...О Старой Праге и её раввине...

Nov 05, 2010 13:22


    Старо-Hовая синагога в Праге считается древнейшей действующей синагогой в мире (и второй по возрасту из всех существующих). Попасть на чердак этого здания (по официальной версии - XIII века) можно только через расположенную на двенадцатиметровой высоте дверь. Но к двери не ведёт лестница, и надо карабкаться наверх по вбитым в стену металлическим скобам. Впрочем, до конца XIX века  там не было и скоб, и приходилось пользоваться приставной лестницей. Согласно легенде, на чердаке Иегуда бен Бецалель (равви Лёв, Иегуда Леон, Йeхуда Лива бен Бецалель, Махараль ми-Праг, Махарал) уложил останки голема.


                                     

Старо-Новая синагога

Журнал, называющийся "Богемские манускрипты", вряд ли мог обойтись без сюжета о пражском големе. С другой стороны, его история слишком широко известна, чтобы пересказывать её ещё раз.

Разве что вспомнить изящное стихотворение Борхеса "El Golem".

...Но мир живёт уловками людскими
                                                                    С их простодушьем. И народ Завета,
                                                                    Как знаем, даже заключенный в гетто,
                                                                    Отыскивал развеянное имя.

И не о мучимых слепой гордыней
                                                                     Прокрасться тенью в смутные анналы -
                                                                     История вовек не забывала
                                                                     О Старой Праге и её раввине...

Впрочем, и это стихотворение слишком хорошо известно. Поэтому лучше рассказать историю создания легенды о големе, чем повторять саму легенду.

Кажется, историчность Иегуды бен Бецалеля не оспаривается никем. В прошлом году в Праге проходила посвящённая ему выставка. Он был пражским раввином в 1597-1609 годах, во времена императора Рудольфа II. С фигурой бен Бецалеля связывается множество легенд. По одной из них он спас императорскую библиотеку во время пожара. По другой - умел одним словом останавливать несущегося коня. По третьей - был так мудр, что получил прозвище Махарал, являющееся акронимом слов "наш великий учитель".

Однако легендy о големе увязали с именем пражского раввина довольно поздно. Правда, существует некая книга под названием "Nifloas Maharal", якобы написанная Исааком Кацем, зятем Махарала. Она содержит и историю голема со множеством подробностей. Но это фальсификат довольно плохого качества. В книге описываются никогда не существовавшие объекты вроде Пятибокого дворца или Железного монастыря, упоминаются никогда не жившие люди, включая одного кардинала, и т.д., и т.п. Рукопись "Nifloas Maharal" была найдена в начале ХХ века в библиотеке города Мец во Франции, а первое издание этой книги осуществил Юдель Розенберг в 1909 году в Варшаве.

Големов было несколько, и пражский - лишь самый известный из них. По-видимому, данная легенда возникла не раньше конца XVIII века, и первоначально не имела к Богемии никакого отношения. Эта история была придумана где-то в Польше, предположительно в среде галицийских хасидов. Есть вариант легенды, в котором голема создал раввин Элиаху бен Иуда из Хельма. Сама идея оживления существа, созданного из глины, восходит к Талмуду. Некоторые детали добавили к сюжету братья Гримм.

В Прагу место действия было перенесено в XIX веке. После 1848 г. евреи получили в Австрийской империи равноправие. В 1850 Еврейский город объединили с Прагой. До этого у него была даже своя ратуша (если не ошибаюсь, единственная еврейская ратуша в Европе). Её здание сохранилось.  Знаменито oно тем, что его украшают двое часов. Часы с латинским циферблатом вполне традиционны. Стрелки еврейских часов  движутся в направлении, противоположном общепринятому.

Как только реальное гетто перестало существовать, началась романтизация его прошлого.




Ратуша Еврейского Города.

Это был частный случай процесса, затронувшего всю Прагу. В XIX столетии ренессансно-барочно-классицистскому городу придавались готические черты. Его еврейскую часть сделали мировым средоточием мистики и оккультизма. В качестве времени действия легенды о големе была избрана рудольфинская эпоха, а героем стал знаменитейший из пражских раввинов.

Разумеется, нашлась масса подтверждений этой захватывающей истории.

Например, оказалось, что богослужения в Старо-Новой синагоге проводятся с литургической особенностью - 92 псалом исполняется дважды. Несомненно, в память о случае, когда Махарал прервал чтение именно этого псалма, чтобы унять разбушевавшегося голема.

В 1883 г. при ремонте крыши разбился кровельщик. Сразу вспомнилось, что каждый, кто поднимется на чердак, неизбежно погибнет на месте. Впрочем, вспомнилось и то, что в XVIII векe нашёлся человек отважный и набожный - раввин Ландау, который крепко помолился и поднялся-таки под крышу синагоги. Он остался жив, но вернулся побледневшим от ужаса и никому не рассказывал о том, что увидел в этом страшном месте.

В 1920 году журналист Эгон Эрвин Киш решил раскрыть тайну голема (Киш был коммунистом, успевшим выyчиться на циркового клоуна в Дании  и совершить паломничество в Мекку, переодевшись мусульманином). C факелом в руках Киш обследовал чердак и заявил, что раз останки голема не видны, значит, они определённо укрыты в щебёнке под полом. Вскрывать же полы в древней синагоге ему не позволили...

К тому времени Густава Майринк уже написал роман "Голем" (1914), а в Германии был снят первый фильм о големе (1915).

Будучи однажды созданной, легенда зажила своей жизнью, и живёт  до сих пор. Тут можно было бы вспомнить очень многое, от использования темы голема в антисемитской пропаганде нацистов до чехословацких сказок 50-х лет "Кесарев пекарь" и "Пекарев кесарь", в которых был создан самый известный образ голема. Но к самой легенде всё имеет уже лишь опосредованное отношение.

В 2006 г. состоялась премьера мюзикла "Голем". Его написал Карел Свобода, крупнейший чешский поп-композитор, автор хитов Карела Готта и музыки к фильму "Три орешка для Золушки". Коммерческого успеха последний из мюзиклов Свободы не имел, и эта неудача обычно рассматривается как одна из основных причин его самоубийства в 2007 году.

После гибели автора была поставлена сокращённая англоязычная версия мюзикла,  "The Legend Of Golem", рассчитанная на туристов. Круг замкнулся, потому что именно туристам история пражского голема предназначалась с самого начала.



pragensis civitas, bohemia, falsificatum, manuscriptorium

Previous post Next post
Up