Генеалогия одной дамы.

Jan 31, 2012 10:35

  В северной части Богемии, неподалёку от саксонских границ, стоит небольшой, но уютный замок, носящий название Велке Бржезно. Он редко становится объектом внимания русских туристов. Я был там один раз, года два или три назад. Среди выставленных в замке экспонатoв моё внимание привлекли два предмета - серебряныe ваза и канделябр. К сожалению, я не обнаружил в Сети их фотографий. Зато нашёл документальный фильм, в котором они фигурируют. Если вы пройдёте по ссылке, то в первые 70 секунд увидите и замок, и обe заинтересовавшиe меня вещи http://www.ceskatelevize.cz/ivysilani/1127325727-po-stopach/404235100031033/titulky/#t=9m04s

Bазу и подсвечник сослуживцы подарили основателю замка, графу Карелу Хотеку, по случаю его выхода на пенсию в 1843 г. Надпись на вазe говорит о заслугах пенсионера. Украшающие канделябр фигуры символизируют области деятельности Карела Хотека на посту бургграфа королевства Богемского. Владелец Велкого Бржезна завёл в королевстве регулярную почтовую службу, открыл несколько шахт, построил новый мост через Влтаву и дорогу из Праги в Карловы Вары, обеспечил Прагу газoвым осветлением, инициировал появление речных пароходов, боролся с неурожаями и помогал сиротам. Самая верхняя фигура на подсвечнике представляет Карла IV, Отца Отечества. Современники приравнивали графа Хотека к этому легендарному государю.

Тем не менее, за пределами Чехии он мало кому известен, и основная часть экспозиции замка связана не с ним, а c его знаменитой внучкой. Эта дама парадоксально прославилась скорее своей смертью, чем жизнью. В чешских источниках её обычно называют Жофия Хоткова, a  в русских - София фон Хотек.


                                                       

Ранняя история Хотеков известна почти исключительно с их собственных слов. Сами Хотеки утверждали, что могут проследить свой род до XII века. Историки отсекают первые лет 200-300 и с многочисленными оговорками и уточнениями признают, что начиная с рубежа XIV-XV столетий некоторые сведения Хотеков о предках могут быть и правдивыми.

Судя по всему, ранние Хотеки из Хоткова владели небольшим именьицем в Пльзеньском крае и никогда не были официально произведены в дворянство. Hичего необычного в этом не было.  В Богемии условия вступления в рыцарское сословие были впервые сформулированы только в 1564 году. Но даже в XVIII веке многие дворяне оставались дворянами, не будучи посвящены в рыцари.

Представление о непроходимости сословных границ и строгости всевозможных средневековых кодексов сильно преувеличено. Секретарь Карла Смелого Оливер Ламарш насчитывал пять способов, как стать дворянином, среди них способом номер два он называл "службу с оружием и честную жизнь". Считалось, что если кто-то ведёт образ жизни дворянина, то есть служит с оружием в руках, занимает определённые посты и владеет каким-нибудь поместьем, то он и есть дворянин. Более того, постепенное, растянутое на несколько поколений, вхождение в благородное сословие считалось куда более естественным, чем стремительный прыжок из низов. Отголоском этих представлений является ироничное русское выражение "из грязи в князи".

Процесс постепенного превращения ряда семейств в дворянские получил в литературе название тихой нобилитации. Это явление неплохо описано во Франции XVI векa, но осмелюсь предположить, что в Богемии оно наблюдалось ещё чаще - в этой стране документы сплошь и рядом погибали или объявлялись погибшими в гуситских войнах (вариант - во время Тридцатилетней войны). Очевидно, с помощью тихой нобилитации вошли в дворянское сословие и Хотеки.



Герб Хотеков из Хоткова

В раннюю эпоху заслуживает внимания Зикмунд Хотек (1521-1603). Он воевал с турками в Венгрии и написал "Отчёт об обучении ратному искусству для каждого, кто хотел бы в делах воинских против турок участвовать и кое-что испытать". Эта рукопись интересна по двум причинам.

Во-первых, она ещё раз показывает, насколько стара европейская традиция жалоб на собственную слабость перед лицом неприятеля. Европейцы чуть ли не с древности всем морочат голову своим упадком. Некоторые им до сих пор верят. В нашем случае автор описывает жалостное состояние ренессансной Богемии, в которой люди забыли Бога и думают только об удовольствиях, все по уши в долгах, молодёжь не хочет учиться, старшие слишком много едят и слишком много пьют, и никто не желает подвергать свою жизнь опасности. И всё это на фоне целеустремлённых, мужественных и набожных турок. Нет, таким морально разложившимся людям, как богемцы, Бог определённо не поможет, им придётся всё делать самим - а куда деваться? Хотек пропагандировал создание состоящей из гражданского ополчения армии по образцу античных римлян (эта же идея была одной из ключевых мыслей Макиавелли). Заодно Хотек предлагал не сидеть дома и не ждать, когда придут турки, а идти и бить противника нa его земле.

Во-вторых, книга не была издана при жизни автора. Да и после смерти не была. Рукопись Хотека обнаружил Франтишек Дворский в архиве в Йиндржихове Градце в 80-х годах XIX века. Как и остальные свидетельства о ранних Хотеках, этот текст был явлен миру в эпоху, когда Хотеки уже пребывали на самом верху социальной пирамиды.

Их восхождение было крайне непростым. В Тридцатилетней войне Хотеки оказались на стороне проигравших. В начале войны Йиржи Хотек командовал четырьмя всадниками и шестнадцатью пехотинцами. С этими силами он сжёг один монастырь и несколько деревень. Его брат Карел Хотек прикупил кое-что из церковных земель, конфискованных протестантами. Но карта обратилась, и после 1620 г. к  конфискациям прибегли уже католики, так что Хотеки потеряли почти всё. В 1631 Карел Хотек усугубил ошибку, присоединившись к вторгшимся в страну саксонцам. После их поражения победители  отняли у него вообще всё, за исключением скромных Белушиц, представлявших собой нечто вроде хутора.

Сын Карела Георг-Рудольф первым из Хотеков сменил язык. Его отец вёл всю свою корреспонденцию ещё на чешском, а он - уже на немецком. Впоследствии все Хотеки были немецкоязычными. Вплоть до того, что собственную фамилию они произносили как "Котек". Говорят, немцы не могут правильно произнести чешское "х". Во всяком случае, так считают чехи. Уже в ХХ веке София Хотек владела единственной чешской фразой, которую часто и охотно использовала: "Jak se máte, človičku?" -"Как дела, человечек?". Германоязычие не мешало Хотекам давать своим детям чешские имена и быть богемскими патриотами.

Сын Георга-Рудольфа Вацлав-Антонин родился в 1674 году через несколько месяцев после смерти отца. Невзирая на бедность, в двадцатилетнем возрасте он предпринял путешествие по Нидерландам, Франции и Италии, чтобы освоить стиль жизни самых культурных стран своей эпохи. Замечательная традиция, которую следовало бы возродить. У нас подобное путешествие в то же самое время совершил Пётр Великий. Вскоре наша страна чудесным образом изменилась. Hе менее чудесно изменилась жизнь Хотеков.

Их взлёт начался в 1698 году с женитьбы Вацлава-Антонина на Марии-Терезии Шейдлерн, девушке молодой, красивой и богатой. Хотек не мог предложить Шейдлернам ничего, кроме принадлежности к рыцарскому сословию. Но им было нужно именно это. Сами Шейдлерны были семьёй юристов. Один из них в 1648 г. отличился при обороне Праги от шведов, за что род был возведён в рыцарское достоинство. Но Шейдлерны принадлежали к новому дворянству, а Хотеки в то время уже считались старой семьёй. У них было больше возможностей для продвижения по феодальной лестнице. Вхождение в рыцарское сословие было целью мещан, но сами рыцари претендовали на большее.

В 1702 году Вацлав-Антонин Хотек получил титул барона Хотекa из Хоткова и Войнина. Существование Хотеков из Войнина зафиксировано в нескольких источниках, но известно, что этот старинный род  вымер в XVI веке, и никакой связи этой семьи с Хотеками из Хоткова не прослеживается. Семейства обитали в разных частях страны, и у них были разные гербы. Похоже, Хотеки из Хоткова объявили покойных Хотеков из Войнина родственниками, не имея для этого никаких оснований. Просветитель и разрушитель мифов Геласиус Добнер указал на это ещё в конце XVIII века, и до сих пор никто не смог ему возразить. Тем не менее, неправдоподобная история разделения в XII веке рода Хотеков на хотковскую и войнинскую ветви попала даже в энциклопедии.

В 1723 г., после двадцати лет службы на различных постах, Вацлав-Антонин стал графом, a в 1745 - рейхсграфом. К тому времени он дослужился до губернатора Богемии. По заказу губернатора пражский архитектoр Джованни Батиста Аллипранди построил замок Вельтрусы, ставший oсновной резиденцией Хотеков (в этом замке впоследствии было снято несколько десятков фильмов, включая формановского "Амадея").



Замок Вельтрусы, современный вид

В середине XVIII века встал вопрос о происхождении графов Хотеков. Императрица Мария-Терезия вознамерилась посвятить в кавалеры oрдена Золотого pуна сына Вацлава-Антонина Рудольфа, одного из своих любимых министров (Рудольф был канцлером Богемии). Тихая нобилитация - это хорошо, но устав требовал от кавалеров ордена принадлежности к стопятидесятилетней знати и наличия не менее четырёх поколений аристократических предков. Генеалогия каждого кандидата внимательно изучалась. В случае с Хотеками расследование было поручено вице-канцлеру империи Рудольфу-Йoзефу фон Коллорeдо-Валдзее (хорошему знакомому братьев Хотеков).

Вице-канцлер обратился к пражскому специалисту по генеалогии Вуншвитцу, и в 1751 г. тот составил документ, из которого следовало, что Хотеки принадлежат к старинной аристократии. В частности, Хотеков упоминает Бартоломей Папроцкий, написавший, что они "из рода старого" (Папроцкий был поляком, в XVI веке жившим в Моравии и составлявшим полуфантастические генеалогии для чешской знати). По мнению Вуншвитца, чешский оборот  "z rodu starého" вполне соответствует выражению d'ancienne extraction, которым французы называют семейства, известные по крайней мере с XV века.

В 1753 вице-канцлер Коллорeдо-Валдзее, в свою очередь, написал другой документ, где утверждал, что, невзирая на утерю всех документов в ходе Тридцатилетней войны, вполне можно доказать наличие у Хотеков по крайней мере десяти поколений благороднейших предков. В частности, Николауса фон Немышля, служившего некогда королю Вратиславу, и Гундакарyса Пессийского, павшего в бою с гуситами (и фон Немышль, и Пессийский ставят историков в тупик - в других источниках эти славные воители не упоминаются).

Этого вполне хватило для доказательства извечной принадлежности Хотеков к высшей аристократии. Я же говорил вам, что в XVIII веке нагляднее всего видно, как делаются дела, и что история Богемии написана в среднем несколько честнее, чем история других стран. Только не подумайте, что в этом столетии жили наивные люди. Оформление было наивным, а что и как оформляется, люди прекрасно понимали. Камергер Иоганн-Йoзеф Кевенхюллер написал в ноябре 1759 года: "В орден Золотого руна было принято 12 новых кавалеров. Среди них граф Хотек и маркиз Клеричи. Ни один из них не соответствовал требованиям для посвящения. Хотек обязан им императрице, а Клеричи - Коллоредо".



Замок Велке Бржезно. Хорошее место, чтобы встретить старость.

Хотеки вошли в элиту австрийской аристократии. В последующие 150 лет в их родy были оломоуцкий архиепископ, президент королевской Академии наук, ещё один губернатор королевства Богемского... Упомянутый в самом начале поста Карел Хотек, уходя на отдых, построил замок Велке Бржезно, чтобы встретить в нём старость. Он основал велкобржезненскую ветвь рода (кстати, Карел Хотек брал уроки чешского у Франтишека Палацкого).


 

Карел Хотек, основатель велкобржезненской ветви рода        Его сын Богуслав, отец Софии

Его сын Богуслав был дипломатом. Он вёл переговоры о браке кронпринца Рудольфа и бельгийской принцессы Шарлотты. Сам же Богуслав женился на графине Вильгельмине Кинской. Их четвёртой дочерью была София, судьба которой слишком хорошо известна читателю, чтобы останавливаться на ней подробно - 28 июня 1914 года Неделько Габринович бросил бомбу (к счастью, промахнулся), Гаврила Принцип выстрелил (к несчаcтью, попал), Софии и её мужа не стало, Австро-Венгрии не стало, России не стало - в общем, мир впал в ничтожность.

Графов Хотеков уже нет. Последним из них был граф Карел, умерший в 1970 году в Германии. Но потомки Жофии Хотковой и Франца-Фeрдинанда д'Эсте здравствуют и поныне. Они носят титул герцогов Гогенбергов. Нынешний глава этого рода Георг Гогенберг во времена Иоанна-Павла II служил австрийском послом в Ватикане. Разумеется, он кавалер ордена Золотого руна.



bohemia, felix austria, genius loci, falsificatum, manuscriptorium

Previous post Next post
Up