В ГМИИ им. А.С. Пушкина монографическая выставка «От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга». Это последовательный рассказ о творчестве этого удивительного мастера - выставка поделена на семь разделов и строится по хронологическому принципу.
Все мы видели на разных выставках отдельные картины Вейсберга, как правило, позднего периода, в стиле так называемой «невидимой живописи». А на данной выставке мы наблюдаем становление мастера и эволюцию его живописной манеры. Но обо всем по-порядку.
Владимир Вейсберг (1924-1984) принадлежал к послевоенному поколению авторов, становление которых пришлось на середину 1950-х - начало 1960-х годов. Творчество мастера не вписывается в рамки ни официального искусства, ни нонконформизма, он был художником традиции. Склонность к созерцанию и дисциплинированный ум, способности обобщения и анализа, наконец, всесторонние интересы (к философии, литературе, поэзии, музыке, наукам об искусстве) определили методичность его поисков. Опираясь на анализ хроматических структур Сезанна в первую очередь, а также на методологию семиотики и психологии восприятия, Вейсберг выстроил оригинальную теорию колоризма в живописи.
В творчестве Вейсберга было четыре больших периода: ранний или цветной (1944-1959), валёров (1960-1970), пространственных структур (1970-1980) и поздний (1981-1984).
Владимир Вейсберг. Куст. 1944. Холст, масло. ГМИИ.
Время самодиктата. Владимир Вейсберг всегда был склонен к тщательному самонаблюдению и научному осмыслению своей работы, что проявлялось уже в ранний период его творчества. Весной и летом 1947 года, готовясь под руководством учителя Сергея Ивашёва-Мусатова к поступлению в Суриковский институт, он писал натюрморты, в которых не было и следа импрессионистичной лёгкости и смелости, характерных для пленэров.
Владимир Вейсберг. Плоды. 1946. Холст, масло. ГМИИ.
Несмотря на отлично сданные экзамены, Вейсберг в институт принят не был, но продолжил занятия в студии. В октябре 1947-го года его учителя арестовали. Наступил период самостоятельных поисков. Автодиктат (самоучка) - термин старинный, однако весьма к Вейсбергу подходящий. Он сам становится для себя строгим учителем, диктующим правила и распорядок жизни: утром - живопись, вечером - рисунок.
Владимир Вейсберг. Снедь. 1947. Холст, масло. ГМИИ.
Владимир Вейсберг. Булки с белой чашкой. 1948. Холст, масло. ГМИИ.
Мощное мажорное звучание красок в полотнах конца 1940-х годов контрастирует с тем аскетичным образом жизни, который вёл художник. Воля и целеустремлённость в течение двух лет позволяли ему справляться с ситуацией полной социальной невостребованности и безденежья. Такие предельно жёсткие условия и работа, поглощающая почти всё время и силы, давали чувство власти над собой и над обстоятельствами. Но это, тем не менее, не спасло его от нервного срыва. Весной 1949 года художник пытался покончить жизнь самоубийством.
Владимир Вейсберг: Тюремщица. 1954. - Портрет актрисы. 1955. Оба: Холст, масло. ГМИИ.
Однако кризис стал побудительным средством к новому пониманию живописи как пути к гармоническому единству. После кризиса Вейсберг пишет портреты, поражающие силой темперамента и контрастностью звучания. Его моделями становились и случайные знакомые, и безымянные прохожие.
Владимир Вейсберг: Мальчик с папиросой. 1954. - Девочка в полосатой блузе. 1956. Оба: Холст, масло. ГМИИ.
Пристальное внимание к модели, к выявлению ее внутренней сути, необычный характер контакта с натурой рождали ощущение остроты и подлинности изображаемого. Впоследствии серия портретов получила условное название «Мои соседи», ее живописная манера остаётся более натуралистичной, сдержанной, тогда как натюрморты того времени демонстрируют большую колористическую свободу. Вероятно, в портрете художник ставил задачи «психологического свойства», а изучение свойств цвета более интенсивно происходило в натюрморте.
Владимир Вейсберг. Натюрморт «Гранаты». 1955. Холст, масло. ГТГ.
Владимир Вейсберг. Неубранный стол. 1955. Холст, масло. ГМИИ.
В эти годы его живописный язык, собственная тема ещё не были обнаружены. Только к середине 1955 года Вейсберг подошёл к рубежу, когда накопленный живописный опыт позволил ему перейти к более полной творческой реализации.
Цветной Вейсберг. С середины 1950-х годов творческие поиски мастера происходили на фоне культурного подъёма эпохи оттепели и оживления художественной жизни в стране. Пушкинский музей в эти годы стал для Владимира Вейсберга настоящей школой. Чтобы увидеть шедевры Дрезденской̆ коллекции на знаменитой выставке 1955 года, Вейсберг устроился в музей разнорабочим - так он получил возможность часами изучать увлекавшие его полотна, в том числе - импрессионистов и Сезанна. Впечатления от непосредственного контакта с произведениями оказали огромное влияние на формирование творческого метода художника: Вейсберга интересовали цветовая активность живописи, сочетание предельных контрастов.
Владимир Вейсберг. Гранаты. 1956. Холст, масло. Собрание Манашеровых.
Владимир Вейсберг. Натюрморт с персиками. 1955. Холст, масло. Собрание Марка Курцера.
Владимир Вейсберг. Натюрморт с лампой. 1956. Холст, масло. Собрание Манашеровых.
Владимир Вейсберг. Венера и кактус. 1957. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой.
Портреты этого периода отличались уже большой степенью свободы живописного исполнения, проявлялась импрессионистическая смелость в цветовых сочетаниях, начала исчезать жёсткость контуров, полотна наполнились воздухом и светом.
Владимир Вейсберг: Маша Либединская. 1958. Собрание Инны Баженовой. - Портрет Ани Блиновой (Гудзенко). 1958. Собрание Марка Курцера. Оба: Холст, масло.
Лишённые бытовых подробностей образы в иных вариациях достигли пронзительного экзистенциального драматизма, например, как в картине «Портрет Щегловых».
Владимир Вейсберг. Семья Щегловых. 1958. Холст, масло. ГМИИ.
Изучение творчества Поля Сезанна оказалось мощным стимулом для дальнейших изысканий Вейсберга. Постепенно художник отказался от контрастных сочетаний цветов, начал строить колорит картин на сближенных и разбеленных тонах. Построения опирались на сезанновское понимание живописной плоскости как единой цветовой конструкции.
Владимир Вейсберг. Рыбы с вёдрами и сетями. 1956. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой.
Владимир Вейсберг. Пионы. 1959. Холст, масло. ГМИИ.
Преображение реальности. Этот зал посвящён становлению оригинальной живописной концепции Вейсберга. Здесь представлены знаковые произведения этого периода - «Посвящение Сезанну», «Композиция с газовой тканью», «Архитектура» и другие. В 1962 году на симпозиуме философов и лингвистов Московско-тартуской семиотической школы художник выступил с докладом «Три вида колористического восприятия», ознаменовавшим поворот в его творчестве. Владимир Вейсберг рассматривал эволюцию восприятия цвета как поступательное развитие в истории живописи, которая от прямого натуроподобия через аналитический этап становилась инструментом исследования человеческого сознания.
Владимир Вейсберг. Тарелки. 1959. Холст, масло. Собрание Евгения Нутовича.
Владимир Вейсберг. Белый кувшин и тарелка на полотенце. 1960. Холст, масло. ГТГ.
Владимир Вейсберг. Арбуз и виноград. 1960. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой.
По теории Вейсберга колоризм - это суть живописи «живописность как таковая». Картина у художника становится «цветовой конструкцией», «цветоформой», подчиняется законам цветовой пластики.
Владимир Вейсберг. Натюрморт с зелёными яблоками. 1961. Холст, масло. Собрание Марка Курцера.
Владимир Вейсберг. Студия. Серый плащ. 1961. Холст, масло. ГТГ.
Владимир Вейсберг. Апельсины в черных бумажках на черном столе. 1961. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой.
Эволюция восприятия цвета виделась Вейсбергу как процесс, развивающийся от простого к сложному, от открытого - «пигментного» - декоративного пятна к сложному - «дифференцируемому» - цвету, к цветовой структуре, неопределимой словами, к «неузнаванию цвета». Оксюморон «невидимая живопись» - вовсе не парадокс: это вид живописи, который венчает развитие колоризма.
Владимир Вейсберг. Посвящение Сезанну. 1962. Холст, масло. Собрание Игоря Сановича.
Все последующее творчество художника будет подчинено этой концепции. Период чувственной, цветной живописи сменился периодом аналитическим, конструктивным. Написание натюрморта «Посвящение Сезанну» в год, когда был прочитан доклад, стало одновременно и завершением аналитического периода, и точкой отсчёта движения к новому - в сторону бесконечного растягивания цветовой шкалы до «неузнавания цвета».
Владимир Вейсберг. Двойной портрет (Аня и Игорь. Портрет самурая). 1961. Холст, масло. Собрание Игоря Сановича.
Владимир Вейсберг. Портрет Татьяны и Юрия Полевых. 1966. Холст, масло. ГМИИ.
Невидимая живопись. «Архитектура валеров» - такой термин Вейсберг использовал в середине 1960-х годов для определения своей живописи. Он строил композиции на взаимодействии сближенных цветовых оттенков. «Белое» произведение художника никогда не заключало в себе чистого цвета: белила использовались только в смесях с хроматическими цветами. Тонкие нюансы цвета и тона, из которых составлялось общее цветовое решение, Вейсберг называл валерами. В начале «белого» периода он уделял внимание сложной фактуре, накладывая на холст корпусные мазки различной плотности, но потом полностью сосредоточился на проблемах пространства.
Владимир Вейсберг. Девять колонн. 1971. Холст, масло. Собрание Шкловской-Корди.
В этот период для Вейсберга все усилия были подчинены на ещё одной сверхзадаче: посредством своей многодельной техники художник предполагал проникнуть в тайну природы. И в натюрмортах, и в портретах, и в изображении обнажённой натуры доминирующим становится пространство. Предмет или модель превращаются в особую форму своего существования и выражения.
Владимир Вейсберг. Три куба и коралл. 1971. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой.
Владимир Вейсберг. Лежащая обнажённая. 1973. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой.
Гармония должна быть создана на холсте. К середине 1970-х годов художник пришёл к концепции адаптации, которая описывала способ создания картины: впечатление от натуры разбирается на составные части, затем реконструируется, преображается, благодаря этому возникает гармоничная целостность произведения. Кардинальное изменения в творчестве Вейсберга по сравнению с предыдущим периодом состояло в отходе от активной фактурной поверхности и обращении к пространственной живописи: предметы словно отступили внутрь картинной плоскости, оказались погруженными в воздушную среду. Новую манеру автор назвал «работой с пространственными структурами», он был увлечён идеей сопоставления поверхности и глубины.
Владимир Вейсберг. Четыре колонны с Венерой и танагрой. 1982. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой.
Инстинктивное стремление Вейсберга уйти от чувственно-эмоционального восприятия цвета к интеллектуально-чувственному, «оторваться от предметного» и растворить его, привели художника к почти монохромному, насыщенному тональными колебаниями, светящемуся живописному мареву «белого на белом».
Владимир Вейсберг. Три раковины и баночка. 1984. Холст, масло. ГТГ.
Владимир Вейсберг. Колонны и шар. Архитектурный натюрморт. 1984. Холст, масло. ГТГ.
Своеобразие метода Вейсберга определяется тем, что в нем сошлись два начала - жёсткая дисциплина и состояние медитативной озарённости. Искусство художника - баланс медитативного состояния внутренней сосредоточенности и трагизма экзистенционального одиночества человека в ХХ столетии.
После кончины художника его вдова Галина Ермина в 1997 году передала в дар Пушкинскому музею коллекцию живописи и графики. Благодаря этому ГМИИ им. А.С. Пушкина располагает самым большим музейным собранием произведений Вейсберга.
Кураторы: Анна Чудецкая (1958-2023), кандидат искусствоведения, хранитель фонда Владимира Вейсберга в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина; Елена Каменская, кандидат искусствоведения, советник дирекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.