Недоразумение V: Наиопаснейший текст в истории

Oct 19, 2013 16:19


   Каждый слышал об акции по освобождению сверженного и арестованного Муссолини, осуществлённой эсесовцем с польской фамилией Скорцени (Скожены). Но, возможно, не все знают, что почти одновременно немцы предприняли в Италии ещё одну, куда менее успешную, спасательную операцию. В 1944 году по приказу Гиммлера, надеявшегося обрести один бесценный манускрипт, отряд СС тщательно обыскал дворец графа Балеани в Фонтендамо. Цель была ложной - артефакт находился в другом родовом гнезде графа, в Ези, а сама семья Балеани, предупреждённая неким местным фашистом, укрылась в подвалах Озимо (всё это городки в окрестностях Анконы).


  K копью Лонгина, входу в Шамбалу, НЛО Рейха и прочим аненербе-штучкам, которые, по утверждению послевоенной мифологии, сводили нацистов с ума, искомый манускрипт отношения не имел. Напротив, это было классическое античное произведение - рукопись "Германии" Корнелия Тацита. Считается, что "Германия" была утеряна во время падения Римской империи и счастливо найденa в эпоху Ренессанса. Говорят, в 20-х годах XV векa её безуспешно искал Поджо Браччолини, к деятельности которого столь неравнодушны наши новохронологи. В середине столетия во владении гуманиста Стефано Гварнери появился рукописный экземпляр этой книги, известный как Codex Herfeldensis. (Под Анконой нацисты искали другую её копию - так называемый Codex Aesinas,  обнаруженный профессором Чезаре Аннибальди в 1902 году).  Наконец, в 1470 году в Венеции вышло первое печатное издание "Германии".

Последствия её опубликования трудно переоценить. Помимо того, что от Тацита исходит бóльшая часть наших сведений о древних германцах, благодаря его книге и сама их страна обрела своё нынешнее имя (до 1470 года словo Germania было никому не известно). С учётом роли, которую произведение Тацита сыграло в формировании германизма, а также значения, придававшегося "Германии" нацистами, профессор Арнальдо Мамильяно назвал эту вещицу одним из наиболее опасных текстов в истории.

Думаю, это недоразумение. Германизм дейстительно стал одним из источников расовой идеологии. Но сам он был всего лишь побочным продуктом полемики о происхождении франков, которую на протяжении нескольких веков вели французы. "Германия" служила им не более, чем рабочим материалом.



Манускрипт, живо интересовавший нацистов в 1944 году. Переговоры о его передаче от Италии к Германии шли ещё в 1938-м, но не увенчались успехом.

Германские леса были только одним из предполагавшихся мест происхождения франков. Французы искали и находили свою историческую родину во Фрисландии, в Скандинавии, в Паннонии, на Балканском пулуострове и на берегах Азовского моря. Некоторые утверждали, что франки никогда никуда не переселялись, а были автохтонами земли галльской (в этой связи назывались различные провинции, например, Прованс). Другие возражали им, говоря, что франки сначала жили в Галлии, потом под натиском римлян ушли куда-то за Рейн, а во время великого переселения народов наконец вернулись домой (весьма любопытная комбинированная версия).

В 1705 году Готтфрид Вильгельм Лейбниц посетовал в "Эссе о происхождении франков", что занимавшиеся темой французы руководствовались скорее своими желаниями, нежели разумом. Под разумом он имел в виду стремление к установлению исторической правды. При изучении явлений романской культуры подобный прямолинейный подход бесперспективен. Разумеется, истина интересовала французов в последнюю очередь. Любые совпадения их концепций с реальностью были случайными и непреднамеренными. Однако желания здесь не при чём. Французы руководствовались своими политическими интересами и ничем иным.

По прошествии времени трудно определить мотивы, двигавшие авторами некоторых маргинальных концепций. Например, я не могу сказать, почему на рубеже XVII и  XVIII веков профессор теологии Парижского университета Дом Перизон объявил франков уроженцами Бактрии (нынешнего Афганистана), а заодно - потомками одного из Титанов греческой мифологии. Но господствовавшая точка зрения вегда стопроцентно отвечала требованиям текущей политики и была преисполнена глубокого идеологического смысла.

Долгое время преобладала версия, согласно которой франки пришли из Трои. Как и положено официальному учению великой страны, троянская теория была подкреплена многочисленными солидными источниками. Особую роль среди них играла "Хроника Фредегара", которую принято датировать VII веком. При подготовке поста я заглянул в Википедию. Мне понравились её оценки данного источника. В статье размером два с половиной абзаца сам Фредегар назван полулегендарным, а его сведения - ценными. Пожалуй, подобным образом можно охарактеризовать очень многие рукописи неясного авторства... включая "Богемские манускрипты".

Ценные сведения полулегендарного Фредегара сводились к следующему. Первым франкским королём был последний троянский царь Приам. Часть его людей переселилась на Балканы и приняла имя македонян (впоследствии они дали миру Александра Македонского). Остальным довелось увидеть гибель Трои. Выжившие троянцы разделились на две группы. Одна их ветвь поселилась во Фракии (в XVI веке французы уточнили Фредегара, выяснив, что от этой ветви происходят турки). Вторая ветвь избрала своим королём некоего Франкиона и ушла на Рейн. Это и были франки.



Согласно античной традиции, сына Гектора Астианакта при взятии Трои на глазах у Приама убил сын Ахилла Неоптолем. Был и другой вариант мифа, в котором Астианакта сбросил с крепостной стены Одиссей. Но французы предпочитали версию, согласно которой Астианакт выжил и стал их прародителем.

В этой концепции нет ни одной случайной буквы. Во-первых, в ней отразилось общее очарование европейцев Востоком, делавшее ориентальное происхождение весьма престижным (отыскивание собственных экзотических корней - одна из аристократических традиций, восходящих к Бургундии; в начале XVI века фламандский поэт и историк Жан Лемер де Бельж в труде "О генеалогии происходящих от троянцев принцев, особенно франков" написал, что вся европейская аристократия в давние времена пришла из Азии). Во-вторых, объявление франков, македонян и турок братскими народами лежало в русле долговременного стратегического союза Франции и Турции против Австрии и Испании (однажды в XVI веке французы в ходе войны с испанцами предоставили туркам для базирования порт Тулон, и те за один сезон увели в рабство до 10 тысяч христиан). Наконец, в-третьих, эта теория ставилa французов на один уровень с римлянами, которые тоже называли себя потомками троянцев.

В 1574 году величайший французский поэт своей эпохи Пьер де Ронсар по просьбе короля Карла IX взялся за создание национального эпоса. Эпос назывался "Франсиада" и был посвящён приключениям Франкиона, к тому времени переименованого во Франка и полностью отождествлённого с сыном Гектора Астианактом. Увы, произведение осталось незавeршённым. Но интересен его замысел. В начале эпоса Зевс собирает богов и выражает сожаление над тем, что позволил грекам уничтожить Трою.  К счастью, выжил Астианакт, он же Франк. Его предназначeние - покорить Галлию и основать Лютецию (Париж).

Объявляя  Франкиона сыном Гектора, т.е.троянским крон-принцем, французы провозглашали себя не просто наследниками Рима, нo старшими братьями римлян (ведь римляне вели род от Энея, не принадлежашего к царскому роду Трои). Французы создавали национальную мифологию, в которой римляне и их завоевание Галлии фактически отсутствовали. Mинуя Рим, oни перекидывали воображаемый мост от Трои к Парижу. Называя себя троянцами, французы говорили: "Мы старше и лучше римлян". В условиях острого противостояния с Габсбургами это означало, что достоинство королевства Французского выше достоинства Священной Римской империи.

Все эти аспекты французской идеологии детально рассмотрены Мишелем Фуко в 1975-1976 годах в цикле лекций "Il faut défendre la société". Не знаю, опубликован ли он по-русски. Опасаюсь, что нет, поэтому, если кто-нибудь попросит у меня ссылок, я, как обычно, буду не в силах ему помочь. Так что двинемся дальше и посмотрим, при каких обстоятельстах троянская теория была заменена другими концепциями.


 

Слева: Пьер де Ронсар, поддержавший троянскую теорию написанием "Франсиады". Справа: Беатус Ренанус, опровергавший троянскую теорию в "Трёх книгах о Германии"

Одним из первых против неё выступил Беатус Ренанус в 1531 году. Я опускаю аргументацию тех или иных участников дискусии о франках, да и вообще большинство диспутантов остаётся за кадром, иначе мне пришлось бы по до нового года рассказывать что-нибудь в духе "Ренанус обвинял Тритхейма в фальсификации Гунибальда, а сам цитировал Льва Диакона и Лиутпранда" и т.д. и т.п. Для наших целей вполне достаточно ознакомиться с основными тезисами крупнейших полемистов.

Настоящее имя Ренануса звучало как Беатус Бильд. По происхождению он был эльзасцем, то есть ещё одним более или менее бургундцем. Насколько я знаю, именно Ренанус первым назвал троянскую версию мифом и сформулировал тезис, согласно которому население Франции состоит из потомков покорённых галло-римлян и завоевателей-франков. Это был чрезвычайно важный этап формирования того направления мысли (я бы даже рискнул сказать - того типа мышления), который впоследствии породил расовую теорию. Однако ни у самого Ренануса, ни у других ранних германистов ещё не было ни малейшего намёка на расовое мышление. Они были движимы совсем другими мотивами.

Во Франции складывалась централизованная монархия. По выражению венецианского посла Марино Кавалли, "французы отдали в руки государя всю свою свободу". Разумеется, с утратой свободы были согласны далеко не все. Многие оказывали сопротивление, в том числе - интеллектуальное. Некоторые начали описывать вторжение франков в Галлию не как нашествие варваров на цивилизованную страну, а как акт освобождения от римской тирании. Особою остроту политической борьбе придавал религиозный раскол. В XVI веке Германия была бастионом протестантизма, а Рим - оплотом католицизма. Протестанты ссылались на Тацита и презентовали свою борьбу с католиками как полуторатысячелетний непримиримый бой свободолюбивых и чистых душой германцев против тиранических и прогнивших римлян.

В этой ситуации на сцене появился Франсуа Отман. Он учился в Швейцарии, где водил знакомство с Жаном Кальвином, а позже принял участие во французских гражданских войнах на стороне гугенотов (в армии принца Конде). В 1572 году Отману удалось выжить во время Варфоломеевской ночи и бежать в Женеву. До конца жизни он больше не рискнул пересечь французскую границу и в 1573 году написал труд своей жизни - "Франко-Галлию".

В этой книге Отман описал франков и галлов как родственные и союзные народы, которых объединяла любовь к свободе и ненависть к римской тирании. По его версии, и галлы, и франки свободно выбирали своих вождей на описанных Тацитом и Цезарем собраниях, положивших началу европейскому парламентаризму. Оказавшие коварным римлянам беспрецедентное сопротивление галлы истекли кровью и были порабощены, но несколько веков спустя братья-франки пришли и освободили их. Освободители и освобождённые  вместе свободно избрали своим королём Хильперика. Во "Франко-Галлии" сформулирована мысль, что власть принадлежит народу, а король может править только с его согласия. Эту книгу принято считать политическим манифестом гугенотов.




Слева: Франсуа Отман, автор "Франко-Галлии", сторонник германской теории. К сожалению, я не нашёл потретов, на которых он выглядел бы поживее. Справа: Жан Боден, основоположник монархизма, свободный галл. Его сохранившиеся изображения тоже оставляют желать лучшего.

Однако и противоборствовашая сторона отнюдь не страдала от недостаткa интеллектуалов. В 1529 родился Жан Боден, один из крупнейших политических мыслителей всех времён. По происхождению Боден был мещанином, и некоторые полагают, что он пришёл на свет в семье бежавших из Испании марранов. Существует и спекулятивная теория о переходе Бодена к концу жизни в иудаизм. Не подтвердить, ни опровергнуть эти версии я не могу, скажу лишь, что они появились очень поздно, в эпоху, когда стало модным находить еврейскиe корни у всех подряд.

Бодена сравнивают с Гоббсом и Монтескьё, называют вторым Макиавелли и признают основоположником монархизма. Любопытно, что республиканец Макиавелли назвал свой шедевр "Государем", а монархист Боден дал своим трудам имя "Шесть книг о республике". Европейские монархисты никогда не были сторонниками деспотии  в восточном духе. Основоположник монархизма Боден считал, что Франции необходим парламент из четырёхсот депутатов, называл благо народа нaивысшим законом и заявлял, что убийство тирана вполне оправдано (кажется, стилизация  Бодена под ветхозаветного пророка и стала поводом для спекуляций о его принадлежности к иудаизму). В 1590 году Боден выразил удовлетворение по поводу убийства Генриха III и был за это арестован (впоследствии он приветствовал переход Генриха Наваррского в католицизм и присоединился к его войскам под Лаоном).

Боден отвергал троянский миф, а во франках видел потомков выселившихся за Рейн галльских колонистов. Один живший в XVII веке историк назвал его свободным галлом.

Все три основные версии происхождения франков - троянская, германская и галльская - существовали параллельно. Тут можно сопоставить даты появления книг, в которых отстаивалась та или иная теория:

"Франко-Галлия" Франсуа Отмана - 1573;
    "Франсиада" Пьера Ронсара - 1574;
    "Шесть книг о республике" Жана Бодена -1576.

Интеллектуальные дискуссии той эпохи переплетались со спорами, которые политики вели силой оружия. Если троянская теория в долгосрочной перспективе не могла выдержать научной критики, то ранний германизм рассеялся во Франции после поражения гугенотов. Победоносная сторона не могла больше быть троянской, но вовсе не собиралась становиться германской.

В XVII веке французы предпочли быть потомками кельтов.

(продолжение следует)

.

cogito, falsificatum, manuscriptorium

Previous post Next post
Up