«Я поселюсь в тихой дождливой стране, где буду писать свои картины. В своих картинах я передам эту страну грез», - Борис Свешников, 25 августа 1948.
В частном музее современного искусства ART4 совсем небольшая выставка работ последних лет жизни художника Бориса Свешникова (1927-1998).
Борис Свешников. Вечерний визит. 1992.
Художник с Большой буквы, причастный к героическому движению художников-нонконформистов 1960-х, в 1946 году, во время учебы в Институте прикладного и декоративного искусства, был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде и отправлен на 8 лет в лагеря. В 1954-м, отбыв срок, Свешников вернулся в Москву; в 1956-м реабилитирован. Сейчас его работы хранятся в Музее современного русского искусства в Джерси-сити и Музее Циммерли университета Рутгерса (США), а также в собрании общества «Мемориал» и других коллекциях.
Борис Свешников. Последний свидетель. 1995.
Картины Бориса Свешникова исполнены какой-то особой цветной пуантелью, которая образует странное фосфоресцирующее свечение в разных местах картины, абсолютно не связанное с тем предметным миром и с тем сюжетом, который изображен. Эти сгустки свечения скопляются в разных углах и местах, и можно сказать, что картина живет отдельной жизнью от этих предметов и людей, которые на ней изображены…
На данной выставке картины представлены без сопровождающих этикеток. Сначала меня это расстроило, но потом стало даже очень интересно придумывать названия к работам этого необычного художника.
Борис Свешников. Кладбище. 1991.
Рассказывают, что под конец жизни Борис Свешников полностью погрузился в свое одиночество, избегал контактов даже со знакомыми, относясь к окружающим с настороженностью, которая досталась ему еще от лагеря. Все больше он пребывал в своем искусстве и с трудом возвращался в реальность.
В его живописи и графике последних лет происходят изменения: исчезает привычная странная гармония, пространство омертвляется, кристаллическая поверхность насыщается фосфоресцирующим нечеловеческим светом и зарастает паутиной пятен, сюжеты из скоплений фигур напоминают разворошенные муравейники.
Кажется, поздний период лежит за пределами классического рисунка Бориса Свешникова, где-то в апокалиптическом будущем, обозначая его переход в поле чистого визионерства.
Выставка «Вечерний визит» - о выходе художника на прямой диалог с темой смерти. Смерть беседует с персонажами, скалится из-за угла, поджидает прохожих и становится итогом того абсурда жизни, который был увиден им еще в лагерях с закрытым, неведомым никому, кроме миллионов его обитателей, распорядком. Выставка стала последним открытием навещавшего Свешникова фантастического мира, который оказался его действительностью.
Он жил другими представлениями о предназначении человека, о смысле его жизни, и смерть лишь подвела черту его вечных поисков. Умер он тихо, в обычной больнице от тяжелого приступа бронхиальной астмы.
Он прожил нелегкую жизнь, тонко наблюдал ее выверты и перепады, но то, что он видел, было лишь отголоском мира «горнего», «нездешнего». Он не был «зачарован» смертью, как экзистенциалисты, но мог согласиться с Жан-Полем Сартром: всякое существование обречено на одиночество и отчужденность. Свешников познал это не отстраненно, а всей жизнью - во время следствия, когда оговаривали себя его друзья, в лагере, когда надо было выжить вопреки всему, в период изгойного существования после освобождения и даже, как это ни покажется странным, в среде собратьев-художников.
Без названия. 1990.
Без названия. 1990.
Лестничный спуск. 1989. Бумага, тушь.
И одна более ранняя работа 1975 года.
Использованные источники: Материалы выставки -
https://www.art4.ru/; Валерий Дудаков. Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 52 (ноябрь 2007).