3 ноября 2008. Туим, Туисмкий провал, Туимское кольцо

Dec 22, 2008 18:28

Поселок городского типа Туим. (Координаты: 54°20'31"N   89°56'46"E)
Название посёлку дала одноименная река. В начале XX в. в его окрестностях были открыты месторождения полезных ископаемых. Ещё до Великой Отечественной войны здесь были созданы лагеря, входившие в систему ГУЛАГа. Заключённые занимались добычей меди, железа, золота и других металлов. В начале 1950-х годов Туим был закрытой зоной, где трудилось около 25 тысяч политзаключённых.
Основное предприятие поселка - Туимский завод по обработке цветных металлов, специализация которого медь и латунь.

Дорога из Красноярска в Туим пролегает по очень разнообразным местам. Итого вышло 730 км.

Оборудование: экспедиционник Toyota Duet по имени Пучеглазка :), навигатор Garmin 60CSx, телефон SE P1i в связке с блютуз gps-приемником, загружены растровые километровые карты.



Первый участок дороги: Красноярск - Дивногорск - Балахта.
Когда в городе лужи и слякоть, там, на возвышенности, уже лежит снег по колено, дорога завалена, удивительно, что вообще открыта. После Дивногорска, мост через Енисей, возле Красноярской ГЭС, и далее начинаются серпантины. Через несколько километров Дуэт благополоучно улетает с дороги и зарывается в сугробе. :) Пролетный нивовод играючи выдергивает нас на сушу. За рулем нивы - дядя средних лет, рядом пацан лет десяти. Сразу представилось, как дядя говорит: "Вот смотри, сынок, понаберут недоприводов, а потом тока нивы их и выдергивают. Ниву надо было покупать!" :) Плавали-знаем, сами такие.


Импровизированная подставка для gps :)


Дальнейшую дорогу Дуэт вывозил за счет типтроника, можно ему сказать, чтобы ехал на нужной передаче и не суетился, а то автомат чото сильно уж скачет на таком покрытии, из-за чего и возникают неожиданности. Благодаря этому можно было держать путнюю скорость, а не корячится как некоторые волги, виляя жопой.

На трассе встречаются волги...


...и жопы.


Примерно через 150 км такой чачи, встречается поворот на Балахту и резко возвращается лето. Снова зеленая трава, дождь и прочие прибамбасы.



Трава и прибамбасы


Слегка извилистая дорога приводит на перевал - границу между Красноярским краем и Хакасией. С одной стороны написано Красноярский край, с другой Хакасия. А где же тогда находится наблюдатель? ;) Еще там шашлыки вкусные, я там однажды проезжал один. В поездке одному тоже что-то есть - хочешь песни пой, хочешь в носу ковыряйся, хочешь останавливайся и точи шашлык как нравица. :)

Межсубъектье, экспедиционник и пилотесса :) (кликабельно)



Дальше начинается прямая как стрела дорога. Путь в Туим пролегает через Шира - небольшой курортный городок. Но мы поехали не по общепринятой трассе, а немного свернули, чтобы собственно и посетить вышеозначенный перевал.
Общепринятая трасса ухожена, дорога прямая, ровная. Другая же дорога разве что не заброшена совсем. Несколько километров гравийки, фееричная деревня Ворота. Древние могильники на обочинах, впрочем могильники в Хакасии везде.

Прямая хакасская трасса


Могильники у дорог


Поиски наскальной живописи на дольменах


На этих нет нифига, видимо попсовые


Фееричная деревня Ворота




Проезжаем оз. Белё, зимой там пустынно. Ни одной живой души. И на трассе кстати тоже очень редко встречаются машины.

Белё в стороне


Выходим в Шира, заправляемся, заправляем машину и едем дальше. На восьмом километре дороги Шира-Туим обещана достопримечательность - Туимское кольцо.

Туим-кольцо - погребально-культовый памятник окуневской культуры, относится к числу наиболее интересных в Хакасии. В центре находятся плитовые могилы женщины-жрицы и двух детей. По окружности стоит 4 больших камня, отмечающих четыре стороны света. От женского погребения на восток выложена символическая дорожка, окаймлённая несколькими небольшими камнями. В своём роде памятник уникален и по значению сравнивается с английским Стоунхенджем, хотя и уступает ему в размерах. К сожалению при строительстве дороги старый кромлех был разрушен и вы увидите его современный востановленный вариант. Но дух и энергетика старого места осталась. (с)

На самом деле как-то вяло там, обломки, затоптано, тряпки всякие болтаются. ;) Сказывается наличие дороги в пяти метрах.

Сравниваю местность с картинкой


Туимское кольцо. Конечно же оно квадратное.


Суровые покорители дорог и немножко бездорожья


Прошлым летом в составе экспедиции "Страна Хирхиз-2008" мы посещали Туимский провал, и пытались найти Туимское кольцо, но не нашли его, потому что было мало информации о нем. Искали наугад возле провала, а оно оказалось тремя километрами не доезжая до Туима.
Готовясь к этой поездке я искал инфу про это кольцо, нашел очень мало. Самой полезной оказалась страница с сайта геокешинга, на которой указывались в том числе и географические координаты места - N 54° 24.382' E 89° 56.285'

Раз уж такое дело, то решили поискать и тайник.

Тайник расположен на 8 км. дороги Шира-Туим., на скальном отроге. В этом месте дорога делает небольшой поворот. Тайник заложен на скальном отроге, выше от "кольца". Если встать к дороге спиной, то можно увидеть два одиноких дерева, рядом с одним из них под камнем и заложен тайник.

Нашли примерно попадающие под описание деревья, пошарили, посмотрели. Обнаружили неприметный камень, если не присматриваться, ничем не отличающийся от остальных.

Но под ним... еда??


Герметичный контейнер, в котором кучка разнообразных вещей и так называемый "паспорт тайника" - специальная бумажка, на которой, во-первых, написано, что это такое и просьба не разорять, если нашли случайно, а во-вторых, на остальных страницах указано, кто посещал этот тайник, что брал и что положил. Правило - нашедший должен что-то взять и что-то положить от себя. Мы взяли резиновую мышку, а положили 100 рублей образца 1993 года, случайно в кармане завалялось. ;)

Содержимое тайника на момент нашего посещения


Записались в паспорте тайника. Довольно много страниц заполнено, тайник посещался много раз. От первоначального содержимого уже почти ничего не осталось (1.DVD диск с картами; 2. Красивая картинка; 3.Долгогорящие спички; 4.Паспорт тайника; 5.Карандаш).
Самая душевная запись - последняя до нас, веселые девчонки из Шарыпово. :)

Паспорт тайника


Закрыли, спрятали все на место


Мышь (по имени Пётр) основательно поселился в машине. Охраняет


Выдвинулись дальше, через три километра - Туим. В такое время года довольно пустынно. Это летом на подъездах стоят мальчишки с плакатами "покажу провал", и по этой причине указателей на провал нигде нет. Сначала понадеялись и поехали по памяти, потому что телефон с растровыми картами и прописанными точками берег последние силы аккамулятора и включать его не хотелось. Сначала заехали на остатки производственных сооружений. По современным меркам поражают ровные стены, построенные не из кирпичей, а из разнообразного кривого камня.





При отсутсвии указателей и навигации поехали обследовать тропки вокруг провала. Издалека его не видно, вроде холм и холм, как остальные. Плутали, плутали задолбались. Решили включить навигацию - она показала, что точка, которую мы ищем, находится далеко у нас за спиной, сначала не поверили, думали холодный запуск или ошибка привязки карты, но нет, поехали - оказалось так и есть. Про подъезде к провалу начинают появляться люди. Палаточный лагерь туристов из Томска.

Осенние тропки в окрестностях провала. А ведь всего несколько часов назад на балахтинской трассе был снег по колено...


Туимский провал (Киялых-Узень - "своенравный лог").(N 54.20,595, E 89.55,576)
Это место называют ещё Медной горой. Она находится недалеко от посёлка Туим, на месте шахты, которая начала функционировать в 1953 г. Тогда здесь добывали медь, свинец, золото, вольфрам и железо. В 1974 г., после того, как были выработаны основные запасы руды, шахту закрыли из-за нарушения техники безопасности. Поначалу опустошённая изнутри гора не представляла с виду никакой опасности, пока не стали проваливаться под землю животные. На вершине появилось отверстие диаметром 6 м, и гору пришлось взорвать. После этого образовался огромный провал, который со временем частично заполнился водой: так образовалось озеро. В1991 г. провал расширился, теперь его диаметр достигает 200 м. От вершины горы до поверхности воды около 80 м. Глубина озера - около 40 м. Вода в нём имеет бирюзовый цвет, что определяется растворёнными в ней солями меди.

Рекомендую к просмотру фильм про Туимский провал, сделаный дайв центром г. Новокузнецка. Ребята погружались в провал, исследовали его строение в подводной части. Составляли схему. Окончательного дна так и не нашли. Говорят известная глубина провала - около 250 метров, всмысле до двухсотпятидесяти намеряли, а дальше рулетка кончилась.

Кадр из фильма - схема подводной части провала


Часть I


Часть II


Туимский провал (Историческая справка)
  • Расположен в 11 км от Шира и в 190 км от Абакана.
  • Образовался на месте медно-молибденового месторождения Киялых-Узень («своенравный лог»).
  • Месторождения полезных ископаемых вокруг поселка Туим были открыты французским инженером Деларю. Он называл их именами своих дочерей (Юлия, Дарья, Лидия, Терезия).
  • В 30-х годах прошлого века было организовано объединение «Туим-вольфрам», рабочие которого добывали медь, свинец, золото, вольфрам, молибден и железо.
  • В годы войны добывавшийся в Туиме шеелит-вольфрам применялся в качестве добавки к легированной стали, из которой изготовляли броню танков Т-34.
  • Упоминания о «Туимлаге» есть в солженицынском «Архипелаге ГУЛАГ». Местные старожилы помнят лагеря, образованные еще до войны: 25 000 политзаключенных работали на молибденовом руднике и на обогатительной фабрике.
  • Шахта на месте нынешнего провала работала с 1953 по 1974 год. Работы велись подземным способом при помощи взрывчатки и отбойных молотков. Со временем верхняя часть горы постепенно оседала. Руду вывозили вагонетками и отправлял на фабрику, производительность которой составляла 500 000 тонн в месяц.
  • В пятидесятых годах у жителей Туима стали пропадать коровы и мелкий скот. Во время поисков были впервые обнаружены проломы и смещения в горе. Маркшейдерские ошибки и буровзрывные работы с образованием больших полостей запустили процесс обрушения.
  • В 1954 году диаметр намечавшегося провала был 6 м, в 1961 г. - 60-70 м. После небольшого землетрясения (2-3 балла) в 1991 году часть грунта обвалилась, и диаметр Туимского провала достиг 300 метров.
  • В 1974 году работы были прекращены в связи с выявлением нарушений техники безопасности и нерациональности производственного процесса. По подсчетам специалистов, 140 000 тонн меди осталось не добытой.
  • В 1996 году Юрий Сенкевич посвятил Туимскому провалу одну из передач «Клуба путешественников». Плюс - уже в нынешнем веке - съемки «Фактора страха» и доброго десятка полудокументальных-полулюбительских фильмов про экстремальные BASE-прыжки и подледные погружения.


На машине можно подъехать прямо к краю провала. Летом здесь стоят помосты, лавки, торгующие сувенирами, вобщем, дело турецкоподданного растет и процветает - со всех собирают по 20 рублей, видимо на реставрацию провала. Осенью - даже следов нет.

Вид с переднего края. На этом месте летом стоят помосты с перилами для особо впечатлительных (типа меня)


Козяфка на веревочке на фото выше - человек, прыгнувший в провал на тарзанке. Пиксель на верхнем склоне - тоже человек. Пиксель тоже человек

Дырки на уровне воды - выходы штольни


Высота - полтора-два человеческих роста. Если обойти гору, можно найти вход в эту штолью, но она заполнена водой по пояс. Двести метров в темноте и ледяной воде. Особенно приятно начерпать воды в болотники. Летом мы ходили в эту штольню, но летом и теплее. :)

Вид на провал с другой стороны


В это время там как раз прыгал народ из Томска. Первый товарищ свалился в провал как куль с картошкой, молча, и болтался там на веревке, прохлаждался пока его выстаскивали. :) Сам прыжок заснять не успели.



Второй хоть ногами дрыгал, и кричал, вобщем вел себя подобающе случаю. :)



Вид на площадку, к которой подъезжают машины


Разломы на горе. Говорят может это все дело рухнуть еще глобальнее...


После того, мы сидели в машине, потребляли горячий чай, к нам подвалил синий тип, назвался толи Измаилом, толи Мафусаилом, предлагал прыгнуть в провал с ним вчетвером. :) Был вежливо отправлен восвояси. Интересно, а чо правда в четвером прыгают? Если на одного - сложная система тросов и канатов, то что там на четверых? А они пучком прыгают, гроздью или по очереди? А лбами не стукаюца в полете?

Дорога домой. Снова балахтинская трасса...

путешествия

Previous post Next post
Up