Возвращаюсь к сентябрю, сразу много.
"Петя и волк", Магнитогорский театр куклы и актёра "Буратино"
Режиссёр Сергей Ягодкин, симфоническая сказка Сергея Прокофьева.
Интересно, что каждый герой привязан к своему звуку, своей форме, своему инструменту. Неинтересно, что на этом всё заканчивается. С куклами обращаются довольно грубо, действие выстроено так, что актёрам приходится впрямую комментировать уже произошедшее, повторяя очевидное, и нарочитые декламации эти не из лучших, и обезличенно-хипстерский вид исполнителей не оправдывается.
"Прошу разрешения на жизнь", театр "Карабаска", Пермь
Режиссёр Евгений Ибрагимов
, казалось бы, ничего особенного не сделал, но как же тонко, аккуратно и точно не сделал. Нежные куклы из бумажных салфеток от художника Веры Задорожней представляют простенькие узнаваемые мизансцены: дома с книжкой и мишкой у настольной лампы, на качелях, в хороводе у ёлки, на свидании и т.д. и т.п., актёры Андрей Тетюрин и Наталья Красильникова, почти ничего не говоря, подсвечивают их поочерёдно фонариком, и сценка либо изучается в статике, либо оживает от лёгких прикосновений. И последовательность и скорость проявления сценок из абсолютной темноты, тихие нелинейные перемещения, следование зрителей за лучом задают драматургию, в голове достраивается сюжет, а небольшое пространство самого малого зала и физически, и метафорически расширяется. И вот белый свет сменяется на красный, проезжает грузовичок с солдатиками и роботами, подсвечивается измятый лист металла вместо бумажных журавликов - и вот она война, страшная, как все войны, хоть и игрушечная. И нас снова проводят по тем же местам, где мизансцены чуть изменяются, идиллия разрушается - проводят, скорее фиксируя потери, чем апеллируя к эмоциям. Финал сентиментальный, с прилетевшим аистом, возвращением всего на свои места и завязыванием ленточек на дереве жизни, потому что жизнь всегда продолжается. Но комок в горле и благодарность к создателям остаётся надолго.
"Был бы у меня дракон", театр кукол "Картонка", Минск
Режиссёр Светлана Залесская-Бень, по мотивам сказки Дональда Биссета.
Стол, плоские картонные куклы в стилистике детских рисунков и плоские картонные же декорации на нём, за ним - две симпатичные рассказчицы (одна из которых и есть режиссёр) хулиганят, импровизируют, несут милую чушь, подстраиваются под аудиторию (например, включают в перечень убытков от появления дракона разрушенную телебашню, которую он потом успешно восстановил), нестандартно обращаются с куклами, а когда история закончилась, исполняют ещё пару задорных песенок, к делу не относящихся. Отличное аниматорство - наверное, так.
"Мечта маленького ослика", Челябинский государственный театр кукол
Режиссёр Михаил Яремчук, по сказке Татьяны Макаровой.
Добрая история для детей про путь к себе, отношения со взрослыми и со своими желаниями. С юмором и без лишней морали, с красивыми располагающими куклами, которые могли бы быть игрушками (художник Ирина Хмарук). И тут куклы работают: ресницы хлопают, копытца топают, ослиный хвостик при попытке взлететь крутится и поднимается, спицы в лапах перебираются. Зрелищный и эмоциональный финал: бабочкой ослик так и не стал, но ослиная семья взлетела над залом на дирижабле, обтянутом тем самым безразмерно навязанным носком, в сопровождении мыльных пузырей. Это ли не прелесть.
"Комната Герды", санкт-петербургский театр "Особняк"/Лаборатория Яны Туминой
Режиссёр Яна Тумина, по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена.
Одна актриса Алиса Олейник, одна комната - невозможной плотности предметный и образный мир художника Киры Камалидиновой. Использовано всё пространство и даже больше, застроено всё, каждый кусок пола и стен; каждый ящик, каждый крючок, каждая дверка зачем-то нужны. При этом внятно, понятно, не избыточно, актриса со всем справляется лихо. От одинокой старухи в пустой комнате к девочке, бесконечно ищущей вечно ускользающего (существующего ли?) Кая, которая оживляет пыльные предметы своим воображением, силой воспоминаний ли, фантазии ли делает события, места, персонажей зримыми и для нас. От бесконечной пустоты к бесконечному движению, от меланхоличности к пародийности.
Поначалу слова, звуки, движения, из ниоткуда, из тайной скатерти-самобранки появляющиеся предметы, из их оживления создающиеся миры рождали ассоциации, были лиричны и загадочны (первые минут сорок для меня - идеальны), а потом постановщица захотела больше объяснять и зачем-то смешить, и волшебство пропало.
"Антология", испанская компания Жорди Бертрана
Самое что ни на есть искусство престидижирации. Нет цельного сюжета, жанр заявлен как кабаре, и ждущие своего выхода марионетки открыто висят на вешалке. Но стоит им оказаться в руках демиурга, как они начинают жить, иначе не скажешь. Сколько там у стандартных марионеток "ниточек" - четыре? шесть? восемь? У этих штук пятнадцать-двадцать, на каждый сустав. Поэтому они вздыхают, пожимают плечами, складывают ногу на ногу. Темнокожий джазмен играет на саксофоне и притопывает в такт, протирая при этом лицо платочком. Йог пластичен до безобразия, как любой йог, и сворачивается в невозможные узлы, и разваливается пополам, и каждая половина продолжает логично двигаться. Так же и скелет: "восстание из могилы", рассыпание на косточки и собирание воедино, угрожающее открывание челюстей - и в то же время всё это дикая пляска, ритмичный цельный танец.
Самый хит, конечно, выступление алхимика, который (кукла!!!) выдувает мыльные пузыри редкостной красоты, большие и маленькие, прозрачные и матовые, с дымом внутри.
Видишь всё, но не веришь и восхищаешься. Дети счастливы, взрослые ахают и следят, следят, следят за руками, которые творят чудеса. А носитель рук ещё и с отменным чувством юмора, понятного и без знания языка; на бис заготовил отдельный номер, где смеха больше, чем театра. И - особый в моём понимании шик - когда что-то идёт не так (а накладки при запредельной сложности неизбежны), артист не извиняется перед зрителями, он ведёт диалог с куклой: кукла укоризненно качает головой, упирает руки в боки, требует продолжения, пока Бертран своей осьминожной сущностью исправляет неполадки.
"Лафертовская маковница", Рязанский театр кукол
Режиссёр Олег Жюгжда, по повести Антония Погорельского.
Здесь особый интерес - раздвоенность действия: куклы всерьёз разыгрывают страшный анекдот и взаправду пугаются, а артисты живым планом иронизируют и над куклами, и над устаревшей страшилкой, и над зрителями.
"Принцесса Лазурной горы", московский театр "РоСа"
Режиссёр Светлана Дорожко, по мотивам норвежского фольклора.
Куклы разных фасонов, типов и размеров, видеопроекции и два рассказчика-показчика. Но небольшие накладки, недостаточный темп и - скучно.
"Свифт!", французский театр "SCAPPA!"
Действие снова не увлекло, а увлекла техника: постройка мира из подручного мусора (много было коробок и бутылок), активное и уместное использование видеоряда, с которым актёр прекрасно синхронизировался и использовал своё тело в качестве куклы для теневого театра. Тени и видео - отличная возможность поиграть с масштабами, сюжет Свифта - отличное поле для её применения.
"И дольше века длится день...", "Таратумб"/Музей истории ГУЛАГа, Москва
Режиссёры Антон Калипанов и Ольга Шайдуллина, по роману Чингиза Айтматова.
Была не в той форме, чтобы нормально воспринимать. По ощущениям - постановщики раньше с куклами дело не имели и использовали их больше как (в разумной мере) реквизит, как повод для серьёзного разговора и работы с хорошими драматическими артистами (замечен бывше-нижегородский Олег Шапков) на основе сверхсерьёзного антиутопического материала. Почему бы нет?
"Блок-театр", театр "KO-KOO-MO", Турку, Финляндия
По сути, мастер-класс по развитию фантазии на примере деревянного конструктора. Набор стандартных деталей (куб, шар, параллелограмм), и снова следите за руками, и снова из ничего возникает нечто: машина, дерево, жираф, человек... И снова не успеваю поймать момент, когда красивые руки красивой актрисы-ведущей перестают собирать и начинают представлять постройку, то есть новую куклу, завершают и утверждают её облик в пространстве - потому что движение не прекращается, кубики разбираются, переставляются или поворачиваются и - хоп-хоп-хоп - становятся чем-то новым, и так может быть без конца.
"Мюнхгаузеншоу", Ульяновский театр кукол
Режиссёр Александр Янушкевич, пьеса Григория Горина.
Красный, чёрный и белый (только Марта - синяя). Масштабный по формату и по замыслу спектакль. Откровенная сатира, гротесковая манера актёрского исполнения и исполнения кукол от Татьяны Нерсисян, игра с размерами и функциями, злое определение места каждого персонажа, всё неслучайное. Ростовая кукла Пастора с червеобразной головой и висящим в районе паха крестом; вульгарная Якобина с обтягивающим костюмом на актрисе и перчаточной куклой в боа с огромным ртом; Феофил с головой чертёнка на длинной шее; перчаточный же адвокат, похожий на свой портрет в рамочке: пиджак, галстук, торчащая лысая голова - больше ничего не нужно; Бургомистр - кресло-мешок, тюфяк во всех смыслах, которого легко кидают и на которого без угрызений совести присаживаются. Только Мюнхгаузен целиком в живом плане, хоть и с бутафорскими усами, дурит всех и всё же никак не может сбежать из этого балагана.
"Маленький носорожек находит друга", театр теней Анны Фабули, Германия
Домашний театр, собранный на коленке, примитивный теневой театр, примитивный сюжет, который и сюжетом-то назвать сложно, но актриса-автор, кажется, очень собой довольна. Возможно, для совсем малышей оно и хорошо.
"Пиковая дама", санкт-петербургский "Кукольный формат"
Режиссёры Анна Викторова (она же художник) и Денис Шадрин, по повести Александра Пушкина.
Петербург - и фон (декорация - питерские фасады, в которых открываются окна и видятся комнаты, где и живут-взаимодействуют пушкинские герои, а заодно обсуждающие их русские классики), и атмосфера, и герой. За мистику отвечают дым, огромные ненастоящие руки (иногда среди них и живые) за огромным карточным столом рядом с крошкой Германом и кукловоды, вершащие рок.
Есть забавные придумки: буквально безликая графиня собирается на бал, выбирая, как украшения, глаза и губы; портреты оживают и машут ручкой; куклу-Лизу от куклы-графини заслоняет актриса. И яркие психологичные: в бреду к кукле-Герману через бумагу стены прорывается человеческая рука, а после его на коленях укачивает увеличенная версия графини.
"Цыплёнок", санкт-петербургский "Karlsson Haus"
Режиссёр Екатерина Ложкина, сказка Корнея Чуковского.
И понятно, и просто, и для самых маленьких, но с заделом "на вырост" и интересно для взрослых тоже. О базовых ценностях - родительской любви, чувстве защищённости, всемерной поддержке (хотя цыплёнок и теряется и мы успеваем за него посопереживать и погрустить). Тёплый, добрый, умный, современный (со вставками-комиксами и "в замедленном режиме"), искренний, смешной, без сюсюканья. С прекрасным молодым актёрским составом, у которых и чувство куклы, и драматический талант, и чувство локтя=слаженность. В то время как кукла-курица взаимодействует с куклой-цыплёнком, актриса обращается к актёру, и получается объёмное действие.
Художник Дарья Лазарева придумала крохотный, в меру наполненный мирок на круглом столике за полукруглым забором (частью бочки?): светящееся яйцо-лампа, неуклюжий из лоскутков цыплёнок с подгибающимися ножками, вязаная красная шапочка для него, мама-курица из пушистой шали на одной руке актрисы и большой пушистой головы на другой руке, деревянное колесо, большая пластиковая муха. Всё, что в поле зрения нового организма, и составляет его мир, больше и не нужно.
Принимающая сторона - Екатеринбургский театр кукол - подготовила капустные номера для представления гостей, оригинальные и порой весёлые, в этих микроспектаклях актёры тоже хороши.
Зауважала директора Петра Степановича Стражникова, который появлялся практически перед каждым показом, следил за удобством работы жюри и помогал рассаживаться рядовым зрителям.