Гастроли театра Вахтангова

May 07, 2018 16:35

Пушкинский "Евгений Онегин" и софоклов "Царь Эдип", оба в постановке Римаса Туминаса.

Если бы не знать наверняка, никогда бы не сказала, что это дело рук одного режиссёра.
В "Онегине" продумано, простроено (литературная композиция = инсценировка тоже Туминаса), прожито, проговорено всё. Красивая программка в виде конверта с набором карточек-открыток, стилизованных под пушкинскую рукопись с профилями актёров на полях. Удачно подобраны актёры (судя по отрывкам видеозаписей, во втором составе - тоже, и там несколько иначе персонажи реализуются), удачно рассказана цельная история, уместно использована хореография Анжелики Холиной, каждое движение не впустую, соотносится с характером образа, с отношениями персонажей и с текущим текстом.

У вербальных взрослых Онегина - Сергея Маковецкого и Ленского - Олега Макарова есть пластические молодые двойники (Виктор Добронравов и Василий Симонов), для Онегина действие происходит и в прошлом, и в настоящем одновременно. Остальные появляются только в "настоящем" воспоминаний, поэтому порой карикатурны, выпукло-односторонни из-за игры памяти. Но и для миловидно-вульгарной простушки Ольги (Мария Волкова), сросшейся с аккордеоном, находится своя трагедия (эмоций вообще полновесный набор, есть эпизоды смешные и тяжёлые, безысходные и трогательные, трагические и сентиментальные), и лирически-трагическая Татьяна (Ольга Лерман) оказывается той ещё малолетней влюблённой дурочкой и то и дело принимает несуразные позы и таскает по сцене мебель от избытка чувств.

По поводу героев по полной работает остроумие и авторское, и онегинское, далеко не всегда желчное, иногда и вовсе ностальгическое. А над зрителями легко посмеивается режиссёр, не оправдывая надежд, ломая шаблоны, не позволяя себя предугадывать. Рояль, например, используется как чайный столик, как что-нибудь ещё, а по прямому назначению лишь однажды, когда Онегин одним пальцем стучит по паре клавиш и срывает аплодисменты преклоняющихся перед столичной штучкой провинциалов. Перед дуэлью секунданты утаптывают снег на площадке, что постепенно переходит чуть ли не в чечётку, - а сама дуэль проводится не в этом месте сцены, а на помосте (да и там Ленский оказывается подло "заколот", как ножом в рёбра).
Сцена именин Татьяны затягивается смеха ради: все гости подготовили номера, и кто в лес кто по дрова, кто с танцами, кто с песнями, рвут страсти в клочья, фальшивят, срываются, простодушно и неумело стараются изо всех сил отвлечь Таню от главного - от ожидания. И вот ожидание показано как нельзя понятнее. Протяжный монотонный звук за сценой создаёт внезапную тишину среди балагана, вразрез ему, и Татьяна вновь и вновь, стоя на стуле, напряжённо всматривается в пустоту, и смешное тут же становится и нам-зрителям мешающим и неуместным.
И таких тесно сплетённых, взаимоувязанных, органичных театральных радостей - все три с половиной часа.

А потом Софокл, который совершенно не так и не туда. То ли в театре решили, что раз это не русский психологический реализм, а древнегреческая трагедия, то и прорабатывать образы и отношения необязательно (можно ведь созвать звёзд, нагнать побольше пафоса, играть крупно, схематично и многозначительно), то ли делали в спешке и не успели понять, про что.
Красивые костюмы, красивая сценография, красивые, но не прибавляющие смысла статичные мизансцены - всё по большей части из разряда красивостей. И произносящие текст неважнокакие актёры (думаю, можно кого угодно заменить на кого угодно другого, никто и не заметит).
Задел только один мощный финальный образ - всё время бывший на сцене обломок круглой башни (намёк ли на Вавилонскую?) раскачался и стал наезжать на детей Эдипа: и их не пощадит рок, и их размелют жернова истории. Но повторялись эти наезды так долго, что успели стать просто эстетически безупречной страшилкой.

Туминас, Москва, Екатеринбург, театр

Previous post Next post
Up