Вот эти слова - "скажи-ка, дядя, ведь не даром..." - имеют вполне определённый неформальный организационный смысл. дело в том, что в то время в армии нижние чины образовывали неформальные группировки, которые возглавлял "дядька", "дядя" - авторитетный солдат, обычно в возрасте. Служили тогда 25 лет и больше.
Это весьма распространённое явление при организации неформальных и полуформальных объединений устанавливать взаимодействие, копирующие родственные отношения.
При этом устанавливается степень зависимости и структура взаимоотношений.
Вот часто глава объединения выполняет роль "отца" или "матери". (Надо заметить, что у человека самодеятельное социальное творчество у женщин обычно находится в зачаточном состоянии, в отличии от , к примеру, волков и слонов, где самки являются главой стаи, а взрослые самцы уходят оттуда в самостоятельную жизнь).
Система, основанная на имитации авторитета "отца" предполагает полное патриархальное подчинение по вертикали. Пример такого неформального поведения, это объединение эаключённых в российских тюрьмах в "семьи" возглавляемые "паханом". Ну, там иначе - нельзя.
Но с другой стороны, подчинённые для "отца" это "дети", которых он ростит и о них заботится и не даёт в обиду другим.
Многие довольно эффективные организации имитируют "братские" отношения. Например - монашеские ордена и масоны. Они называют друг-друга "братьями", и обращаются друг к другу - "брат". Заметим, что здесь речь идёт о европейском понимании этого термина. Структура братских отношений вне европейского контекста может быть иной. Суть "братских" отношений состоит в возможности обратиться с ПРОСЬБОЙ к "брату", рассчитывая на бескорыстное её удоалетворение.
"Отец" же всегда формирует ТРЕБОВАНИЯ к подчинённым, но несёт при этом ответственность, хотя бы моральную.
В этом контексте "дядя", то есть брат отца или матери, мог давать только авторитетный СОВЕТ. Кстати, в о времена Бородино и Лермонтова, откуда и взята поэтическая строка, как можно вспомнить - "отцом" назван офицер-командир - "слуга царю, отец солдатам".
В России сохранилась ещё одна форма неформальных взаимоотношений. Характерная для милитаристских и милитаризованных структур. Это так называемая - "дедовщина". То есть иерархия, основанная на воображаемом авторитете "деда".
Это мерзкое явление, возникшее где-то во второй половине 1950 годов в СССР и раньше этого абсолютно не было. Те, кто прошёл войну 1941-45 не могли поверить, что армия поражена этой болезнью. Судя по всему - неизлечимой.
Реально это система издевательств тех нижних чинов, кто имеет статус "деда" (обычно это старослужащие), над новичками и всеми остальными солдатами. Издеваться - обязательно, иначе статус "деда" не находит подтверждения.
Судя по всему, эффект базируется на представлении об авторитете "деда". "Дед" выше "отца". То есть подчинятся отцу это почти рефлекторное чувство, даже сопряжённое с ужасом. Кстати, это положено в основу фрейдизма - ужас перед отцом и желание ему бессознательно смерти (эдипов комплекс).
И вот этому "отцу" ещё кто-то и выдвигает требования и приказы. Вот это и есть армейский "дед". Надо отметить, что это отлично ложиться в деградирующую милитаристскую систему - часто государство в лице офицеров потворствует этому явлению - оно создаёт псевдопорядок, который устраивает командование, часто - более чем.
Так что "дед" - это концентрация нездоровых системных тенденций, отсюда и такая уже ставшая традиционной мощь эффекта. "Дед" ПРИКАЗЫВАЕТ и не несёт никакой ответственности, более того - ему вообще всё пофиг, а ещё лучше, чтобы тем, кому приказывают стало противно.
Мечта приказываемых - получить статус "деда".
Кстати, у меня всегда было некоторое удивление - ведь это система базируется в массе, котора только вступает в жизнь - 18-20 летних, то есть человек приходит в виде вроде бы "чистого листа", но, епе оказывается, массово готов принять эту программу, или ничего не может с этим поделать (повторю, часто это насаждается командованием, явно или неявно).
Ну и вот, представьте - в России десятки миллионов человек прокачали через эту систему. Нигде никогда не было против этого массовых протестов. Борьба командования ограничивалась заведением "тетради неуставных взаимоотношений", где для отчёта по инстанциям всегда было всё в "порядке".
Справедливости ради стоит отметить, что среди азиатов в армии это не распространено, у них система "землячеств".
Навыки не прошли даром.
Можо сказать, что это стало системообразующим фактором.
Политическим.
Существующую в РФ систему можно с полным правом назвать политической "дедовщиной".
Многим это нравится.
Обычная мечта, получить статус политического "деда".
Процветают азиатские "землячества".
В этой системе невозможно никакое позитивное развитие.
И оно базируется на искалеченной ментальности начеления.
Шанс только в одном - систематизации и организации всех тех, у кого психика не искалечена. То есть тех, кто вызывает ненависть любителей "дедовщины".
При этом не надо имитировать никакие родственные отношеня.
Ну, возможно в качестве перепрограммирования для тех, кто генетически не может представить другие модели взаимодействия, разработать для них программу - "БРАТ", как это сделано у цивилизованных европейцев.