Да, ты совершенно прав. В этом месте должно быть подробное и ясное разъяснение, что именно подразумевается под термином «стильный кинематограф». Но чувство стиля - специфическая вещь: оно или есть или нет. У тебя есть? Тогда и так поймешь, что делают киноленты в этом списке. Ну а если у тебя нет чувства стиля, то... эээ.... будем считать что ты здоровый, красивый, умный и богатый. Зачем тебе стиль?
Кабинет доктора Калигари (Das Cabinet Des Dr. Caligari)
1920, Германия, Роберт Вине
Этот психоделический хоррор дал старт не только германскому киноэкспрессионизму, но заставил тысячи людей мире страдать бессонницей вследствие пережитых видений. Страшно красиво и страшно.
Строгий юноша
1935, СССР, Абрам Роом
Если ты хотел гротескного коммунистического кино - с кучерявыми мускулистыми юношами, метающими диск, романтичными студентками, рассуждающими о коммунистической философии, и чтоб все это - на фоне белоснежных сталинских построек, статуй и черных роялей, то вот оно. Режиссера настолько перло от эстетики победоносного коммунизма будущего, что он потерял контроль и уместил в фильм абсолютно все, что только мог породить разум пламенного художника-энтузиаста - вплоть до размашистых мазков авангарда. От чего фильм и попал под запрет: в СССР было принято держать себя в ежовых руках.
(Здесь мы пропустим махом сороковые - там был нуар, а он весь хорош и заслуживает отдельного списка)
Сладкая жизнь (La dolce vita)
1959, Италия, Франция, Федерико Феллини
Летописи итальянской богемной жизни от Феллини сквозь призму очков Мастрояни. Непобиваемое сочетание карт.
Приключение (L'avventura)
1960, Италия, Франция, Микеланджело Антониони
Обычно киноведы, рассуждая о самых стильных фильмах в истории, вспоминают «Фотоувеличение» Антониони, но на мой взгляд «Приключение» справляется с этой ролью еще убедительней. Здесь строгость итальянского стиля достигает такого эстремума, что даже боязно смотреть - кажется, что ты можешь подпортить его своим недостаточно стерильным взглядом.
Завтрак у Тиффани (Breakfast at Tiffany's)
1961, США, Блейк Эдвардс
Гламур большого города, как вечный друг и враг молодой девушки - тема тысяч фильмов. Если не миллиона. Но эта картина с Одри Хепбёрн может не обращать внимание на конкурентов - здесь тема подана на почти недосягаемом уровне грации, и при этом играючи, без малейших потуг.
Процесс (Le procès)
1962, Франция, Германия, Италия, Орсон Уэллс
Снятая на заброшенном вокзале экранизация романа Кафки блещет безудержной визуальной фантазией, которую Орсон Уэллс смог каким-то чудом обуздать и направить в русло непогрешимого эстетства.
Доктор Ноу (Dr. No)
1962, Великобритания, Теренс Янг
Внимание к деталям и изысканность интерьеров да пейзажей просто зашкаливает. И не надо говорить, будто якобы все «Бонды» - красивы и стильны. Нет, качество сериала в этом аспекте гуляет радикально, лишь в лучшие моменты возвращаясь к исходной точке - первому фильму «Доктор Ноу».
Альфавиль (Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution)
1965, Франция, Италия, Жан-Люк Годар
Болезненное кино, объект ненависти для 9 из 10 человек, что к нему прикоснулись. Но даже если «Альфавиль» тебе не по душе, постарайся признать - совместив первобытную псходелию, нуар, фантастику (и все это в видах реального Парижа!), Жан-Люк Годар совершил бессмысленный, но славный творческий подвиг.
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
1966, СССР, Леонид Гайдай
О, чудо! Оказывается, если абстрагироваться от комедийного сюжета и прочих отвлекающих (и развлекающих) факторов да поглядеть трезвым взглядом на ремастированную версию «Кавказской пленницыв», тогда открывается простая истина. Это неподражаемо эстетичное, изящное и продуманное в каждом изобразительном аспекте произведение.
Время развлечений (Playtime)
1967, Франция, Италия, Жак Тати
Выглядит как удивительный демо-фильм - демонстрирует, какие чудеса можно сконструировать в кадре, есть вложить много денег, и ни перед кем не отчитываться (так как деньги собственные). Тати и так был апологетом французского прогрессивного стиля, но в этой урбанистической комедии он превзошел самого себя.
Космическая одиссея (2001: A Space Odyssey)
1968, США, Великобритания, Стэнли Кубрик
Фильм, который задает тон научной кинофантастике на долгие годы вперед. Хотя многие этот тон расслышали превратно - от чего фантастика, несмотря на старания Кубрика, в основной своей массе осталась трешовой категорией Голливуда.
Конформист (Il conformista)
1970, Италия, Франция, Германия, Бернардо Бертолуччи
Согласись - сочетание Парижа и фашистов трудно испортить. То же самое потом еще Тарантино повторно доказал.
Ящерица в женской коже (Lucertola con la pelle di donna, Una)
1971, Италия, Испания, Франция, Лучио Фульчи
Итальянцы могут величественно красиво снять даже распоследнюю клюкву - этого умения у них не отнять. Этот кровожадный и распущенный джалло-фильм запоминается тем, что агрессивно внедряет в дешевый итальянский триллер глянцевые арт-постановки. На последующие лет 15 это стало идеей фикс многих итальянских мастеров триллера и хоррора.
Окончание списка (1971-2011) - на экранах всех мониторов страны через неделю!