра на два. Ага. Наверное "райнов" тут держали... И надо было мне по жаре из-за каменной канавы пилякаться?!! Убивать.

Посещение "аквариумов" Preah Neak Pean удалось ещё более захватывающим. Снова тропинка в джунгли, широкая, машина проедет, в конце туннеля - неслабая комариная топь, метров на полста, если не с гаком, через которую две дорожки из толстых брёвен на столбиках, ибо движение двухстороннее, а доски шириной сантиметров 30. Иду. Доски хрустять и прогибаются. От ща я вам тут это конкретное "Всемирное Наследие ЮНЕСКО" буду немножечко рушить... Переполз. Мегапостройка: большой круглый бассейн, по сторонам четыре квадратных поменьше. Соединены каменными арками с каналами, посередь центрального - каменная шишка-пагода, подпёртая суровыми брёвнами фигура лошади и две переплетёных гадюки без голов. И обратная логика водотока: у нормальных людей из крайних бассейнов вода поступала бы в центральный. Тут же только когда центральный резервуар переполняется, вода перетекает в маленькие... Как оно заполнялось, знают только античные кхмеры...

Допиваю вторую после "Кемптон-Кханского" лабиринта поллитровку воды - сегодня ношу с собой четыре, потому что вчера к трём пришлось ещё пиво и тоник по месту докупать - ползу по доскам обратно. Прямо в густые сети местной мелкоты, знающей английский в пределах "вер ар ю фром?" и "уан долла". Как забавно они это своё "уан долла" произносят... Атас. Очень тяжело отказать. Поэтому на вопрос "вер ар ю фром?" смело отвечаю "уан долла". Детишки впадают в ступор. Не, ну реально - "Уан дола" звучит в их тональности точно как Молдова. "Молдова" тоже вызывает ступор, но менее продолжительный - улизнуть не успеваешь.

Следующий в череде сегодняшних исследований получался попутный комплекс Та Сом. Что-то там в нём такое было... склероз. А читать на ходу тук-тука мелкие буквия "Лонели Планет" - смерть тайским оккупантам. Почему тайским? Потому что послезавтра мне ехать за 200 км, на самую границу с Тайландом, трогать пальчиками второе (и единственное кроме Ангкора...) Наследие ЮЕСКО - храм Прех Вихея (Preah Vihear), который тайцы раз в пару лет объявляют навсегда своим и производят самозахват (прям как крымские татары, чесслово)! Потом ЮНЕСКО при поддержке камбоджийской армии (галантерейщик и Кардинал - это сила!) грозит из-за океана (ядерным?) пальчиком, и Прех Вихею нехотя возвращают Камбо.

Та Сом меня как-то не так, чтобы впечатлил. Я уже различаю узнаю общие элементы архитектуры, ещё немножко и стану правильно чествовать имена всяких номерных Сурья-и-прочих-растудысь-их-в-качель-варманов. Поворачиваю я оглобельки к тук-туку, а таки выклянчившие у меня кровный бакс "уан доллы" не отпускают: "Хей, миста... Трии... Трии"... Может тогда уж сразу пять?!! Или сто? Не, руками машут в сторону самых дальних ворот. Жарко - час дня. Полярный лисёнок как жарко... Но надо идти. "Бачили очи, куда хотели, йижте, шоб повылазило"! Доплёлся я за за ворота и... И... Ну, в болотце на задницу не сел - уже счастье. Растёт прямо на воротах дерево. Мега-дерево. Гига-дерево. Все наши почтенные пятисотлетние именные Дубы Штефана чел Маре сопят этому дереву аккурат на пять дюймов ниже пупка (ну вы меня поняли, да?). Супер. Не зря ходил!

Тук-тукера адназначна пора свергать с его дерматиновых козел обасфальт. Да понимаю я, ты тут "прямо за углом" храмов сто знаешь. Но я ж ща сдохну! Ну ладно, ладно, ты и дикообраза уговоришь. Хорошо, что по дороге. Пусть будет "Истерн Мебон". Для несведущих - Истерн Мебон" находится ровно посередине Истерн Барая. Понятно, да? Ладно. Издеваюсь от усталости из-под креативной противомоскитной сетки (запомните о ней, вам о ней только через два дня читать). "Барай" - это такой типа мелкий "тазик" для хранения запасов воды города Агкор Тхома - он небольшой, всего 7х2 км. Вот и я говорю - ОГО. Наш Кишинёв 15 км по самой длинной диагонали. Самые сообразительные уже догадались, что раз есть Истерн Барай, то логично предположить существование Вестерн Барая, он на километр, что-ли длиннее будет. А население Ангкор Тхома достигало, по мнению авторитетов, миллиона человек... Эх, Шизино ты моё, Шизино, когда у тебя будет миллион?

Короче, Мебон - это храм на бывшем острове в геометрическом центре ныне высохшего Барая. Если меня разбудить жаркой августовской ночью и спросить, какой главный кайф имел место в Камбо, я отвечу - нет, не храмы! - рассекать пространство на тук-туке. О Боже... Настоящий ветер... Прохлада... Что, пыль и тряска? - Фигня-с, я вам громко кричу! Божественное, райское, незабываемое, непередаваемой сладости ощущение... Пока я карябался по крутющим неровным ступеням на тот террассировано-пирамидальный Мебон, к статуям слонов, львов и готическим башням в три ряда (пишу, вот, и хихикаю - в то время я ещё не ознакомился с "правильными" лесенками храма Та Кео...) - два часа дня, пот чуть не шипит на камнях, а подошва, похоже, уже подлипает - успел помянуть "добрым тихим словом" всех близких родственников тук-тукера по материнской линии, вплоть до 12 века, когда тот Истерн Мебон строился.

...Зато сколько было счастья посидеть в тенёчке, рассматривая бескрайние джунгли, нереально живописно обросшие зелёным бурьяном жёлто-каштановые башни-близнецы, тонкую филигрань резьбы по камню, но больше всего (sic!) выпученные глаза и алые галстуки языков на плечах поднявшихся на Истерн Мебон после меня... Душевно отфоткался, впил залпом поллитруху воды и, пока Н2О не полностью испарилась, вниз чухнул. Вези, говорю, шайтан, меня прямо домой. Да я понимаю, что Та Кео "прямо за углом" (Боже, как я был дальновиден в ту секунду...) завтра твой Та Кео окучим по полной программе.

Так оно и было. Но уже завтра...

Previous post Next post
Up