Мне уже доводилось выкладывать фрагменты "Истории" византийского автора второй половины XV века Лаоника Халкокондила, посвящённые "Сарматии", как он называл русские земли. А вот пассажи, посвящённые Чехии :
" С пруссами граничат самоты, мужественный народ, который ни образом жизни, ни языком не похож ни на один другой. Поклоняясь Аполлону и Артемиде, они живут по способу древних греков, а одеждой и обычаями подобны пруссам.
С ними соседствуют чехи. В их стране одни исповедуют веру самотов, другие - германцев, а одеваются они подобно пайoнам. Их столица богата и многолюдна и называется Прага. Многие её жители только недавно перестали поклоняться огню и Солнцу. В целой Европе один только этот народ не исповеддует одну из известных ныне религий, то есть Иисусову, Мохаммедову или Моисееву, которые, как мы хорошо знаем, в нашем мире почти полностью возобладали. Однако, согласно тому, что мы слышали, в Индии, за Каспийским морем и за землями массагетов существует народ, который поклоняется Аполлону. Чехи, однако, верят и в других богов, Зевса и Геру, как мы поведаем, когда рассказ дойдёт до этого.
Это о чехах. С сарматами соседствуют поляки, которые говорят тем же языком, что и они, но обычаями и образом жизни подобны римлянам."
(из книги третьей)
"В войске Хуньяди был и монах Капистран, славный своими теологическими познаниями у западных народов. Поэтому некоторое время назад папа послал его к жителям большого чешского города Прага, которые стали поклоняться Аполлону, как выдающегося проповедника веры в Иисуса. Многих из них он обратил в эту веру и убедил их принять участие в походе против варваров, врагов Иисусовых. Отправляясь в этот поход, он взял с собой многих германцев, пайoнов и чехов, большей частью безоружных."
(из книги восьмой)
Чешские исследователи комментируют эти отрывки, например, так :
"Это очень искажённый образ гуситского движения, которое осталось в его трудах совершенно непонятым. Поразительно, как мало Халкокондил интересовался религиозной проблематикой, которая в Византии, особенно поздней, была явлением весьма важным". (Вера Грохова, 1988 г.)