Енисейская Одиссея 2011 - Долина вулканов. Часть I

Nov 21, 2011 10:47



Начинаю публиковать отчет об экспедиции в Бурятию, которая стартовала 23 июля. В этот раз все было немного проще - мы хотели доехать до долины вулканов, и вернуться обратно той же дорогой. Увидеть вулканы Кропоткина и Перетолчина, а так же все, что попадется на пути.

Вулкан Кропо́ткина - самый крупный потухший вулкан в пади Хи-Гол на территории Бурятии, расположенный в юго-западном тупике долины в 3 км от вулкана Перетолчина. Состоит из осыпей базальтового шлака. Диаметр кратера - 200 м, высота над лавовым полем - около 120 м, как бы говорит нам Википедия.





Итак, мы собрались в субботу на площади Революции, стольного града Красноярска. Место это примечательно тем, что уже много лет с него стартуют различные внедорожные покатушки и прочие экспедиции. И не смотря на то, что всю свою мирскую жизнь площадь выполняет роль парковки и забита машинами до отказа, в субботу, когда стартуют экспедиционеры, она пуста и чиста.

Статовали семь экипажей, а именно (в порядке следования):
1. "Симбир", УАЗ-3162, с вашим непокорным слугой за штурвалом и Романом (mr_frozzen) в роли штурмана.


2. "Буханка", УАЗ-3962, с завсегдатаем и активным участником наших экспедиций Александром Болодом, который по стечению обстоятельств оказался без экипажа и поэтому путешествовал на своем огромном автобусе один, периодически подбирая попутчиков.


3. "Леший", УАЗ Патриот, дизельный Патриот, трех месяцев отроду, с новичками в нашей компании, супругами Алексеем и Галиной. Их экипаж вдруг стал негласным бензовозом экспедиции, потому что чудо инженерной мысли - дизель Ивеко - соляру не потребляет в принципе, ему хватает только посмотреть на канистру с топливом издалека. За то этими канистрами машина была заполнена с низу доверху и везла почти 200 литров соляры.


4. "Красный", Chevrolet Tracker, краснотелая, расовоамериканская "эскуда" с непобедимым и всегда позитивным экипажем - супругами Федоровыми - Денисом и Викторией.


5. "Нива", ВАЗ-21214, боевая Нива, раз за разом осмеливающаяся бросать вызов далеким стихиям наравне с полноразмерными носорогами-внедорожниками, в то время как другие нивоводы рвут свои машины на клочки не выезжая дальше дачи. Это означает, что дело тут "не в бобине", а в опытном и так же непобедимом экипаже: Антоне и Любе Ратушняк, а так же их прямом неутомимом наследнике Владьке.


6. "Патруль", Nissan Patrol, монстроидальный снегоболотогрязелесоасфальтоход отороченный тридцать шестыми "симексами", и снабженный двусоставным семейным экипажем о четырех людях - супруги Роман и Наталья, и второй состав - Марк и Евгения.


7. "Земи", УАЗ Патриот, постоянно обрастающий техническими новинками, блокировками, лебедками. Находящийся в техническом состоянии лучшем раза в три, чем планировал завод-изготовитель. А все это Алексей, его хозяин, готовый уделять внимание каждому винтику своего автомобиля всегда и везде, но только после супруги Оксаны, штурманессы его экипажа, ради которой Алексей всегда готов лишний раз переложить шмурдяк отмотать лишних верст 300-500.


В девять часов утра колонна построилась по-порядку, согласно купленным билетам, и стартанула прочь, сопровождаемая "Мистралем", еще одним экспоэкипажем, который в этот раз не участвовал, но решил прокатиться до г. Заозерного, проводить колонну. Еще вокруг колонны мельтешил ЖыRAV4ег моей драгоценной Анютки, которая так же волею судеб не смогла разделить с нами прелести новой экспедиции, и теперь роилась вокруг нас с фотоаппаратом, провожая в дальнюю дорогу.


На подходах к деревне Кускун в колонне случилась сумятица, в радиоэфире вдруг раздался настойчивый голос, ни за что не угадаете кого - Стаса Михайлова! В рядах экспедиционеров начались роптания, Леха-Мистраль, как человек воспитанный транзисторами, ругнулся в эфир какими-то сложными словами про выходные каскады и своих воспитателей. Причем, слышали Стаса Михайлова только в конце колонны, в голове - тишина. Кто-то кинул клич, мол, переходим на другую частоту, но ошибся в цифрах, часть народу переключилась на ранее оговоренную резервную частоту, другая часть переключилась на названную частоту, вообще левую какую-то, и еще часть крепко задумалась, как же переключить частоту на их рации. Я бросился бегать по каналам, вылавливать разброд и отправлять всех обратно на родную частоту. Народ потихоньку собирался обратно, а Стас Михайлов вдруг стал продвигаться из хвоста колонны в голову. Теперь другие экипажи стали жаловаться, на засорение эфира.

В какой-то момент я, возглавляя колонну, увидел в зеркале флегматично обгонявший нас не то "тушкан", не то "соренто", в общем, какой-то кроссовер. Он плавно обходил колонну и вдруг в моей рации тоже раздался Стасик, и одновременно мы поровнялись с "тушканом". В нем сидел солидный дяденька в годах и дрыгался в такт Стасику. Потом обогнал нас, ушел в точку и настала тишина.

Это я все вот к чему - покупайте FM-модуляторы! Вот такенная вещь!

На подходах к Канску, городу, где проходит ежегодный Канский кинофестиваль, стал тупить расовоамериканский Красный. И еще брякать, и вообще ехать отказывался. Предложение законсервировать машину в Канске и пересесть в пустотелую Буханку было отвергнуто и Красный полным составом остался в Канске искать сервис. Остальная колонна продолжила движение в Иркутскую область, сохраняя надежду, что Красный нас скоро нагонит. Через часик Вика, штурманесса Красного, отбилась по смс, сообщила, что дело в шляпе. При помощи кувалды, лома и такой-то матери шляпа была демонтирована и Красный продолжил путь.


В этот день нам предстояло проделать большой путь, так называемую заброску на маршрут. В отличие от прошлых экспедиций, где мы практически выезжали из города и сразу начинали колесить мироздание в поисках достопримечательностей. Но рано или поздно должен был настать момент, когда все окрестности уже исколесили и теперь надо расширять ареал обитания. Таким образом мы решили, что в первый день едем до усрачки. Населенный пункт, в районе которого мы встанем на первую ночевку было решено и назвать Усрачкой.

Удача подфатила селу и без того имеющему звучное название - Трактово-Курзан, которые мы по слабоглазости называли Тракторо-Курзан.

Оставив колонну ремонтировать тормоза на Патруле на въезде в Усрачку Трактово-Курзан мы с Романом взнуздали нашего верного Симбирку и давай метаться вокруг деревни в поисках места для лагеря. На первом же съезде с асфальта мы обнаружили вдруг, что у нас не включается левый хаб, а запасной мы забыли дома. Но ничего не делает джипера более аккуратным, чем недоприводность, поэтому мы развернули свежеобретенные карты "двадцатьпятки", вдумчиво их изучили, поняли, что дорожники внесли в них порядочное несоответствие с современной реальностью, и поехали по азимуту на ближайшую речку. Нашли какую-то тропинку, проскакали по каким-то пням. Я вдруг понял, что первая пониженная передача на новой Симбиркиной японокоробке вкупе с новым япономотором это просто crawler gear какой-то, поэтому пользоваться ею за всю экспедицию пришлось считанное количество раз.

Короче, съехали мы к речке Курзанке и обнаружили уютную полянку на берегу, о чем незамедлительно огласили в радиоэфире и поехали встречать колонну на съезде с асфальта.

Раскинули палатки, спальники, столы, стулья, а кто и багажники. Зажарили шашлыки, как традиционное блюдо в первый день, потому что дольше они все равно не живут. Посидели, покумекали, накатили, потрындели, глядь и Красный в рации показался. Объяснили ему тропинку, вот и они. Вся команда снова в сборе.


Тут можно и поспать.

А на следующий день, опять дорога, опять асфальт. Хотя нет, асфальт не везде. Есть много километров гравийки, где фуры сбрасывают скорость до 5 км/ч. Заехали в Тулун, поблудили по улицам, заехали в магазин с крупной надписью "УАЗ" во всю стену. Оказалось, что в этом магазине не знают слова "хабы".


Потом опять полтыщи асфальта, Иркутск по объездной, а за Иркутском перевалы. Фуры пыхтят, дымят, коптят, кипят. Дорога извилистая, обогнать негде, везде сплошная.


Скорость - 14 км/ч




А потом из-за одного из поворотов как выскочит - Байкал!


Ну как Байкал. Так, залив. Но сразу на первом же повороте серпантина стоят лоточники и омуля копченого продают. Мы столпились, на рыбу накинулись. Там цена начинается от 100 рублей за штуку. Набрали себе. Поехали дальше, а за следующим поворотом еще лотки и рыба по 60 рублей. Набрали еще. За следующим поворотом рыба по 40 - набрали еще, куда деваться. Маркетинг сильная штука.


Спустились по серпантинам в Култук. Там ответвление от трассы М-55 обратно на запад, в сторону Тывы. Мы туда поедем, но не сегодня. Сейчас надо заночевать где-то тут на берегу Байкала. Выдвинулсь далее по М-55 через Слюдянку в Байкальск, а тут как раз затопырка на жд-переезде. Колонна осталась курить бамбук, а мы с Романом рванули в поля по направлению к воде, поколесили вдоль какого-то ручья, потом поехали дальше к воде. На картах вся эта местность заштрихована как болото, а мы все еще недоприводные, помним, да? Кратко говоря - место мы там так и не нашли, за то заглушку на место хаба прикручивали прямо в болоте, по щиколотку в воде. Включили все четыре колеса, выбрались, и поехали обратно к колонне, а то у них там бамбук уже закончился.

Спутниковые снимки, изученные еще дома, сообщали нам об организованном пляже близ Байкальска, но до него около 20 километров серпантинов. Ну чтож, мы с Романом ловко погрузили колонну в воскресные Слюдянские пробки, и рванули по серпантинам вперед на разведку. Конечно, Симбирка-то гоночный стал с новым тракторным дизелем, куда девацца.

Перед Байкальском, за поворотом к берегу сидит на шлагбауме дяденька, над ним плакат - "Берег Робинзонов". Дядя оказался добрый и вполне бюджетный, всего 100 рублей с машины за въезд. Причем он нас сначала пустил просто так, поглазеть какие там места есть, чем мы сразу воспользовались и исколесили весь берег от начала до конца, один раз зарывшись в песке задними колесами на потеху публике. Выбрали местечко и поехали обратно, встречать колонну.

Прокрались в самый дальний конец пляжа, встали на бережку, который я охарактеризовал как "щебеночный". Щебенка была вот такая:


Пляж на самом своем дальнем окончании был сконфигурирован так, что машины пришлось ставить на валуны, чтобы не было кренов, в пяти метрах в одну сторону уже били волны Байкала, а в другую - стучали поезда Транссибирской магистрали. Кто-то утром жаловался, что всю ночь у него по голове ездили поезда, а я же услышал только один поезд перед тем, как заснул, и еще один, когда проснулся.


Проснулся я утром под мерный железный стук. Высовывание носа из окна показало, что, пока все спали, Саша с утреца поменял на своей Буханке выжимной подшипник, а то его заклинило и он сильно выл. Как говорится, а вам слабо?

Это утро ознаменовал въезд в Тункинскую долину. Это когда едешь по трассе в холмистой местности, а потом вдруг границы мира раздвигаются и кажется, что едешь по степи, но потом развеевается облачность и вдруг оказывается, что с неба, из-за облаков, на тебя смотрят высоченые горы - Тункинские белки. В ясную погоду их видишь сразу, но если было пасмурно и туманно, то горы на краю ойкумены замечаешь вдруг неожиданно, они производят неизгладимое впечатление. В какой-то момент ты вдруг оказываешься еще более мелкой песчинкой мироздания.


На въезде в Тункинскую долину стоит пост, на котором собирают экологические взносы на реконструкцию провала поддержание порядка в долине. Не берут денег только с местных, и с тех, кто знает страшно секретный пароль. Справедливости ради стоит заметить, что первое впечатление, которое производит долина - это невероятно чисто, аккуратно, пасторально и вообще утопично.


Пасторальная магистраль республиканского значения привела нас в городок-курорт Аршан, который, как и другие подобные курорты, активно строится и развивается, и уже сейчас оборудован одновременно бурятскими позными, цыганскими рынками, царскими ресторанами, алпийскими деревнями и прочими спа-салонами. А вообще-то там минеральные источники, и туда вроде как ездят лечиться.

Вот, например, аппетитные краники с минералкой:








Так вот, кстати, о позных. Для тех, кто не знает, каждый посетивший Бурятию просто таки обязан принять хотя бы несколько поз, как бы абсурдно это не звучало. Позы - это такие бурятские манты. Мы с Романом забежали в Аршане в первую встречную позную, обладающую громким названием "Позная", и приняли пару поз. По быстрому их схомячили, пожали плечами и пошли дальше. И только потом, в предпоследний день экспедиции иркутские джиперы устроили нам мастер-класс. Оказывается позы надо не хомячить за обе щеки вилками и ножами, а жамкать их руками, надкусывать сверху и пить из них бульон как из стакана, а потом закусывать этим самым стаканом. Так значительно вкуснее.

Подавляющее большинство экспедиционеров разбрелись по Аршану в поисках достопримечательностей - водопадов, минеральных источников и сувениров.


Мы же с Романом взвалили на свои плечи ношу оргов, поэтому по-быстрому схватили пару симпатичных сувениров в местных лавках и направились обратно к своему боевому коню. По дороге встретили заряженный патруль на лысой зимней резине и иркутских номерах, припаркованный подле одного из царских ресторанов. "Чей патруль?" - огласили мы зычным рёвом чрево ресторана, и таким нехитрым образом познакомились с иркутским джипером по имени The.Ghost, который рассказал нам много интересного, посоветовал маршруты, надавал координат и много другой полезной информации.

Одну из этих полезных информаций мы забили в свой навигатор, и он вывел нас обратно на утопическую магистраль и привел в поселок Кырен, где сидят местные МЧС-ники, у которых мы отметились в амбарной книге и назначили им сроки своего возвращения из долины вулканов. Связались с подавляющим большинством экспедиционеров, которые еще колбасились в Аршане, выдали предписание выдвигаться за нами и догонять, а сами хитро покатили дальше вперед по утопической магистрали.

Эта самая магистраль берет свое начало в поселке Култук, что на берегу Байкала и откуда мы выехали сегодня утром, а заканчивается на границе с Монголией. Предпоследний населенный пункт перед Монголией называется Монды и в нем находится пограничная часть, куда мы и поспешили с Романом вперед всей колонны. Одну бюрократическую неурядицу мы уже решили у МЧС-ников в Кырене, теперь нам нужно было отметиться у пограничников, которые бдят, чтобы ни один не учтенный элемент не просочился в Монголию.

По дороге в Монды у нас попыталось открутиться заднее колесо, а еще встретился циклопический участок строительства дороги, где в будущем будет, видимо, настоящая магистраль без всяких кавычек и стеба. Еще один участок поднимается на скалы над рекой Иркут, получаются красивые прижимы. Там стоял уазик аборигенов и отчаянно семафорил нам. Мы оттормозились, и аборигены побежали к нам. Смотрю в зеркало, строевой бег бурятов утихает по мере приближения к нам, а один добежавший до нас дядька обрывками сказал примерно следующее: "Помогите, у нас бенз... а... ы... у вас дизель, да? Ну ладно..." Тут меня такая гордость взяла иррациональная, мол, вот он я какой, весь красивый, еду по стране на дизельном уазике, собственной постройки!

Еще в одном месте притормозили поглазеть да пофотаться, где красота, сугробы не растаявшие лежали на противоположном берегу речки, и место одно было, где лавина сошла - деревья поваленные. Такие моменты бывают, когда вроде и подустал физически и ничего особенного не происходит, а вдруг раз - отдыхаешь. От одного только вида, от воздуха, от атмосферы.


В Мондах пограничники даже не вылезли из-за калитки, поэтому беседовал с дежурным я через домофон. Разговор был примерно следующий:
- Мы хотим проехать в Орлик.
- Ну езжайте.

Суть в том, что дорога, ведущая в Монголию, уходит на юг, а нам надо было попасть на ответвление на деревню Орлик, которое уходит на северо-запад. Вот это направление пограничники и не особо блюдут. Так только, ради проформы иногда паспорта проверяют.

Заправились мы в Мондах солярой по космической цене в 29 рублей за литр и поехали в сторону Орлика, искать место для ночевки, потому что уже вечерело. Прокатили километров 10 по дороге и обратно, нашли удобный спуск на берег Иркута с уютной полянкой, запомнили его, и поехали обратно на дорогу встречать остальную колонну.

Заняли господствующую высоту на придорожном холме, достали оставшегося омуля, сапоги, теплую одежду, репелленты и манометр, и все это быстро употребили по назначению. Что-то съели, что-то надели, а манометром спустили колеса ниже одной атмосферы. Потому что ближайшие километров пятьсот и недели полторы асфальта не предвидится, только гравийки и бездорожье. Машина стала себя вести на дороге как холодец, взамен бывшей зубодробилки.


Через некоторое время в радиоэфире стали пробиваться остальные экспедиционеры, и вскоре мы были все в сборе, расположились на берегу Иркута, запалили костер, ужин, расставили диваны, помедитировали, баню развернули, искупались. Я еще фотоаппарат у Красных взял погонять, накрутил там всяких крутилок и вентилей, и наделал цветных фоток вместо обычных.




Продолжение >>
Previous post Next post
Up