В Исторический музей на выставку «Драгоценности! Блеск русского двора» из собрания Эрмитажа привезли шедевры ювелирного искусства, роскошные бальные платья и галерею великолепных портретов.
Вход в пространство выставки оформлен как граненый алмаз. Длинный коридор заканчивается в торце видео-картинкой двигающихся драгоценностей. Стены прозрачны и открывают вид на «бальные залы» Русского императорского двора, который на весь мир славился невероятной изысканностью и богатством.
Французский посол М. Палеолог писал: «По пышности мундиров, по роскоши туалетов, по богатству ливрей, по пышности убранства, общему выражению блеска и могущества зрелище так великолепно, что ни один двор в мире не мог бы с ним сравниться».
Открывается выставка «Галереей драгоценностей», но мы её пройдем мимо, сразу на «Бал», чтобы увидеть портреты царственных особ, их бальные платья и великолепные веера. С портретов за жизнью своих туалетов наблюдают шикарные дамы и кавалеры, щеголявшие в них когда-то. А драгоценностей хватает и на портретах.
Платье вечернее императрицы Александры Федоровны. Россия, Санкт-Петербург. Фирма «A. Brisac». 1903.
Первое, что нас встречает - иллюзия: кажется, что в витрине огромное количество бальных платьев, но на самом деле платьев всего четыре, эффект множества создают зеркала.
В допетровской Руси не существовало такого понятия, как мода. Первым, кто установил новые правила ношения европейского костюма, был Петр I. Ну, а быстрому усвоению европейских мод и обычаев немало способствовал тот факт, что в XVIII веке на Российском троне правили в основном женщины. Императрица Анна Иоанновна на портретах изображена в парчовых нарядах, расшитых драгоценными камнями. При Елизавете Петровне никто, кроме императрицы, не мог носить украшения на правой стороне прически. Она издала об этом именной указ, а позже повелела, чтобы дамы являлись при дворе только с подлинными драгоценностями. А Екатерина II заказывала себе по вкусу самые изысканные драгоценности.
Н/х. Портрет графини П.И. Шереметевой. Около 1800-1801. Холст, масло. - Джордж Доу (?). Портрет императрицы Марии Федоровны (супруги Павла I). Вторая половина 1820-х. Холст, масло.
Прасковья Ивановна Шереметева - актриса крепостного театра графа Николая Шереметева. В 1801 году обвенчалась с Николаем Шереметевым. Скончалась в 1803 году от туберкулеза после рождения сына.
К 1795 году в моду вошли платья рубашечного покроя. В качестве украшений служили золотые цепочки, руки, становившиеся все более открытыми, украшали парными браслетами. Дамы носили медальоны с портретами близких людей. Жемчуг ценили всегда, знатные дамы носили жемчужные ожерелья, крупный каплевидный жемчуг украшал различные броши.
Бенуа-Шарль Митуар. Портрет графини Ю.П. Самойловой. Около 1825. Холст, масло. - Джордж Доу. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги Александра I). 1827. Холст, масло. ГИМ.
Графиня Юлия Павловна Самойловна - дочь графа П.П. Палена и графини М.П. Скавронской. В 1825-1827 гг. - жена графа Н.С. Самойлова, во втором браке - за итальянским певцом Дж. Пери, в третьем за французским дипломатом графом де Морнэ.
А. Малюков. Портрет императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I). 1836. Холст, масло. Повторение портрета работы Ф. Крюгера.
В период антинаполеоновских войн 1811-1813 годов многие знатные дамы жертвовали свои драгоценности на возрождение прусской армии, но совершенно отказаться от украшений они не могли, и в Берлине начали производить ювелирные изделия из чугуна, по изяществу и тонкости работы, не уступавшие золотым и серебряным вещам. Даже одна из самых богатых женщин России, княгиня Зинаида Ивановна Юсупова, носила такие чугунные украшения.
Кристина Робертсон. Портрет З.И. Юсуповой. Около 1840. Холст, масло. - Платье бальное З.И. Юсуповой. Россия, Санкт-Петербург. 1826-1827.
Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова (1809/1810-1893) прожила длинную жизнь, дважды была замужем: сначала за овдовевшим Б.Н. Юсуповым, а после за графом де Шаво, маркизом де Серр.
Веер чугунный ажурный. Германия. 1840-е. Чугун, шелк.
Браслеты ажурные. Германия.1830-е. Чугун, шелк.
Шелковые и бархатные костюмы и платья, украшенные шитьем, вышивкой или кружевами представлены на выставке вместе с изящными аксессуарами. Так, среди предметов на экспозиции веер из слоновой кости, запечатленный на портрете княгини Т.А. Юсуповой.
Н/х. Портрет княгини Т.А. Юсуповой. Копия с портрета работы Ф.К. Винтерхальтера. После 1858. Холст, масло.
Татьяна Александровна Юсупова (1828-1879) - княгиня, дочь А.И. Рибопьера и Е.М. Потемкиной, супруга Николая Борисовича Юсупова, фрейлина императорского двора.
Веер. Франция. 1856. Слоновая кость, кружево алансон, золото, эмаль, рубины, изумруды, алмазы, бриллианты.
Этот веер был заказан во Франции к свадьбе Т.А. Рибопьер с Н.Б. Юсуповым в 1856 году. Юсупова завещала веер своей дочери Зинаиде Николаевне Юсуповой.
Веер княгини Т.А. Юсуповой. Франция. 1850-е. Черепаха, пергамент, гуашь. Роспись с гравюры К. Кошена по картине Н. Ланкре «Земля».
Из трёх поколений дам богатейшего семейства империи Юсуповых - самая известная Зинаида Николаевна Юсупова (1861-1939) - княгиня, дочь князя Н.Б. Юсупова и Т.А. Рибопьер, супруга графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона, фрейлина императрицы Александры Федоровны.
Франсуа Фламенг. Портрет княгини З.Н. Юсуповой. 1894. Холст, масло.
На портрете Зинаиды Сумароковой-Эльстон запечатлено легендарное сокровище, жемчужина Пеллегрина (Странница) в 33 карата, после революции увезенная Юсуповыми в Европу и покоящаяся ныне в чьих-то частных закромах, а вот веер с вензелем с ЗЮСЭ (Зинаида Юсупова, Сумарокова-Эльстон) украшает соседнюю витрину.
Веер княгини З.Н. Юсуповой. Франция. 1890-е. Черепаха, кружево, золото, бриллианты, гранаты, хрусталь. - На лицевой пластине вензель ЗЮСЭ (Зинаида Юсупова, Сумарокова-Эльстон).
О восхитительных нарядах и стиле императрицы Марии Федоровны (супруге Александра III) говорил весь высший свет. Ей, шатенке с карими глазами, одинаково шли как голубые, палевые, серые и белые цвета, так и лиловые, вишневые и алые. Стройная императрица великолепно смотрелась в любом костюме. Что меня восхищает в ней, так это то, что даже после рождения шестерых детей она сохранила тонкую талию (около 65 см), а ее крошечная нога (35 размер) своим изяществом была достойна башмачка Золушки.
Платье вечернее императрицы Марии Федоровны. Австрия, Вена. Модный дом «Marison&Cie». Около 1900.- Платье бальное императрицы Марии Федоровны. Франция, Париж. Фирма «Morin-Blossier». 1892-1893.
Веер императрицы Марии Федоровны. Франция, 1890-е. Перламутр, газ, блестки, акварель.
Платье бальное императрицы Марии Федоровны. Россия, Санкт-Петербург. Фирма «A. Brisac». 1905-1906. - Платье вечернее императрицы Марии Федоровны. Франция, Париж. Мастерская «Maro-Walter». Около 1900.
Веер императрицы Марии Федоровны. Франция, 1890-е. Перламутр, газ, гуашь, акварель.
Веер. Россия, Санкт-Петербург. Мастер В. Флинк (?). Около 1890. Золото, перламутр, страусовые перья, рубины, сапфиры, изумруды, жемчуг, бирюза, гранаты.
Носовой платок с кружевом малин императрицы Марии Федоровны. Бельгия. 1880-е. - Кружево малин - фламандское кружево.
К 1890-м годам в моду вошла эстетика стиля модерн с его мягкими, текучими, извилистыми линиями, нежными цветами. Ювелирные украшения также выполнялись в виде цветов или разнообразных насекомых.
Платье вечернее. Россия. 1908-1910-е. - Веер. Австрия. Фирма «Rodeck». 1880-е. Дерево, шелк, серебро, перламутр, гуашь.
Николай Богданов-Бельский. Портрет М.П. Абамелек-Лазаревой. Около 1900. Холст, масло.
Среди ювелирных шедевров выставки особо можно отметить подвеску «Клубок змей» работы выдающегося французского мастера Рене Лалика, которая принадлежала императрице Александре Федоровне. Мотив переплетающихся змей встречается в творчестве Рене Лалика многократно. Подвеска состоит из нескольких частей, соединенных между собой едва заметными штифтами, что позволяет телам змей изгибаться, создавая иллюзию шевелящегося клубка.
Подвеска «Клубок змей». Париж. Рене-Жюль Лалик. 1901. Золото, жемчуг, эмаль.
Брошь. Париж. Мастер Рене-Жюль Лалик. Около 1913. Стекло, латунь.
Вторят Лалику работы из мастерских Фаберже, Tiffani и Cartier.
Веер. Франция. Фирма Тиффани. 1900-е. Дерево, шелк, блестки.
Брошь. Западная Европа. Конец XIX в. Золото, серебро, эмаль, бриллианты, алмазы. - Пряжка. Фирма К. Фаберже. Мастер Г.Э. Вигстрем. 1904-1908. Золото, эмаль, алмазы.
Жемчужинами стиля модерн являются платья, принадлежащие известной в начале ХХ веке актрисе театра Комиссаржевской Вере Дженеевой. После замужества в 1921 году она сменила фамилию и стала Верой Карахан. Она хранила свои платья более 60 лет, теперь они в коллекции Эрмитажа.
Веер. Франция. 1900-е. Рог, тюль, блестки, медь, стразы, вышивка. - Платье бальное Веры Карахан. Франция, Париж. Модный дом «Callot Soeurs». 1911-1912. Металлическое кружево.
Платье вечернее Веры Карахан. Франция, Париж. Модный дом «Callot Soeurs». 1911-1913. Металлическое кружево. - Платье бальное Веры Карахан. Франция, Париж. Модный дом «Paquin». 1910. - Веер. Франция, Париж. Фирма «Ernest Kees». 1900-е. Черепаха, тюль, кружево, блестки. Из собрания князей Юсуповых.
Стиль времени особенно ярко чувствуется на выставке, где портреты соседствуют рядом с костюмами и аксессуарами, запечатленными на картинах.
И только теперь вернёмся в «Галерею драгоценностей», но в следующем блоге -
Блеск русского двора. Галерея драгоценностей.