"Прародина цыган была в Карконошах". Эта швейковская фраза автоматически всплыла в моей памяти, когда один из ЖЖ-истов решил, что меня можно впечатлить ссылкой на пост о бесчинствах цыган в Великобритании (в статье рассказывалось, что цыгане проникли в дом пожилой женщины и в отсутствие хозяйки съели, выпили и сломали там всё, что cмогли). Намерение просветить рассказом о цыганах человека с никнеймом bohemicus вызывает удивление. Ведь речь идёт о народе, который кое-где в Европе носит имя Bohémiens.
СПРАВКА: ЦЫГАНЕ В БОГЕМИИ. Происхождение цыган неизвестно (по одной из версий - табуировано). Долгое время они считались выходцами из Египта, и во многих европейских языках их называют "египтянами" до сего дня. В современных источниках египетская теория почти полностью вытеснена индийской. Однако сохраняются и сторонники прежней концепции.
В Чехии цыгане зафиксированы очень давно. Считается, что в XV веке первые перекочевавшие во Францию представители этого этноса происходили из Богемии, поэтому во французском языке за ними закрепилось название "богемцы". Однако веками существовавшая в Чехии цыганская община была почти полностью истреблена во время Второй мировой войны. В Словакии цыгане пережили войну сравнительно благополучно и впоследствии стали в массовом порядке переселяться в Чехию. Особенно много их появилось в Судетской области, пустовавшей после изгнания немцев. Словацкие цыгане находились на крайне низком уровне социального и культурного развития. Цыганская миграция, не прекращавшаяся до 1992 года, стала одной из причин, по которой разделение Чехословацкой Федерации не вызвало у чехов заметных возражений.
Сегодня общее количество цыган в Чехии оценивается разными авторами в 300-400 тысяч человек (3-4 % населения страны). В некоторых чешских городах доля цыганского населения составляет 15-20%. C пятидесятыx лет ХХ века существуют разнообразные программы интеграции цыганского меньшинства в общество. Сегодня в Богемии можно встретить цыгана-полицейского, цыгана-менеджера или цыгана-публициста. Но их очень мало. Безусловно интегрированными в социум можно считать лишь часть цыган. Правительственные программы не смогли помешать превращению райoнов сплошного расселения цыган в гетто.
Это не пакистанская провинция. Это типичное цыганское селение в Восточной Словакии. Ныне таких селений насчитывается около 600. В середине ХХ века их было до полутора тысяч. Многие из их обитателей перебрались в Чехию.
Это не разрушенная войной Босния. Это микрорайoн Ханов в чешском городе Мост. Результат социалистического эксперимента - попытки создать современный чисто цыганский райoн. Жители Ханова разбирали оконные рамы и использовали их для разведения костров в предоставленных им квартирах.
К цыганам вернёмся чуть позже, а пока поговорим об англичанах. Есть два стиля управления обществом.
Первый можно условно назвать континентальным. Наиболее последовательное его применение наблюдалось в Германии, Австро-Венгрии и России. Континентальный стиль довольно прост, и в его основе лежит ordnung. Вот законы, вот бюрократия, вот государство, вот границы, вот земля. Вот люди, их можно прикрепить к земле, вот урожай, он собран и подсчитан, налоги уплачены; вот недоимки, с ними разберёмся отдельно. Вот государственная церковь, вот господствующая идеология, вот эталоны высокой культуры, вот официальныя версия событий. Вот свои, вот чужие. Bот граждане благонамеренные и добропорядочные, а вот преступники и изгои. Все роли чётко расписаны. Цеха, гильдии, чины. Табель о рангах как норма жизни.
Второй стиль можно столь же условно назвать приморским. Он свойственен средиземноморским народам, но наиболее полного воплощения достиг у англо-саксов. Море есть море, а портовая жизнь есть портовая жизнь. Ну какие в порту законы? Каравеллы привозят рабов и вино, a откуда негоцианты взяли то и другое - никому не известно. Порт - это всегда пёстрая смесь людей самого разного происхождения, контрабанда, притоны, поножовщина (концы в воду), и, конечно же, пиратство. Здесь Власть тоже добивается от людей всего, что считает нужным, но делает это совсем другими способами. В англо-саксонскую систему управления органично входят неформальные структуры, частные компании, мафии, секты, ложи, диаспоры, общины, революционеры, террористы, наркокартели и спецслужбы. Изгоев тут нет, место находится всем. Сейчас стало модно теоретизировать об управляемом хаосе. Но современные теории - это лишь профанированное изложение весьма древних принципов. Ключевая фигура английской историографии - это королева, восходящая на пиратский корабль, чтобы произвести его капитана в рыцари.
После разгрома в 1914-1945 гг. германских и германо-славянских континентальных держав англо-саксонский стиль стал утверждаться в планетарном маштабе. Русским, привыкшим к континентальному стилю, происходящее кажется если не гибелью, то серьёзной болезнью цивилизации. Я с огромным интересом прочёл обмен мнениями между уважаемыми
philtrius'ом и
salery, в ходе которого оба они сходным образом охарактеризовали состояние западного общества именно как болезнь
http://philtrius.livejournal.com/631315.html ;
http://salery.livejournal.com/55692.html . И мне, как человеку консервативных воззрений, современный мир видится обезумевшим и впавшим в ничтожность.
Однако я по мере возможности разделяю свою собственную точку зрения и объективную реальность. Реальность же такова, что события, кажущиеся с континентальной точки зрения болезнью, при нейтральном рассмотрении оказываются лишь сменой стиля управления. Что-то вроде превращения регулярного парка (называемого также французским, хотя он зародился в Италии) в парк пейзажный (или английский; он действительно возник в Англии). Разумеется, благонамеренные люди, принадлежащие к русской традиции, предпочли бы старый добрый ordnung. Но у островитян свой вкус. Они выбрали управляемый хаос. Многие наши сограждане недоумевают по поводу того, что англосаксы постоянно возятся с албанцами, чеченцами, тибетцами etc. Но островная империя всегда умела находить общий язык хоть с гурками, хоть с маори. И использовать их всех самым эффективным образом. Было бы странно, если бы цыгане остались вне сферы её внимания.
Европейцы стали всерьёз заниматься цыганами во второй половине ХХ века. В 1971 году в Лондоне (а где же ещё?) прошёл первый конгресс цыган, на котором были приняты цыганские национальные символы (флаг и гимн), а также новое самоназвание - "ромы" (в некоторых странах - "синти" или "ромы и синти"). Слово "цыгане" было объявлено презрительной кличкой, неприемлемой в публичном обиходе (вроде слова "негр"). Как ни странно, до РФ эти веяния до сих пор не дошли, но чешские нормы политкорректности были приведены в соответсвие с западными стандартами сразу же после 1989 года.
СПРАВКА: ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ В БОГЕМИИ. Сравнение норм политкорректности, принятых в родственных языках, показывает всю условность и искусственность этих норм. Человеку, подобно мне автоматически переходящему с языка на язык несколько раз в день, требуется определённая внимательность в таких делах, иначе можно попасть впросак. Например, понятия "еврей" и "иудей" передаются в чешском языке одним словом, совершенно неразличимым в устной речи. В письменной же различие есть. Оно обусловлено тем, что слова, означающую конфессиональную принадлежность, пишутся с маленькой буквы, а этнонимы - с большой. Поэтому иудей по-чешски - žid, а еврей - Žid. Кстати, слово Hebrejec, на первый взгляд полный аналог русского слова "еврей", в чешском языке присутствует, но имеет несколько иной смысл, чем у нас. Так принято обозначать древних евреев, и хронологическая граница между использованием терминов Hebrejec и Žid проводится одними авторами по вавилонскому пленению, а другими - по разрушению Второго храма.
Слово Cikán почти не употребляется в чешских СМИ и совершенно не допускается в официальных документах, будучи заменено на слово Rom. Однако oборот "cikánský" сохраняется в некоторых названиях (вроде оперетты "Цыганский барон"), а в устной речи большинство чехов продолжает пользоваться привычным термином. Называют себя "цыганами" и многие цыгане (исключение представляют всевозможные "ромские активисты"). Кроме того, в СМИ и документации для обозначения цыган существует длинная шкала общеупотребимых эвфемизмов, например, "неприспособленные граждане". В устном чешском выражение "наши сограждане", произнесённое с определённой интонацией, безусловно указывает на цыган.
Карта расселения различных ветвей цыган в Европе (с современными официальными названиями)
Чешские цыгане с цыганским национальным флагом
Цыган на свете миллионов десять (по некоторым данным - чуть ли не пятнадцать). Народ, по численности равный чехам или голландцам. К тому же живущий в рассеянии, что открывает его британским друзьям великолепные перспективы. Чего стоит одна возможность оказывать давление на любую страну, где есть цыганская диаспора. В 2001 году в пражском аэропорту Рузине появились британские иммиграционные чиновники. Они занимались проверкой чешских граждан, вылетающих в Великобританию. Объяснялось это наплывом цыганских беженцев, просящих на Острове убежища от расовой дискриминации. Чехия оказалась перед выбором: введение визового режима с Англией или появление на её территории английских иммиграционных чиновников. И согласилась c присутствием на своей земле чиновников другого государства.
А Канада под тем же предлогом и вовcе ввела визы для граждан Чехии. Причём визовый режим с этой страной существовал у Чехии и раньше, но его отменили в 2007 году, чтобы восстановить в 2009.
Но это всё ерунда по сравнению с с перспективой создания цыганского государства. Такая цель декларируется. Пока она отодвинута не неопределённую перспективу, но национальные флаги и гимны просто так не утверждаются. Самое главное - никто не знает, где это государство должно быть. В Европе? В Индии? В Египте? Даже при создании Израиля Восточное Средиземноморье было далеко не единственным обсуждавшимся вариантом. Хотя традиция безусловно связывает евреев именно с этим регионом, рассматривались и угандийский, и мадагаскарский план. Цыган же можно и вовсе локализовать где угодно. Кого-то ждёт сюрприз.
Не думаю, что мы доживём до провозглашения цыганской независимости. Для создания такого государства понадобится больше времени, чем жизнь одного поколения. Должна появиться деeспособная цыганская элита, а цыганские массы предстоит увлечь планом. Тут работы лет на 50, а то и на 100. Она будет сопровождаться многочисленными эксцессами и пропагандистским шумом. Не очень удивлюсь, если по ходу дела кто-нибудь напишет "Протоколы таборных мудрецов". А пока чешское правительство перебрасывает дополнительные силы полиции из Праги в один судетский городок, где ситуация начала перерастать в открытые столкновения между чехами и цыганами.
В этом контексте более понятна и история Джулии Хай, при обсуждении которой ЖЖ-исты решили вспомнить меня
http://pioneer-lj.livejournal.com/1443563.html?thread=72871659#t72871659 Разумеется, пожилая женщина вызывает искреннее сочувствие. Но то ли ещё будет. В управляемом хаосе подобные несчастья неизбежны. Поэтому я и презираю современную эпоху. Однако для англосаксонского стиля управления всё происходящее вполне органично.
Система выстроена в интересах совсем других старушек. Пока в одном месте обсуждалась история безвестной сотрудницы иммиграционной службы мисс Хай, в другом промелькнула герцогиня Альба. Для её презентации ув.
hasid выбрал жутчайшую фотографию, и комментарии в итоге свелись к обсуждению результатов работы пластического хирурга герцогини
http://hasid.livejournal.com/1271914.html Вообще-то особа такого происхождения и положения, как герцогиня Альба, может себе позволить любую внешность, даже скандальную. Ни на её титулы, ни на её миллиарды внешность не повлияет. Это одна из тех принцесс Хаоса, что реально правят (и будут править) миром. Кстати, в молодости она была очень мила, как и положено принцессе.
Донья Мария дель Розарио Каэтана Фитц-Джеймс Стюарт и Сильва, восемнадцатая герцогиня Альба де Тормес, в молодости и сейчас.
Старушки старушкам рознь. Пока у одних из них случаются неприятности со сквоттерами (впрочем, разрешающиеся на следующий же день), другие всё поднимаются на палубы пиратских кораблей. У них всегда всё благополучно.