Хотя пост совсем не об истории, начать его удобнее всего с исторического экскурса. Сейчас уже почти никто не помнит, что в своё время австриец Адольф и венгр Миклош, плечом к плечу сражавшиеся против нашествия с Востока, были настоящими героями Европы.
В 1596 году турки взяли Рааб (ныне он называется Дьёр). Чтобы понять, что это значит, достаточно посмотреть на карту: между Раабом и Веной нет уже ничего, этот город - идеальный плацдарм для вторжения в сердце Европы. Однако развить успех туркам не удалось.
29 марта 1598 года к Раабу подошли войска Священной Римской империи - пять тысяч ландскнехтов под командованием Адольфа фон Шварценберга и Миклоша Пальфи. Принимая во внимание обычные для той эпохи методы ведения войны, можно было ожидать многомесячной осады города. Однако Шварценберг и Пальфи применили техническую новинку, изобретение которой приписывается богемскому аристократу Яну Перштейну.
Сам Перштейн несколько ранее пал в сражении с турками - неприятельское ядро оторвало ему голову. Теперь он посылал противнику привет из загробья. Насколько можно понять из сохранившихся описаний, петарда Перштейна представляла собой маленькую, но эффективную пушку особой конструкции, предназначенную для пробивания крепостных ворот. Христиане подтащили петарду почти к самым вратам Рааба, выстрелили в упор, разнесли означенные врата в щепки и пошли на штурм. Рааб был взят за три часа.
Этот триумф стал главным событием Пятнадцатилетней войны. Его праздновали по всей Европе, а в Австрии и сейчас кое-где у дорог можно увидеть раабские кресты, установленные в честь победы Шварценберга и Пальфи. Оба полководца были произведены в имперские графы, что означало вхождение их семейств в элиту империи.
Различные представители рода Шварценбергов не раз появлялись на страницах этого журнала. Пальфи упоминаются здесь впервые. Они стали для нынешней Словакии, в ту пору называшейся Верхней Венгрией, примерно тем же, кем были Шварценберги для Южной Богемии, а Лихтенштейны - для Моравии. Со временем у этой выдающейся семьи появилась достойная всемерного уважения привычка строить и покупать дворцы.
Всего известно восемь дворцов Пальфи - пять в Братиславе, два в Вене и один в Праге. Пражским дворцом семейство владело недолго - купив здание в 1881 году, уже в 1902 Пальфи продали его государству. Однако название "дворец Пальфи" сохранилось за этим зданием до сего дня.
Памятник Адольфу Шварценбергу и Миклошу Пальфи в Дьёре Дворец Пальфи в Праге
Сегодня дворец Пальфи, расположенный на Малой Стране по адресу улица Валлeнштейна, 14, принадлежит Пражской консерватории. Но музыка, которая прозвучит в этом посте, будет далека от классических образцов. Если здесь вообще прозвучит какая-нибудь музыка - пока я ещё не решил, нужна ли она. Решу ближе к концу написания поста.
Консерватория занимает здание не полностью. Поднявшись на третий этаж дворца Пальфи, можно найти заведение Pálffy Palác Club, позиционирующее себя в качестве декадентного ресторана, специализирующeгoся на французской кухне.
Рай для не чуждого декаданса бюргера - Pálffy palác club во дворце Пальфи
Если когда-нибудь мне осточертеет писать о политике, истории и тому подобных вещах, возможно, я переключусь на ресторанную критику - мне всегда казалось, что это достойнейшая темa. Однако пока смена ориентации журнала на кулинарную остаётся делом неопределённо далёкого будущего, о ресторанах я пишу строго раз в год - на собственный день рождения.
Но сегодня это правило будет нарушено. Хотя до дня рождения ещё больше месяца, у меня выдался настолько радостный день, что я не удержался и решил поделиться своим праздничным настроением с читателями. А вот стоит ли говорить, что именно я отмечал, пока не знаю - и это я решу к концу поста.
"Пальфи" - один из самых изысканных ресторанов Праги. Лучшей рекомендацией этому заведению может послужить перечень его гостей: среди них были Клаудиа Кардинале, Анастейша, Мадонна и Вити Абигэйл Аларкон Рапу, которую богемская пресса называет действующей королевой острова Пасхи (что бы это ни значило).
Внимание! Это не юзер Богемик с супругой. Это почётный вождь народа кикапу доктoр Стингл (см.
Портрет первый: Милослав, вождь кикапу) и действующая королева народа рапа-нуи Вити Абигэйл Аларкон Рапу
Не знаю, играет ли декадентный имидж "Пальфи" какую-то роль при выборе этого места VIP-персонами, я же чувствую себя в подобной атмосфере как нельзя лучше. Из всех времён года я больше всего люблю осень, патина куда милее мне, чем сияние новизны, a постклассические эпохи я предпочитаю классическим. Когда проходит золотой век, наступает век серебряный, и жизнь становится намного уютнее, чем была на пике героических свершений. Если бы я был французом, то определённо предпочитал бы Вторую империю Первой, а belle epoque - им обеим.
Прекрасная эпоха во Франции, Серебряный век в России, венский сецессион в Австро-Венгрии - это время, которое я склонен считать самым подходящим для себя во всей истории человечества (по крайней мере эстетически). Вот куда-то в ту эпоху и переносит своих гостей ресторан "Пальфи".
Не перепутайте! Среди этих людей, ужинающих под потретом Пушкина в "Пальфи", тоже нет юзера Богемика. Это американская поп-звезда Анастейша и её друзья.
Попасть в "Пальфи" можно двумя путями: либо пройти через старинные ворота и подняться наверх по монументальной лестнице (лепнина, зеркала, патина), на которой вам встретятся несколько студентов консерватории и, возможно, их старенький профессор, либо воспользоваться деревянной лестницей, ведущей на террасу ресторана из дворика, расположенного между дворцом Пальфи и Малым Фюрстенбергским дворцом.
Сезон заканчивается, и скоро терраса закроется. Но я ещё застал один из дней, когда при выборе между салоном и террасой есть смысл предпочесть террасу - вид на Коловратские сады того стоит.
Беседки на заднем плане относятся к Коловратским садам, а красная черепица справа покрывает Фюрстенбергский дворец
Персонал в "Пальфи" отменно вышколен, меню способно удовлетворить самый взыскательный вкус, карта вин составлена так, чтобы послужить гостям с самыми разными возможностями. Например, в "Пальфи" подают шампанское по цене от 130 крон за бокал до 22 000 крон за бутылку.
И тут мы переходим к самому интересному. Я не стал бы описывать в ЖЖ свой визит в ресторан, где ужинает Мадонна, звучит скрипка, а гарсоны непринуждённо переходят с одного языка на другой, если бы это удовольствие обошлось мне в неприлично высокую сумму. Однако заведение подчёркивает свою демократичность и доступность не только VIP-ам, но и самым обычным людям. Я решил проверить, действительно ли здесь может наесться досыта человек с кошельком любой толщины.
Нас было двое. Мы заказали салат из перуанского куиноа, говяжьи медальоны, шампанское, вино, минералку, кофе и десерт. Всё оказалось отменного качества, мы не нашли, к чему придраться. Мясо было пропечено, как полагается, оставшись розовым внутри, к кофе нам подали подогретые сливки в миниатюрном молочнике, произведённое в Словакии шампанское "Пальфи" оказалось весьма недурным.
Обед обошёлся нам в полторы тысячи крон на двоих, включая чаевые. Примерно 60 € или 75 $. Много это или мало, я предоставлю судить вам - журнал читают люди из разных стран, и их представления о приемлемости цен могут существенно отличаться.
Я лишь добавлю, что кофе в "Пальфи" стоит ровно теx же 65 крон, что и в расположенном в двуxстаx или трёхстаx метрах от него убогом "Метро-кафе", которое бросится вам в глаза, если вы выйдете из метро на станции "Малостранской". Просмотреть эту забегаловку невозможно - она рассчитана на туристов и сплошь обклеена надписями на русском языке. На мой взгляд, само её существование нарушает гармонию мира, поэтому я от всего сердца советую гостям Праги: избегайте "Метро-кафе" на "Малостранской".
Надеюсь, эта информация пригодится кому-нибудь из читателей, собирающихся побывать в Праге.
Пожалуй, я всё же скажу, что мы праздновали в "Пальфи".
Двадцатилетнюю годовщину нашей свадьбы.
И поясню, какое отношение к декадансу имеет свадьба, сыгранная в 1992 году в губернском городе N. Я ровным счётом ничего не имею ни против Муслима Магомаева (это был великий певец), ни против его слушателей. Но песня "Свадьба" подошла бы для нашей свадьбы меньше всего на свете. У нас там звучали вещицы Вертинского в исполнении Гребенщикова. Ho выкладывать эти песни я не стану - для ЖЖ они были бы некоторым переборoм. K тому же, в Сети кто-то сопроводил их невозможным видеорядом, составленным из на редкость приторных картин, изображающих совсем другую эпоху.
Если бы мне пришло в голову смонтировать клип на какую-нибудь песню Вертинского, например, на "Ирэн", я использовал бы картины Густава Климта, а то и Эгона Шиле. Но это так, к слову. Никакого клипа я делать не буду, а ограничусь тем, что выложу просто Гребенщикова, без Вертинского.
У каждого времени свой декаданс. Упадок нашeй эпохи проявляется в том, что девушки танцуют одни.
Click to view
.