Чтение "Илиады". Мысли, заметки

Oct 13, 2019 16:51

Давно ничего не писала в блоге. Хочу исправиться и начать иногда что-нибудь писать.

Итак.
«Илиада» Гомера создавалась не для чтения. Она, как бардовская песня, создавалась для того, чтобы петь её под струнный аккомпанемент. Гомер был аэдом - певцом. Жил он в Древней Греции, приблизительно в VIII веке до нашей эры. Больше о нём ничего толком неизвестно. Но кое-что известно о том времени и тех людях, для которых творил Гомер.
Эти люди верили в богов - Зевса, Геру, Афродиту и других. Обращались к ним в молитвах, пытались задобрить жертвами. Верили, что после смерти попадут в мрачное царство Аида. Восхищались сказаниями о великих героях. То, что для нас - мифология, для людей того времени было историей и устройством мира.
Можно представить, как современники Гомера слушали его песни: затаив дыхание, уверенные в реальности описанных событий. Хотя, может быть, и скептики находились. Но и они не могли не ощутить силу гомеровских песен.
Сюжет, конечно, не придуман Гомером, а основан на хорошо знакомых для людей того времени историях о Троянской войне. Необычность же «Илиады» в том, что автор очень подробно описывает относительно небольшой эпизод этой войны. Гомер не просто рассказывает - он словами творит живые картины, заставляет слушателя увидеть, как герой надевает хитон или как копьё пронзает череп врага.
«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына» - знаменитые первые слова (в переводе Гнедича). На кого и за что разгневался Ахиллес? На царя Агамемнона, забравшего у него любимую рабыню Брисеиду. Так разгневался, что отказался продолжать участвовать в войне, длившейся уже десятый год. Мало того - попросил свою мать, богиню Фетиду, чтобы она уговорила Зевса даровать троянцам успех в битвах, чтобы ахейцы поняли, какого это - потерять расположение такого замечательного героя, как Ахиллес. И Фетида пошла к Зевсу, передать просьбу сына, и Зевс внял её мольбам, к неудовольствию некоторых других богов.
Боги - полноправные участники событий. Они активно вмешиваются в ход борьбы между ахейцами и троянами, вдохновляют то одну, то другую сторону, отклоняют направленные в героев копья и даже могут получить ранение в битве.
Поступки людей и поступки богов, сцепляясь в цепочку причинно-следственных связей, толкают сюжет. Агамемнон отказывается выдать жрецу Хрису его пленённую дочь - Хрис молится Апполону - Апполон разит ахейцев своими стрелами - ахейцы убеждают Агамемнона отдать Хрисеиду отцу - Агмемнон соглашается, но взамен требует рабыню Ахиллеса Брисеиду - Ахиллес в гневе обращается к Фетиде - Фетида обращается к Зевсу - Зевс посылает Агамемнону обманное сновидение - Агамемнон собирает войска для очередного нападения на Трою… А приводит вся эта цепочка к неизбежному финалу: Гектор, троянский герой, гибнет от руки Ахиллеса, мстящего за своего друга Патрокла.
Осада обречённого города - по Борхесу, один из четырёх основных сюжетов в мировой литературе. И сюжет «Илиады» - осада Трои, война между защитниками города и захватчиками. Значительную часть составляют подробные описания битв. Кто кому куда воткнул копьё или меч.
Надо сказать, довольно страшные описания. И ещё страшнее становится, когда понимаешь: примерно так всё и происходило. Пусть участники сражений носили другие имена, пусть война была не из-за прекрасной Елены.  Но сверкающие медные наконечники копий и стрел пронзали живую плоть именно так, как описывает Гомер. И люди падали, и корчились на земле в предсмертных мучениях, «хватая руками прах».
Есть что-то, близкое к безумию, в самой идее: создать оружие, предназначенное для умерщвления человека, и применить по назначению. Но люди как занимались этим во времена Трои, так занимаются и сейчас. У медного наконечника и свинцово-стальной пули одно назначение - пронзить живого человека, чтобы он стал мёртвым.
И женщины будут оплакивать погибшего, как Андромаха и Гекуба оплакивали убитого Гектора.

чтение, мысли

Previous post Next post
Up