В ГМИИ им. А.С. Пушкина глобальный проект «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» - первая выставка итальянского натюрморта в России.
В экспозиции 70 произведений из крупнейших российских собраний. В российских собраниях находится большое число произведений высокого художественного уровня, которые начали поступать в Россию еще при Петре I и Екатерине Великой. До настоящего времени они практически не становились предметом научного анализа, и значительная часть работ сохранила давно устаревшие определения авторства. Будучи неопубликованными, эти произведения остаются вне мирового научного оборота. Из сказанного вытекает главная задача выставки - показать собранными вместе произведения из разных музеев. Многие из них зритель никогда не видел, поскольку место их постоянного пребывания - запасники.
Открывает экспозицию картина Джузеппе Арчимбольдо из частного собрания, представленная в центре Белого зала. Художник создавал поражающие своей экстравагантностью «портреты», принесшие ему широкую известность. Подобные изображения заключают в себе двойственную реальность: с одной стороны, это порождение причудливой маньеристической фантазии художника, а с другой - фрукты и овощи переданы с большой точностью и мастерством. Придуманный художником жанр отвечал характерному для того времени интересу к аллегориям.
Джузеппе Арчимбольдо (1526-1593). Мужская голова (Корзина цветов). Около 1591. Дерево, масло. Частное собрание.
Арчимбольдо имеет прямое отношение к зарождению натюрморта, поскольку демонстрирует новый характер восприятия предметного мира и даже его уравнивания с человеком. Эти два жанра, скорее противопоставляющиеся друг другу, Арчимбольдо соединил в одном произведении - будучи повернутой на 180 градусов, представленная картина превращается в натюрморт - корзину с фруктами. А в ХХ веке произведения Джузеппе Арчимбольдо привлекли к себе внимание художников-сюрреалистов, но они интерпретировали их по-своему, наполнив смыслами, не свойственными художнику.
В известном смысле Арчимбольдо предвосхитил появление натюрморта как самостоятельного жанра, но он был не одинок. Во Флоренции работал Якопо Лигоцци, автор картины на тему vanitas из собрания ГМИИ и четырех превосходных рисунков с изображением рыб из собрания Эрмитажа, которые на выставке экспонируются впервые.
Якопо Лигоцци (Около 1547-1627). Этюд рыбы. Солнечник. 1570-1580-е. Бумага, акварель, белила, золото, черный мел. Эрмитаж.
В 1588 году Фердинандо I Медичи основал во Флоренции Мастерские великого герцога Тосканского, где собрал лучших мастеров. Ведущим направлением мастерских стала разработка техники работы с камнем. Резчики создавали различные мозаичные произведения под общим термином pietre dure - «твердые камни». Первым художественным руководителем мастерских был Якопо Лигоцци. В представленной на выставке столешнице использованы его графические композиции.
Столешница с мозаикой pietre dure. Мастерские великого герцога Тосканского. Флоренция, 2-я половина XVII в. ГМИИ.
Итальянский натюрморт привлек внимание исследователей лишь в 1920-х годах и стал одним из открытий XX века. Эта грань истории искусства остается в России малоизвестной не только широкому зрителю, но и специалистам, а между тем она существенно дополняет представление о стиле барокко и об искусстве Италии XVII-XVIII веков. Живопись итальянского барокко невозможно представить без натюрмортов, не только служивших для украшения городских палаццо и загородных вилл, но и отразивших дух и мировосприятие той эпохи.
Ещё один чрезвычайно важный аспект выставки - определение авторства произведений. Эта задача непростая, поскольку итальянские живописцы редко ставили на своих работах подписи, не говоря о датах.
Джузеппе Рекко (1634-1695). Натюрморт с рыбами и медным тазом. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Многие атрибуции были уточнены и исправлены куратором выставки доктором искусствоведения Викторией Марковой, которая на протяжении всей своей научной деятельности не выпускала эту тему из поля своего внимания. Так, открытием стали картины неаполитанского художника Джузеппе Рекко, одного из крупнейших мастеров XVII века. Считалось, что на территории России нет ни одной его работы, но Виктория Эммануиловна установила, что два натюрморта из российских собраний принадлежат его кисти. Так в процессе реставрации произведения, находящегося в собрании Эрмитажа, была обнаружена монограмма, подтверждающая авторство Джузеппе Рекко.
Джузеппе Рекко (1634-1695). Натюрморт с рыбой и кошкой. Холст, масло. Эрмитаж.
Многообразием натюрмортных композиций итальянское искусство заметно превосходит все прочие национальные школы. В Италии каждый художественный центр обладал своим неповторимым лицом. В Неаполе живописцы специализировались на цветочных натюрмортах и «рыбных уловах», в Бергамо - на изображении музыкальных инструментов, а в Риме в моде были декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков, которые нередко дополнялись скульптурными изображениями.
Римский последователь Караваджо (работал в 1610-1620-е). Продавец фруктов. Холст, масло. ГМИИ.
Бенедетто Фьораванти (?) (работал между 1620 и 1660). Натюрморт с глобусом и музыкальными инструментами. Холст, масло. Музей-заповедник «Останкино и Кусково».
Мальтезе (Франческо Нолетти) (около 1611-1654). Натюрморт с восточным ковром, скрипкой и мужским портретом. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Бонавентура Беттера (1663-1718). Натюрморт с музыкальными инструментами, нотами и глобусом. Холст, масло. ГМИИ.
Антонио Тибальди (1635-1675(?)). Натюрморт с ковром, шлемом и нотами. Холст, масло. Эрмитаж.
Микеланджело дель Кампидольо (1625-1669). Натюрморт с корзиной винограда и гранатами. Холст, масло. Эрмитаж.
Микеланджело дель Кампидольо (1625-1669). Натюрморт с тыквами и красным попугаем. Холст, масло. Эрмитаж.
Североитальянский мастер первой половина XVII века. Арбуз, виноград и фрукты на каменных уступах. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Гатчина».
Паоло Порпора (1617-1673). Натюрморт с грибами. Холст, масло. ГМИИ.
Бернардо Строцци (1581-1644) и мастерская. Женщина с овощами. Холст, масло. Эрмитаж.
Карло Маньери (работал в Риме с 1662 по 1700). Натюрморт с фруктами, виноградом и артишоками. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Антонио Джанлизи Старший (1655-1713). Натюрморт с виноградом и птичками. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Павловск».
Алессандро деи Пеши (2-я половина XVII - начало XVIII в.), приписывается. Натюрморт с рыбами, черепахой и угрями. Холст, масло. ГМИИ.
Карло Маджини (1720-1806). Натюрморт с хлебом и ветчиной. Холст, масло. ГМИИ.
Карло Маджини (1720-1806). Натюрморт с цветной капустой и телячьим ухом. Холст, масло. Моршанский историко-художественный музей им. П.П. Иванова.
Кристофоро Мунари (Монари) (1667-1720). Натюрморт с письменными принадлежностями. Холст, масло. ГМИИ.
Якопо Кименти да Эмполи (1551-1640). Натюрморт с фруктами, зеленью, двумя неощипанными утками и сыром. Холст, масло. ГМИИ.
Джованни Станки (1608-1675(?)). Натюрморт с цветами, фруктами, артишоками и птичкой. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
Джованни Станки (1608-1675(?)). Натюрморт с цветами, фруктами и фонтаном. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
Кандидо Витали. (1680-1753). Натюрморт с пастушкой. 1742. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея.
С середины XVII столетия ощутимый вклад в развитие итальянского натюрморта вносят мастера, приезжавшие из Голландии, Фландрии, Германии. Одной из наиболее заметных фигур был Абрахам Брейгель, принадлежавший к прославленной династии нидерландских художников (правнук Питера Брейгеля Старшего).
Абрахам Брейгель (1631-1697), мастерская. Натюрморт с цветами и фруктами. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Более молодой Давид де Конинк, также родом из Антверпена, приехал в Италию уже сложившимся мастером. В манере письма и технике исполнения картины Конинка сохраняют черты фламандской школы живописи, однако сам тип композиций - итальянского происхождения.
Давид де Конинк (около 1644-после 1701). Павлин и кролики среди цветов мальвы. Холст, масло. ГМИИ.
Голландец Карел ван Фолегар прошёл обучение на родине, но рано приехал в Рим, где жил с 1670 года. Главный мотив его произведений - букеты в вазах.
Карел ван Фогелар (1653-1695). Букет тюльпанов в вазе со скульптурным изображением женской фигуры. Холст, масло. ГМИИ.
Другим одарённым художником был немец из Гамбурга - Франц Вернер фон Тамм, которому известность принёс именно жанр натюрморта.
Франц Вернер фон Тамм (1658-1724). Натюрморт с арбузом и фруктами. Холст, масло. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля.
Также родом из Гамбурга, Христиан Беренц в 1689 году в соавторстве с Карло Мараттой создал один из шедевров - «Натюрморт с женщиной, собирающей виноград» по заказу папы римского.
Христиан Беренц (1658-1722), Карло Маратта (1625-1713). Натюрморт с женщиной, собирающей виноград. 1689. Холст, масло. Эрмитаж.
Учеником и подражателем Беренца был немец Максимилиан Пфайлер.
Максимилиан Пфайлер (Около 1660-1722). Натюрморт с фруктами, ковром, мандолиной и белой скатертью. 1714. Холст, масло. Смоленский государственный музей-заповедник.
В Венеции, где не сложилось своей школы натюрморта, успешно работал Якоб ван де Керкховен из Антверпена. Его композиция «Торговка рыбой» выполнена в соавторстве с Антонио Дзанки (фигура женщины).
Якоб ван де Керкховен (около 1637-после 1712). Торговка рыбой. Холст, масло. ГМИИ.
Именно Италия во многом определила типологию европейского натюрморта и оказала значительное влияние на творчество художников других стран. Натюрморт предоставляет художнику неограниченную свободу, а поэтому неудивительно, что к нему обращались практически все великие мастера, а для художников авангарда натюрморт стал благодатным полем для формальных экспериментов и позволил решать новые творческие задачи, но это уже - герои других выставок.
Использованы материалы выставки.