Сальвадор Дали. Магическое искусство. Часть 2

Feb 07, 2020 18:43

Предел тупости - рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее.

Продолжение выставки, начало - Сальвадор Дали. Магическое искусство. Часть 1.



С.Дали. Без названия. Ониритический бал. Около 1934. Холст, масло. Фонд «Гала-Сальвадор Дали».



Сальвадора Дали часто подозревали в наркотической или алкогольной зависимости, полагая, что настолько сюрреалистичные картины нельзя создавать в здравом уме и твердой памяти. Но Дали использовал другой творческий метод: он засыпал с ложкой в руках, чтобы добиться пограничного состояния между сном и бодрствованием (ложка падала - он просыпался), помогавшего ему в работе.



С.Дали. Портрет Эмилио Терри. 1934. Дерево, масло. Фонд «Гала-Сальвадор Дали».

Одна из немногих работ, которую Дали написал ради денег. Портрет архитектора и дизайнера Эмилио Терри, одного из 12 меценатов, которые каждый год заказывали у художника по картине.



С.Дали. Человек с головой, полной облаков. Около 1936. Картон, масло. Фонд «Гала-Сальвадор Дали».



С.Дали. Портрет Галы в тюрбане. 1939. Холст, масло. Национальный музей «Центр искусств королевы Софии». Фрагмент.



С.Дали. Два куска хлеба, выражающие любовное чувство. 1940. Холст, масло. Фонд «Гала - Сальвадор Дали».





С.Дали. Мягкий автопортрет с жареным беконом. 1941. Холст, масло. Фонд «Гала - Сальвадор Дали».

Один из самых известных автопортретов Дали также показали в России в первый раз. Художник создал его в 1941 году, когда переехал в США. Узнать его в персонаже, лицо которого, кажется, лишено костей, можно разве что по знаменитым усам, закрученным вверх.

В своей автобиографической книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» художник говорит о творческом перерождении - а именно так он относился к этому автопортрету - через образ змеи, сбрасывающей кожу.

«Я убил свое прошлое, чтобы избавиться от него. Так змея избавляется от своей старой кожи - моя старая кожа в таком случае бесформенная и революционная послевоенная жизнь. Эти строки - конвульсии, которые позволят мне отбросить в забвенье последние куски прошлого, еще приставшие ко мне. Новая кожа и новая земля! Земля свободы, столь возможной, земля Америки, предпочитаемая потому, что она молода и не затронута даже тенью драмы… Речь идет не о косметической хирургии или увечье, но о возрождении. Я не отрекаюсь ни от чего. Я продолжаюсь», - писал он. На постаменте рядом с фигурой лежит полоска жареного бекона. «Моя живопись - это жизнь и пища, плоть и кровь», - так пояснял Дали значение этого элемента.



С.Дали. Этюд к картине «Мед слаще крови». Около 1941. Бумага, карандаш. Фонд «Гала-Сальвадор Дали».



С.Дали. Этюд к картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». Около 1944. Бумага, графитовый карандаш. Фонд «Гала - Сальвадор Дали».



С.Дали. Профиль Галы. Композиция-эскиз к картине «Осенняя соната». Около 1945. Бумага, акварель, карандаш. Фонд «Гала - Сальвадор Дали».



С.Дали. Пейзаж Порт-Льигата со знакомыми ангелами и рыбаками. 1950. Холст, масло. Собрание Колеро, Швейцария.

С 1940 по 1948 год Дали живет в США, где пишет картины, иллюстрирует книги, создает театральные декорации и костюмы, работает с модными журналами и дизайнерами. В этот период мастер сотрудничает с Леонидом Мясиным, вместе с которым они создают костюмы и эскизы декораций, пишут либретто. Тогда два гения поставили балеты «Лабиринт» и «Безумный Тристан», получившие восхищенные отзывы критиков. После выхода балета «Безумный Тристан» Дали обрел всемирную славу в мире танца.



С.Дали. Ромео и Джульетта. Эскиз декорации. 1942. Картон, дерево, масло. Фонд «Гала - Сальвадор Дали».





С.Дали. Безумный Тристан. Эскизы декорации. Около 1944. Холст, масло. Фонд «Гала - Сальвадор Дали».

«Безумный Тристан» на неистовую музыку Вагнера. Постановку осуществил сумасброд номер один - Сальвадор Дали, танцует безумец Нижинский, хореограф - Мясин, придумавший танцевальные партии к «Безумному Тристану» как раз в тот момент, когда и все его друзья, и я сам думали, что он уже на такое не способен; меценатом выступил маркиз де Куэвас.

Дали очень интересовался сюжетом о Тристане и Изольде - легендарных влюбленных, героях многочисленных рыцарских романов. Сам Дали называл спектакль первым параноидальным балетом о любви до гроба. Лейтмотив постановки - история любви и смерти. Дали снова обращается к теме «Анжелюса» Милле: голову Тристана он изобразил в виде отцветающего одуванчика, а Изольде добавил крестьянскую повозку, вырастающую из спины. Переплетающиеся между собой корни напоминают о деревьях, которые выросли на могилах героев.

1940-е годы были также для Дали достаточно плодотворными. Его картины и книга пользуются успехом, он сотрудничает с Уолтом Диснеем - создает мультфильм Destino, который, как и его полотна, наполнен сюрреалистическими фантазиями.





С.Дали. Ураново-атомная меланхолическая идиллия. 1945-1949.

В 1945 году Дали вместе со всем миром пытался осознать факт атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Эта трагедия не могла не отразиться и на его картинах. Он впервые использует в работе большое количество черного цвета, который контрастирует с беспечным голубым небом. Дали использует мотивы, характерные для его творчества 1930-х годов: здесь и знаменитые мягкие часы, и слоны на тонких ногах-ходулях. Однако на этом холсте у них совсем иное значение: теперь это образы разрушения и страха. Единственные источники света - отрывки идиллического пейзажа, напоминающего о горячо любимой художником живописи Ренессанса.



С.Дали. Дематериализация под носом Нерона. 1947. Холст, масло. Фонд «Гала - Сальвадор Дали».

Сальвадора Дали интересовал атом и его свойства. Он поставил перед собой новую цель - понять скрытые силы мироздания и овладеть ими. Неудивительно, что данный период его творчества называется «ядерным мистицизмом». В работах большого формата художник изображал расщепление атома. Узнав, что атомы не соприкасаются между собой, Дали начинает художественно осмысливать тему. Эта картина - одна из главных работ периода.



С.Дали. Декольте моей жены, одетое, опережающее свет на полной скорости. Портрет Галы с носорожьими признаками. Около 1954. Холст, масло. Фонд «Гала - Сальвадор Дали».

На этой картине у Галы декольте из носорожьих рогов, форму которых Сальвадор считал безупречной.



С.Дали. Максимальная скорость мадонны Рафаэля. Около 1954. Холст, масло. Национальный музей «Центр искусств королевы Софии».

В основе композиции - голова Марии из картины «Мадонна со щегленком» Рафаэля Санти. Дали объединяет каноны классического религиозного искусства и собственную интерпретацию физических теорий. Образ Мадонны распадается на геометрические фигуры и формы по принципу золотого сечения. Дали считал, что динамическое движение этих идеальных форм, с одной стороны, доказывает непрерывность материи, а с другой - показывает процесс ядерного распада, скрытый от глаз.

От плоскости к трехмерному пространству

В начале 1970-х Сальвадор Дали начал экспериментировать со стереоскопической техникой письма. Он пытается получить объемное изображение, «выход в третье измерение».



С.Дали. Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра. Эскиз. 1962. Картон, масло, гуашь. Фонд «Гала - Сальвадор Дали».



С.Дали. Галлюциногенный тореадор. Эскиз. Около 1969. Холст, масло. Фонд «Гала - Сальвадор Дали».

Красной нитью через всю биографию Сальвадора Дали проходят экстравагантные и громкие отношения с Галой. Жена и муза, которая была значительно старше сюрреалиста, наполнила его жизнь чувствами, которых он никогда раньше не испытывал к женщинам. Гала не только привлекала мастера физически, но и раскрывала его творческие способности. На выставке зрители могут проследить историю взаимоотношений гения и его русской музы, наполненную скандальными выходками и всеобъемлющей любовью. Гала стала для художника незаменимой: одновременно матерью, любовницей, другом и, как называл ее сам мастер, «демонессой моего гения».



С.Дали. Рука Дали похищает золотое руно, имеющее форму облака, чтобы показать Гале зарю, совершенно обнаженную, - там, далеко, очень далеко, по ту сторону солнца. Посвящается Клоду Лоррену. Стереоскопическое произведение. Около 1977. Холст, масло. Фонд «Гала - Сальвадор Дали».



С.Дали. Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гале рождение Венеры. Стереоскопическое произведение. 1978. Холст, масло. Фонд «Гала - Сальвадор Дали».



С.Дали. Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря … Фрагмент.



С.Дали. Дали со спины, пишущий Галу со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, предварительно отраженными шестью реальными зеркалами. Стереоскопическое произведение. 1972-1973. Холст, масло. Фонд «Гала - Сальвадор Дали».

Картина «Дали со спины, пишущий Галу со спины…» напоминает шедевр «Менины» Веласкеса - еще одного художника, которого Дали очень ценил. А расположение мастера за мольбертом спиной к зрителю - оммаж все тому же Вермееру Дельфтскому.



С.Дали. Дали со спины, пишущий Галу со спины… Фрагмент.

Продолжение в следующем блоге - Сальвадор Дали. Магическое искусство. Часть 3.

Сальвадор Дали в Манеже, Сальвадор Дали

Previous post Next post
Up