Оскар по-американски

Feb 11, 2014 17:43

из моего киноблога в MAXIM

Эта статья поможет тебе справиться с главной дилеммой февраля: смотреть "оскаровские" фильмы, или, как обычно, забить на них.

Воспитанные люди в ответ на вопрос смотрели ли они фильмы-номинанты премии «Оскар» тушуются и, заикаясь, признаются: «эээ.... вот купил же диск, честное слово, но все никак времени не нашлось... завтра собирался!». И краснеют. Потому что и диск не куплен, и на завтра совсем другие планы... точнее - совсем другое отсутствие планов. В реальности нет ничего постыдного, в том, что ты игнорируешь выбор киноакадемиков. «Оскар» - это как «Евровидение», тут главное движуха, помпа и сама церемония, а непосредственно фильмы интересуют только жалкую горстку киноманов высокой степени озабоченности. (Хотя в культурных столицах эта жалкая горка может приобретать внушительные размеры и представлять опасность для нормальных людей).

С точки зрения обывателя куда как лучше 10 раз посмотреть «Крепкий орешек», чем 10 картин из номинации «Лучший фильм». Тут я с обывателем солидарен. Но человек - существо сомневающееся. Исподтишка его мозг травит навязчивая мысль «А вдруг я что-то потерял? Вдруг именно »Английский пациент« / »Шофер мисс Дэйзи« / »Язык нежности« / »Король говорит« (ненужное зачеркнуть) переменит мою жизнь, станет моим любимым фильмом, обратит меня в самую духовно богатую личность Западного Бирюлево?». Если тебе в этой ситуации не помог дипломированный психоаналитик, попробуй обратиться к шарлатану-кинокритику! До церемонии Оскар осталось меньше месяца, и я помогу тебе понять, что за фильмы академики понапихали в категорию «Лучший фильм». Полный список кандидатов таков:

  • Афера по-американски (American Hustle)
  • Капитан Филлипс (Captain Phillips)
  • Далласский клуб покупателей (Dallas Buyers Club)
  • Гравитация (Gravity)
  • Она (Her)
  • 12 лет рабства (12 Years a Slave)
  • Волк с Уолл-стрит (The Wolf of Wall Street)
  • Небраска (Nebraska)
  • Филомена (Philomena)
Последние две ленты до России еще не добрались - и я, признаться, не замечал чтобы их кто-то сильно ждал. Остальные в российском прокате ожидаются вот-вот, или прямо сейчас на экранах в полном разгаре.



Исключение составляет «Гравитация» Куарона, которая с суммопомрачительным успехом (сумма сборов - почти $700 миллионов) прокатилась вокруг планеты еще в октябре. Если ты вдруг упустил этот космический триллер, наверстывать дома перед теликом в тапочках смысла практически нет. Сюжет истории прост и слабо правдоподобен, весь фокус «Гравитации» заключался в показе народу трехмерного космического атракциона на большом экране. Так что цирк уехал, а кто не успел сходить на шоу, те - клоуны.

Существует две разновидности идеального «Оскара». Первая это когда есть один фильм-мегамонстр, собравший тучу бабла, и при этом еще полюбленный критиками во всех позах, как это было с «Титаником» и «Возвращением Короля». Вторая - когда мега-монстры отдыхают дома, но почти все номинанты - это отличные фильмы, а не кто попало, понабранные по объявлению, как это было в прошлом и позапрошлом году. Нынешний, 86-й по счету «Оскар» на удивление крепок и близок к идеалу второго типа.



Самая бодрая и зрелищная из списка - нахальный наркобиржевый эпик «Волк с Уолл-стрит» Скорсезе, где Леонардо ди Каприо играет финансового жулика и прилагает невиданные усилия, чтобы не потеряться на экране в горах кокаина и толпах проституток. Поверь, это было не просто. В фильме, конечно, нет ничего такого, чего бы мы не видели раньше в лентах вроде «Кокаин», «Славные парни», «Поймай меня если сможешь» и «Афера века» (снята по мотивам скандала с банкротством компании «Энрон»). Но это как водка - в ней тоже нет ничего такого, чего раньше не пробовал, но это ведь не повод отказаться от угощения. А еще за кадром врубается музыка от непривычных в большом кино артистов - Devo, Bo Diddley, Lemonheads, Me First and the Gimme Gimmes, что вбивает последний гвоздь в гроб сомнений. Такое надо видеть - это самое смешное и потешное кино на «Оскарах» за последние не важно сколько лет.



Странным образом близка к «Волку» по теме и «Афера по-американски», снятая Дэвидом О.Расселлом, автором арт-хаус-мелодрамы о белках-истеричках «Мой парень псих». В отличие от визгливой и нервирующей прошлогодней работы, этот фильм смотреть можно, и почти даже нужно. Хитрые, авантюрные, но морально недоразвитые люди два с лишним часа ходят по экрану и строят друг другу козни. Делают это неторопливо, разговорчиво и с долгими мелодраматическими разборками. Все красиво и поучительно, да и кино в итоге не одноразовое - большинство фестивальных да «оскаровских» лент редко тянет пересматривать, но «Аферу по-американски», подозреваю, ждет светлое будущее и долгая память.



То ли дело «12 лет рабства» - запрограммированная ошибка природы. Тупо, прямолинейно дубовое кино о страданиях негров под гнетом бессовестных рабовладельцев. Показано и рассказано с задором школьной политинформации времен СССР. Вот свободный негр, его превратили в раба и бьют. Он мучается. Потому что американские негры всегда мучаются, если их бьют. А если их бить еще сильнее, то будут мучиться еще больше. Я-то, наивный, думал, что такие топорные фильмы закончили снимать еще в 80-е. Все понимают, что подобные плакатам работы делают на «Оскаре», но я, признаться, не пойму академиков, если они вручат картине Стива МакКуина хоть одну медаль. Ей богу, там медальку даже зацепить не за что.



Так что после «Рабства» советую отдохнуть душой на «Капитане Филлипсе». Там, наоборот - белый капитан в исполнении Тома Хэнкса угнетается черными сомалийскими пиратами, захватившими его судно и экипаж. Снято до скрежета зубов традиционно, этакий Голливуд сидит на Голливуде, и погоняя Голливудом скачет в Голливуд. Но «Капитан Филлипс» - тот случай, когда таковой прием хорошо работает, потому что сама история будто создана для этого самого треклятого Голливуда и его светлого кардинала Тома Хэнкса.



Кстати, ты помнишь, за что Хэнкс заполучил свою первую статуэтку «Оскар»? За помирающего от СПИДа юриста-гомосексуалиста из «Филадельфии». В этом году точно такой же простой фокус намереваются на глазах у публики провернуть Мэттью Макконехи и Джаред Лето. Они оба героически страдают да помирают от СПИДа в фильме «Даласский клуб покупателей». Причем если Мэттью играет тошнотворного тощего гопника, и это как-то тянет на номинацию «Лучшая мужская роль», то Джареду Лето по уму надо было номинироваться в женской категории - из девичьих платьев Джаред почти не вылезает. Приятного в этой ленте мало - сняли бы такой фильм в России, зритель заклеймил бы его «чернухой» и похоронил. Но раз уж Голливуд, актеры важные, номинации на «Оскар», то вроде как надо ценить и уважать.



Как писалось выше, «Небраска» и «Филомена» в России посмотреть пока не никак удается, потому у нас остается для изучения последний экспонат - «Она» от культового режиссера и клипмейкера Спайка Джонса.

«Она» отвечает за светлую сторону арт-хауса на этой церемонии «Оскара». Это мелодрама на базе одной из самых замусоленных в научной фантастике тем - что случается, когда компьютер/машина/робот влюбляется в человека, особенно если это взаимно. Так как кино снято в прогрессивном 2013 году, то роль машины выполняет Операционная Система. Озвучивает ОС голос Скарлетт Йоханссон. Сразу предупреждаю - экшена нет. Убийств, предательств и вторжений пришельцев - тоже. Хоакин Феникс два часа блуждает по экрану в симпатичных декорациях недалекого будущего и меланхолично радуется, меланхолично грустит, меланхолично любит, меланхолично беседует о сексе. Для влюбленных и романтичных хипестеров это не кино, а подлинный клад. Но если измерять это кино в «Крепких орешках», то будет где-то одна тысячная от «орешка». С другой стороны - нельзя же питаться одними орехами, и такие блюда тоже бывают вкусными и полезными.

кино тяжело но достойно

Previous post Next post
Up