Новодевичий монастырь. Вехи истории

Aug 25, 2024 17:41


В Историческом музее юбилейная выставка, приуроченную к 500-летию Новодевичьего монастыря, уникального памятника мировой культуры.



Н/х. Вид Новодевичьего монастыря. Москва. 1770-е. Холст, масло.



Сначала я была очень разочарована, т.к. ожидала, что выставка будет посвящена истории строительства и архитектурным памятникам монастыря. Оказалось, что я перепутала тематику двух музеев: Исторического и Архитектурного. И все стало на свои места. На выставке представлены драгоценные реликвии: уникальные артефакты и произведения декоративно-прикладного искусства.

Первое сообщение об обете «Поставить на Москве на посаде девичий монастырь» в честь присоединения старинных русских земель - города Смоленска и смоленской земли к русскому государству, содержится в духовной грамоте Великого князя Василия III 1523 года.



Духовная запись Великого князя Василия III Ивановича. Июнь 1523. Российский государственный архив древних актов.

И по обету Новодевичий монастырь был основан Великим князем Василием III в 1524 году. На протяжении веков монастырь был в эпицентре ключевых событий российской истории. Здесь отражались набеги крымских татар, кипели страсти Смутного времени, и произошло одно из крупнейших сражений 1612 года при освобождении Москвы от польских интервентов. Стены обители помнят политические заговоры и семейные драмы, придворные интриги и народные волнения, царственных инокинь, опричников и казни мятежных стрельцов.

Выставка предоставляет редкую возможность увидеть уникальные экспонаты XVI-XVII веков. Впервые для широкой публики представлены вкладные памятники Ивана Грозного, Бориса Годунова и царевны Софьи Алексеевны, портреты выдающихся государственных и церковных деятелей, а также шедевры художественных мастерских Новодевичьего монастыря.



Церковные облачения: Фелони, стихари, епитрахили, орари, набедренники, пояса, поручи. Конец XVIII- XIX вв.



Плащаница Положение во гроб. Мастерская Новодевичьего монастыря. 1544-1545.

Эта плащаница много попутешествовала. В 1611 году она была вывезена польскими войсками из Смоленска и передана королём Сигизмундом III униатскому базилианскому Троицкому монастырю в Вильно. В 1822 году монахами этого монастыря она преподносится в дар государственному деятелю, собирателю древностей Адаму Чарторыжскому для его домашнего музея. В 1864 году плащаница обнаружена в Клеменсовском замке у родственников Чарторыжского и возвращена в Москву в Новодевичий монастырь. В 1909 году игуменья Леонида передала «ветхую плащаницу, имеющую исключительное историческое и музейное значение» в Исторический музей.



Андреев Панфил Третьяк. Богоматерь «Ярославская». Новгород. 1564. Из интерьера Смоленского собора Новодевичьего монастыря. - Иоанн Предтеча, Ангел пустыни. Москва. Конец XV в. Икона найдена в ходе реставрационных работ колокольни Новодевичьего монастыря в 1968 г.



Икона Видение Преподобного Иоанна Лествичника. Москва. Конец XVI - начало XVII в. Из интерьера Смоленского собора Новодевичьего монастыря.

Преподобный Иоанна Лествичник (VI-VII вв.), святой, игумен Синайского монастыря (великомученицы Екатерины), автор наставления для монахов «Лествица Божественного восхождения. «Лествица» состоит из 30-и глав, ступеней, каждая из которых описывает этап восхождения человека к духовному совершенству.

Композиция иконы двухчастная. Вверху - Иоанн Лествичник с раскрытым свитком в руках указывает на лестницу в Небесное царство, по ступеням которой поднимаются иноки. Бес, символизирующий грехи, стремится столкнуть их со ступеней в преисподнюю. Преодолевших пороки встречает Иисус Христос и ангелы. Внизу - пещеры, в каждой из которых изображены истязающие себя отшельники.



Икона Видение Преподобного Иоанна Лествичника. Фрагмент.



Икона Богоматерь «Взыграние младенца». Москва. Конец XVII в. - Икона Богоматерь «Знамение». Москва. Начало XVII в. Принадлежала царице Марии Темрюковне - второй жене Ивана Грозного.



Чаша водосвятая. Москва. 1581. Один из покаянных вкладов царя Ивана Грозного в монастырь после гибели его старшего сына и наследника Ивана.



Икона Благоверный царевич Димитрий Угличский. Москва. Последняя четверть XVIII в. На иконе изображены события убийства царевича 15 мая 1591 года.



Н/х. Портрет царя Бориса Годунова. Россия. XVIII в. Холст, масло.

В январе 1598 года, на девятый день после кончины бездетного царя Федора Ивановича в Новодевичий монастырь въехала его вдова, царица Ирина Фёдоровна Годунова, принявшая постриг под именем Александры. Вскоре покинул Кремль и укрылся в обители и ее брат боярин Борис Годунов. Здесь же в Смоленском соборе патриарх Иов нарёк царём Бориса Годунова, при котором Новодевичий монастырь пережил первый расцвет. Царь щедро осыпал монастырь денежными вкладами. Были поновлены фрески Смоленского собора, написаны иконы для нового пятиярусного иконостаса. Для вдовствующей царицы Годунов построил обширные палаты с домовой церковью. Были возведены мощные каменные стены с башнями.



Икона Иоанн Предтеча. Северные Балканы. XV в. Вклад инокини Александры (царицы Ирины Фёдоровны Годуновой) в Новодевичий монастырь.

В годы смуты начала XVII века Новодевичий монастырь был ограблен и разрушен. Но с воцарением царя Михаила Фёдоровича монастырь быстро оправился от разорения. Были отремонтированы и восстановлены монастырские строения: в первую очередь - крепостные стены и башни.



Евангелие. Москва. 1627. Вклад царя Михаила Фёдоровича в Новодевичий монастырь.

Особенно жаловал обитель царь Алексей Михайлович. Он вкладывал в монастырь семейные иконы и делал крупные пожалования на помин души своих домочадцев.



Иконостас семейных икон царя Алексея Михайловича. Москва. Конец XVI - первая четверть XVII в. Дерево, левкас, темпера. Вклад царя Алексея Михайловича. Находился в интерьере Смоленского собора.



Дарохранительница. Россия. Середина XVII в. Серебро. Вклад царя Алексея Михайловича.

Фигурка голубя является частью алтарного комплекса надвратной сени 1653 года (мастер Кирилл Кондратьев) Смоленского собора Новодевичьего монастыря.



Иконостас Успенской церкви. Оружейная палата. 1685-1689. Иконостас сохранился не полностью. Общий проект и отдельные иконы приписываются иконописцу Карпу Золотарёву.



Богоматерь Одигитрия. - Успение Богородицы. Из иконостаса Успенской церкви.

Временем настоящего расцвета для Новодевичьего монастыря стали годы правления царевны Софьи Алексеевны (1657-1704), регенте при двух братьях, юных государях Иване и Петре в 1682-1689 годах. Царевна Софья вносила дорогие вклады и активно обустраивала обитель. Новые стены и башни, ансамбль церквей и колокольни, парадные палаты царевен (сестёр Софьи) были возведены и украшены лучшими мастерами с большим размахом в стиле европейского барокко. Именно в это время сложился тот неповторимый архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря, который сейчас поражает нас гармонией пропорций, разнообразием форм и изысканностью убранства.



Н/х. Портрет царевны Софьи Алексеевны «в орлех». Москва. Конец XVII в. Холст, масло.

Один их трех сохранившихся живописных портретов царевны Софьи Алексеевны, выполненных по гравюре украинского гравёра А. Тарасевича 1687 года.



Иконостас Софийского придела Смоленского собора. Оружейная палата. Москва. 1685. Дерево, левкас, темпера.

Трёхъярусный иконостас был выполнен под руководством Федора Зубова. Особенности иконостаса указывают на возможное имя заказчика - царевну Софью Алексеевну.



Господь Вседержитель. - Мученица София. Из иконостаса Софийского придела Смоленского собора.



Карп Золотарёв. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София. Оружейная палата. Москва. 1685. Дерево, левкас, темпера.

Икона из Софийского придела Смоленского собора. - Святые девы на иконе имеют портретное сходство с царевнами Милославскими, находившимися под покровительством их старшей сестры царевны Софьи Алексеевны.



Надгробный иконостас царевны Софьи Алексеевны. Находился над ее гробницей в юго-западном углу Смоленского собора. Состоит из келейных икон царевны. - Икона Богоматерь «Иверская». Афон. Середина XVII в.



Посуда, принадлежавшая царевне Софье Алексеевне. Кружка с крышкой и Чаша. Мастер Иван Яковлев. Серебряная палата Московского Кремля. 1687. Серебро. - Блюдо. Англия, Россия. 1680-е. Олово. По борту блюда - надпись о принадлежности блюда царевне Софье Алексеевне.



Христиан Вермют. Портрет царевны Софьи Алексеевны в окружении семи добродетелей. Германия. 1690. Бумага, гравюра.

Редкое прижизненное изображение царевны, выполненное немецким гравёром по напечатанному в 1687 году образцу.

В феврале 1699 года Царевна Софья Алексеевна была насильно пострижена в монахини и помещена под строгий контроль в стрелецкую караульную башню у Надпрудной башни монастыря. В монастырском заключении Софья провела последние годы жизни и была похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

А в 1729 году в Новодевичьем монастыре поселилась царица Евдокия Фёдоровна Лопухина, первая жена Петра I, постриженная по его приказу ещё в 1699 году в монахини. Погребена Лопухина также в Смоленском соборе.



Н/х. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. Россия. XVIII в. Холст, масло.



Икона Богоматерь «Неувядаемый цвет». Москва. Начало XVIII в. Дерево, левкас, темпера. Принадлежала царице Евдокии Лопухиной, первой жене Петра I.



Надгробный иконостас царицы Евдокии Лопухиной. Находился над гробницей царицы у юго-западного столба Смоленского собора. Состоит из икон, привезённых царицей из разных обителей.



Богоматерь «Троеручица». Оружейная палата. 1680-е. Вероятно, венчальная икона царицы Евдокии Лопухиной. - Апостол Пётр и преподобномученица Евдокия. Москва. 1689. Возможно была написана к бракосочетанию царя Петра I и Евдокии Лопухиной.



Иконостас церкви пустынника Варлама и царевича Иосафа. Оружейная палата. Конец XVII - начало XVIII в., XIX в. Дерево, левкас, темпера. Близок к поздним работам иконописца Карпа Золотарёва.

Церковь пустынника Варлама и царевича Иосафа находилась в первом ярусе колокольни Новодевичьего монастыря и примыкала к палатам царицы Евдокии Лопухиной.



Икона Преподобный Варлаам. - Икона Богоматерь Одигитрия. Из иконостаса церкви пустынника Варлама и царевича Иосафа.



Воскресение Христово. Из иконостаса церкви пустынника Варлама и царевича Иосафа.

Продолжение в следующем блоге - Новодевичий монастырь. Вехи истории. Часть II.

Исторический музей, Новодевичий монастырь

Previous post Next post
Up