Камбо 14
Полировка #1: День "пайнэполов".
Всё совсем плохо. Мало того, что тук-тукер у меня новый. То есть "правильный", которому глубоко пофигу, куда и зачем клиент едет, лишь бы платил (чувствую себя очень одиноким). Мало того, что он прирождённый гонщик (почему он, гад, сам в каске, а у меня даже плохонького ремня безопасности нет?). Ехал на тук-туке к Байону в 5 утра - замёрз как бобик на январской помойке! Граждане, граждане, где справедливость? Это всё та же, жаркая Камбо, или уже "более другая", заполярная? И нахрена, спрашивается, мне была нужна двухнедельная адаптация к жаре?!! Нич-чего (раздаётся пристук зубов) не понимаю.
Байон остался... Байоном. Я снова пришёл к нему в неверном свете "Петцля" и, коротая время в молчаливых полу-улыбках Авалокитешвар, мы вместе с ними встречали рассвет. Ещё пару таких визитов, и они начали бы меня узнавать. Удивительно, что в субботу утром Байон был так же пустынен, как и в рабочие дни. Почему баранги не любят эту "величественную груду камня?" На этот раз фотоаппарат не потел, получилось немножко светописи. К сожалению, в новолуние слишком короток промежуток времени, когда быстро рассветающее небо позволяет выдержки в районе минуты, чтобы успеть "порисовать" фонариком.
Первыми на "третьем этаже" снова появились японцы, спасаясь от их птичьего гомона я ныкался по тёмным коридорам, выискивая анфилады дверных проёмов, в которые "подглядывают" Авалокитешвары. Тут меня и выловил монах в шафранной тоге. Жестами утянул в одну из башен, к двухметровой статуе какого-то очень сурового Будды, потренировал на предмет как правильно возжигать палочки, как, держа палочку в сложенных лодочкой ладонях прямо перед лицом, трижды низко кланяться статуе и получать таким нехитрым образом и благословение, и исполнение желаний (это уже на ломаном английском). Желание моё было в общем-то нехитрым. Просто ещё раз сюда вернуться. Заодно и поверим, справляется Суровый Будда с меркантильными желаниями барангов из стран третьего мира, или как...
Эге-ге... Да вы, гражданин камбоджийский монах, хитрец, однако. Что, за две тыщи местных тугриков Будда никаких желаний не исполняет?!! А шо ж ему, Суровому нашему, надобно? Ах... И как же это я, глупыш, сразу не просёк. "Уан долла"?!! Ну, разве что заради процветания Будды... Аминь! Тьфу. Харе?... Не, это к Кришне, у которого шире Рамы. Что же, согласно ситуации, здесь говорить-то положено? Ладно, что говорить. Тут ещё важно, что инстинктивно показывать, точнее НЕ показывать. Постоянно одёргиваю себя от желания показать, как всё классно, с помощью большого пальца (ну типа "Во"!). Ведь подумают, подумают, что у этого баранга-извращенца чисто сексуальные намерения! Харразмент пришьют, в цугундер посодют... Куча всяких мелких условностей. Низзя палочки в рис втыкать, и оставлять (к вилке это в общем случае тоже относится...) - они местным, видите ли, напоминают арома-палочки на могилах любимых родственников.
Убежал я от монаха кое-как, ещё кружочков пять по разным уровням Байона сделал и повстречал милую бабусю-кхмерку. Бритую наголо, с традиционным клетчатым платком-крамой (krama) на шее и коромыслом на плечах. На одной чаше-папайя, на другой - ананасы. Красивущие, спелые... Цену вам сказать, или сами догадаетесь с первых трёх букв? Подсказываю: "у", "а", "н"... Старики здесь такие милые и внешне беззащитные, что торговаться я с ними не умею. Держи свою "доллу", бабуся, и будь мне здорова. Дюже мне полюбляется, как ты мило говоришь "пайнэпол"... Получил взамен две острых палочки и ананас, разрезаный вдоль длинной оси на четвертушки. Втыкаешь палочку - получаешь этакое импровизированное фруктовое эскимо. И так 4 раза подряд. Две палочки - чтобы как ковбой, сразу из двух стволов палить, то есть, как жадина из двух рук жрать.
Когда все чакры Байоном уже вторую неделю как по полной программе оттопырены, можно абстрагироваться от понимающих тяготы жизни фотографа улыбок Авалокитешвар и всмотреться в ускользнувшие ранее мелочи. Например, открыть для себя, что Армаду Четырёхликих поддерживают ГарудЫ (все русске гиды, а их здесь "тоже есть у меня", почему-то ставят ударение на последнее "а", которое, если мне лингвистический склероз не изменяет, во множественном числе превращается в "ы") - неказистые тварюшки с орлиной головой, положенными крыльями, но человеческим торсом и ногами. Я поначалу принял Гаруд за Грифонов, но потом высмотрел, что хилые тельца на львов "не канают". На ГарудАх (чьи клювы сминают колесницы...) любил выезжать на прогулки четырёхрукий Бог Вишну. Этот сюжет в барельефах великого Байона тоже присутствует.
Что причёски, предметы и одежда у замерших в почётном карауле у дверных проёмов танцовщиц-апсар - разные; что спятерённые "лепестки" по углам башен не цветки лотосавовсе, а индуистские версии кобр-Нагов (ибо только пять голов, а не семь, как каноном буддизма положено). Что на центральном куполе тоже есть лики, но более выпуклые, с характерным профилем лба Владимира Ульянова. Что сводчатые крыши второго уровня похожи на поджавшие чешуйки кедровые шишки. Что если пошариться по первому уровню, обнаружишь не менее богатые барельефы, чем в бесконечных галлереях Ангкор Вата. Что пошуршать меж колоннами, странным многослойным частоколом окружающим весь храмовый комплекс, обнаружишь столько постаментов с каменными лапами исчезнувших львов, что их количество может приблизиться к количеству Ликов. "Не счесть открытий чудных" и всё такое.
Утро пролетает незаметно. Не так, чтобы действительно хочется, но надо возвращаться в Сием Рип и погружать себя во все тяжкие "шоппинга". Центральный рынок (люблю на рынках всякое искать, на колоритных людей смотреть...) заслуживает занесения в Книгу Гинесса по категории "тесно". Протискиваясь бочком по мясным рядам, носом упираешься в свинину, затылком - в говядину. Не то чтобы я подарочную камбоджийскую версию бильтонга искал (это преррогатива ЮАР...), просто привычка - если базар, нужно посмотреть и прицениться к мясу. Хоть убивайте, не стал бы такие подсушенные на солнце окорока и грудинку покупать! Мух, опять таки... взмахами крыл с ног валят.
Фруктовые ряды, конечно, - отвал башки. Не знаешь, что первым выбрать, чтобы впиться. Подумав-подумав, выбрал очередной "пайнэпол". В-первых, чтобы прицел не сбивать, во-вторых, потому что сок с "пайнэпола" всё-таки меньше, чем со всяких золотистых авокадо, на грудь капает. Очен-но не хотелось бы уподобляться зомби из любимой игрушки сынули Heroes of Might and Magic: стою, я, значит, чуть качаясь, аж весь зелёный, так фруктами экзотическими обожрался, а над мордахой замаслившейся - мухи, мухи вьются... Шутка (для тех, кто в теме). Рыбных рядов я малёх шуганулся: таких жутких, червеобразных, жареных "спесименов" меня не заставить пробовать даже под угрозой "меча-кладенца" Бога Индры - Громаваждры. :-)
Потом мне попались ряды шёлковые (Камбо славится натуральным шёлком, как грубого, так и нежного плетения...) где я завис надолго, потому что гаммой те шелка могли смело бросать перчатку Пантоновским каталогам эталонных цветов. Шарфики, блузки с ручной вышивкой, скатёрки с неизменными апсарами... пришлось несколько потрепать бюджет. Когда бюджет затрещал по длинной диагонали, я скоренько разгрузился в Жасмин Лодже и, "зауандоллив" по быстрому третий, контрольный "пайнэпол" (дней Камбо всего ничего осталось, а "пайнэполов" на всю зиму наесться надо...) погнал тук-тук на закат. Вообще я странный. До заката ещё часов пять...
Ну да Ангкор Ват - не то место, для которого может оказаться много времени очарованному древностями барангу... Я снова обошёл комплекс по периметру, сначала пытаясь дойти своим умом, что именно изображено на барельефах, потом с помощью редакторов "Lonely Planet", в конце концов плюнул - без какой нибудь Рамаяны/Махабхараты на языке оригинала тут делать нечего... Ускользнул внутрь, и тут же зацепился взглядом за целый эскадрон барльефов апсар с аж сияющими на солнце сиськами. %-) Прикольно. Подошёл поближе - реально захватаны руками до полированного угольного блеска. Раз все трогают, значит, это для чего-то нужно? Может и мне попробовать? Огляделся - не следит ли кто (подумают, не просто баранг, а Пигмалион-извращенец) - цапнул... Камень - он и в Камбодже камень. Но счастья определённо прибавилось. Прикольно - в пошлый визит внимания не обратил. Все полые изнутри башни кишат летучими мышами. Вот никода не ожидал, что мелкие рукокрылые вне естественных пещер обитают... Пищат, ползают, порхают под сводами, такая движуха - мама дорогая!
Из отстранённых наблюдений за реальньстью: мужики-кхмеры курят как паровозы, при том, что сигареты, насколько я читал, очень дороги. Престижно, что-ли?Стукнутые японцы ходят по храмам в шафранных рясах. Косят под коренных буддистов? Какой ты, нахрен, тудыть твою в катану, гарный хлопец кореной буддист, если над головой у тебя розовый зонтик с кружавчиками по всему периметру?!! Прямо по анекдоту - "вы, Иосиф Абрамович, или трусы оденьте, или крестик снимите"... На этой интеранциональной ноте взжелалось мне экстремально пообедать. "Экстремально" значит "в первой попавшейся кхмерской придорожной тошниловке". Пиво по 2 бакса?!! - Так... здесь мы пива не пьём. Должно быть "уан долла". Ну, если с едой, "полторы доллы". Походил влево-вправо, приценился, нашёл с едой за "уан доллу". Обрадовался. Так эти аутентичные кхмеры (считать - "паразиты") всё равно слупили с меня лишних 50 центов за всю жизнь бесплатный рис!!!
Жареная свинина тонкими лепесточками со свежими ананасами, чесноком и зелёным луком... обьеденье. Ага... кроме вилок и ложек подают "чопстики" (читайте, палочки). Тренируемся... Так. 1) Палочками умею есть свинину. 2) Палочками умею есть ананасы. 3) Палочками НЕ умею есть рис! Всё плохо. Типичный, беспородный, необученный исконно-кхмерским традициям креведко, он же "шримп"... В культурном шоке. В энный раз считал с пионером открытки до "уан" до "тен". Чуть не охренел, когда как дуриан на голову свалилось "илевен", "твелв", "сетин", "фотин", "фифтин"... и всё равно за "онли уан доллу"! Реальный сбой в Матрице.
Чувствую, этот баранг начинает превращаться в дикого человека Маргадона: "Утром - блинчики, вечером оладушки, теряю былую лёгкость"... С этим надо срочно что-то делать. А не "айда на Волгу..."? Тьфу... к терассам "Олифантов" и Прокажённого Короля"? Где "пуркуа" там и "па". Полтора километра до Южных ворот Angkor Thom-а, ещё полтора - до Байона, там рукой подать до Пименаки (Phimenakas) да через джунглики перебежать к Прасат Палилаю (Prasat Palilai). Этот сладкий закуток Королевства Ангкорского я "зубен клац-клац" ещё в первый день, когда Байон черепицу мне на черепе пошатнул.
А дьявол во мне: "ага-ага, лошара, иди-иди. Там всего-то тропка вдоль асфальта, по которому все нормальные баранги на колёсах катаются". Будут ехать, и говорить друг-другу: "Смотри, суще глупый баранг, пешком ковыляет, пылюку хавая". Не, если уж пылюкой порошат, то хоть чтоб ехали заткнувшись. Вернулся я к своей бабуце, поулыбались, как старые знакомцы, купил четвёртый "пайнэпол". В одну руку - "жёлтое эскимо на палочке", в другую руку - "жёлтое эскимо на палочке", кулёчек с третьим и четвёртым на запястье, на пузо - фотик, на фейс лица - улыбку Авалокитешвары и, широким шагом - ать-два, ать-два, - к Ангкор Тому. Матрасники вы колёсные, а не туристы, граждане моторизированные баранги!
Пересчитал, сколько "злых демонов" удерживают каждого из Нагов у Южных ворот, и зауважал семиглавых "гадючелов": по пятьдесят душ, или что там у демонов их заменяет. Хинт: считать нужно только тушки демонов, ибо голов и ног у них конкретный некомплект. "Гадюк" тоже некомплект: некоторые куски изгрыло голодное Время. Пройти в Angkor Thom тоже оказалось делом нетривиальным: длинные очереди транспорта, пешеходов... Почувствуйте себя в Мекке. Мимо корней и полностью заросших ряской квадратных прудов, мимо мотоциклированных полицейских и сгребающих опавшую листву "зеленщиков", под оглушительные визги цикад и суховатое "туканье" тук-туков... Phimenakas как таковой заслуживал максимум троечки по пятибльной системе и звания "никауся" по моей личной. А вот "Слоновья Терасса" - вещь. Если хватит терпежа дождаться, пока целый эскадрон немчуры свалит куда подальше, и даст спокойно поснимать слоников...
Первая попытка выйти к Прасат Палилай заковыряла меня в стан нищенствующего буддизма (отец-настоятель привычно попросил "доллу" на "лечение монаха"...), а затем к жёсткой щетине джунглей, соваться в которую (даже при отстствии табличек "осторожно, мины"...) мне показалось отнюдь небезопасным. Второй подход увенчался топогеодезическим успехом и, одновременно, лишний раз подтвердил уже однажды выкрикнутый здесь постулат: "СПЕШИТЕ ВИДЕТЬ!!!" Всеведающая "Одинокая Планета" определяет Прасат Палилай как "Та Пром в миниатюре". Поздно, бабка, пить боржом. Был Та Пром, да весь вышел. Все четыре мега-дерева, собственно, главное и единственное украшение одиноко стоящей башенки, теперь не более чем двухметровые пни цвета выбеленных ветрами костей (или вонзившие когти корней в камень, но отрезанные от невинно убиенной курицы когтистые лапы - тут всё от буйности воображения наблюдателя зависит). Покружил, я, наверх залез, но так достойных ракурсов и не нашёл.
Выстроившиеся в редкую шеренгу двенадцать башен - , стерегущих сонный покой ступенчато опускающих к кишащим юркими водомерками чёрным водам прудов - Северного и Южного Клеангов - несколько улучшили моё настроение. Я даже изволил посидеть на ступеньках цвета хлорного железа у самой воды, рассматривая воюющего с высокой травой "косаря шпагой" и страстно лобзающуюся юную пару кмеров-велосипедистов. Медитация на воду и башни, прямо по Лукьяненко, "развеяла мою тоску и одиночество". Можно было вставать, и неспешной походкой утомлённого Странника, до отказа заполнившего день впечатлениями, возвращаться к Южным Вратам и Нагам Та Прома.
...Чтобы ещё получасом позже, благоразумно отказавшись от опроба "palm dew" (в пазухах пальмовых листьев, насколько я понял тот английский, происходит конденсация влаги, но внешний вид заполненных чем-то мутным бамбуковых сосудов-трубок навёл меня на мысли о затяжной, как прыжок с 5000м, диаррее...) прощаться с последними розовыми лепестками заката, сидя на чёрной балюстраде (читайте, Наге XII века, что строго воспрещено табличками...) Ангкор Вата. Оставалось отыскать нужный тук-тук (жёлтый шарабан, красный мотоцикл...) в тысяче себе подобных и, развалившись, как средневековый плантатор на сиденье кареты, отбыть в направлении Сием Рипа и самого последнего в Камбодже ужина. :-(