обмолвилась в ФБ про спиральную динамику и тело, надо теперь договорить подробнее.
Спиральная динамика - относительно новая и довольно модная фишка. Примыкает и практически включается в интегральный концепт Кена Уилбера. Изучается, используется и прикладывается ко многим практическим областям от личного прстигспди роста до менеджмента и политики. На мой вкус слегка простовата и претенциозна (как и любая теория "про жизнь, людей и все"), но вполне годна к употреблению (в отличие от той же не к ночи буде помянутой методологически неточной соционики).
Что это за зверь можно почитать
здесь (полезно еще и ссылками) или
здесь, или в любом другом месте, в которое заведет вас гугл.
Модель может быть весьма полезной в маркетинге и менеджменте, ну и для личного развития тоже можно. Глубиной, я бы сказала, не блещет (а может я просто не вижу:), но иногда и лужа - океан.
Это просто еще одна модель, и будучи наложенной на окружающую действительность она может дать новый ракурс известным картинам. В том числе и в аспекте взаимоотношений с телом.
Сама модель больше говорит о ценностых ориентациях и картине мира. Непосредственно телесное в ней напрямую не обсуждается, хотя, конечно, очевидно. Так что я по-простому и на пальцах.
Первые два уровня - Бежевый (автоматическое, инстинктивное мышление) и Фиолетовый (анимистичное, племенное мышление) обсуждаются нечасто. Принято считать, что в современном цивилизованном мире оно свойственно либо беспомощным детям и старикам, либо дикими голодающим туземцам. Отчасти это наверное верно. Но с другой стороны, вопрос физического выживания (или его телесно-эмоциональной проекции) стоит гораздо острее. Даже если по формальным признакам (отсутствие физической угрозы, голода и т.п.) человечество более или менее в глобальном масштабе вышло за рамки бежевого уровня, то по телесным признакам не все так просто. Бежевый уровень - это уровень травмы. Обращение к телу на этом уровне это зачастую очень сильная травматизация. Принято считать, что отношения с телом на этом уровне просты и инстинктивны. Выжил и молодец. Но правда для меня в том, что именно с этого уровня мышления, ценностей и прочего, являющегося следствием наших телесных реакций, мы строим нашу жизнь. Фиолетовый уровень, где тело либо не лично, а скорее обобществленно (с семьей, родом и т.п.), либо так же нелично мифологизировано (охвачено духами или подвластно магическим воздействиям), тоже распространен гораздо шире, чем принято говорить. Популярность Кашпировского - яркий пример проявления этих двух уровней. Люди, чувствующие себя беззащитными и решающие вопрос выживания охотно верят в магию и проч. Таких кашпировским по всему миру - тысячи. И у них полно почитателей. Огромные рынки построены на обращении к этому уровню аудитории (и этому уровню развития людей). Так что все не так просто с телесностью на этих нижних уровнях.
Для следующего уровня - Красного (эгоцентричное, силовое мышление) - тело уже начинает играть самостоятельную роль. Тело это источник силы, власти и удовольствия. Физическая агрессия, насилие, секс - все здесь. Тело становится способом манипуляции и активно используется для этого. В некотором смысле, тело и есть я. И в зависимости от того, насколько оно сильно, привлекательно, может служить для меня источником удовольствия или обеспечения статуса в группе, настолько я им и увлечен. Неважно - качаюсь или бьюсь, потому что самец, или наращиваю сиськи и худею жопой потому что самка. Сюда обращены индустрии спорта и красоты.
Интересно, что когда обращаешься к этому уровню, утверждая право на физическое существование и сепарируя отдельного индивида от тела рода (например в ходе работы с агрессией или сексуальностью), почти всегда приходится сразу обращаться к следующему уровню - Синему (традиции и правила). В отношении телесности этот уровень скорее связан с ограничениями, отрицанием и запретом на телесное. Религиозное регламентирование всего, что связано с телом, чистая вера и абсолют, духовность и традиции. Экхарт Толле и выступления религиозных экстремистов. Интересно, что в этом аспекте также могут быть положительные примеры. Восточные единоборства с их сильными традициями и правилами - вариант "положительного" отношения к телу и телесности на этом уровне.
Следующий уровень - Оранжевый (материалистическое, рациональное, ориентированное на достижения мышление). Собственно более или менее "здоровое", то есть соединяющее возможности тела и разума отношение к телу обычно присуще именно этому уровню. Я чищу зубы и хожу к дантисту для того чтобы... Я слежу за своим здоровьем и не ем всякую гадость, потому что это разумно. Я прохоже ежегодную диспансеризацию, чтобы сохранить свой ресурс - здоровье. И все эти вещи. Нормальное рациональное отношение к телу. При этом тело остается чем-то внешним и инструментальным. Тело это инструмент о котором надо заботиться. Именно эти люди начинают пользовать терапевтов и коучей не только когда припрет (бежевый), а потому что это полезно. И именно они находят наибольший смысл и пользу во всякой embodiment и соматической работе: я чувствую себя лучше, у меня больше сил и энергии и т.п.
Если же им начинает хотеться не только пользы но и более глубокого ощущения жизни, счастья личного и для всего мира, то они плавно переползают на следующий - Зеленый уровень. Именно на нем возникает ощущение связности с другими людьми и с окружающей средой, стремление объединить тело и разум не для и потому что (оранжевый), а потому что оно и начинает ощущаться единым. Соматика обретает не только пользу но и личный смысл. Это частые гости всяких развивающих телесных практик (и их может быть поровну с красными например на 5 ритмах).
Дальше есть еще два уровня. интегральных по сути, желтый и бирюзовый. Там уже тело и разум едины, и мой bodymind связан с твоим bodymind'ом и шире по людям и географии и глубже в глубь веков и т.п. и т.д. Такой вот тип мышления и такая вот картина мира, которая таки прорезается иногда кое-где у некоторых людей или групп. Предполагается, что те кто интегральными телесными практиками занимается профессионально где-то здесь тусят. Не знаю, хотелось бы, но искренне сомневаюсь:).
Что для меня здесь оказывается важным кроме как приложения этой модели к маркетингу:).
Что последующий уровень интегрирует в себя предыдущие. Если бы я говорила об этом в терминах этапов развития и решения задач (как принято в психоаналитической модели, например), я бы сказала, что можно попуститься насчет последующих уровней, пока не освоены предыдущие и не решены задачи каждого из этапов. Более "высокие" уровни характеризуются большим разнообразием реакций, суждений и возможностей по сравнению с предыдущими. В этом смысле начиная с "зеленого" уровня можно спокойно ситуативно и экологично проявлять себя на всех предыдущих, не считая одно или другое более правильным. С точки зрения телесности, получается что можно позволять себе быть какого угодно "цвета" и быть в этом естественным (хоть морду бить, хоть растворятся в общеродовой молитве, хоть следовать строжайшим запретам, хоть включать рациональные доводы и следовать им).
Мой шок от очередного столкновения с этой моделью, случившийся при озвучивании всего это на английском, связан вот с чем.
Принято считать, что зона интегрального соматического развития начинается где-то на оранжевом уровне: там возникает интерес и некоторая потребность, связанная с переходом на следующий уровень.
Но наша реальность, я уверена, такова, что в нас тут очень силен именно бежевый уровень (уровень травмы). Да и фиолетовый имеет свои особенности (часто маскируемые по "синий" благодаря усилению православия головного мозга). И так на деле и получается. Какие бы благие намерения и задачи не приносили бизнес-клиенты, формально беря их на своем типа оранжевом уровне, чуть дотронься - зачастую вылезает животный ужас и тема выживания. Мы тут все в той или иной степени выживаюшще и выжившие но не исцеленные. И это не только в суждениях, это прежде всего в теле. И как-то мне от этого прям ужасно стало. И сразу встает вопрос о применимости и особенности применения самых разных интегральных телесных подходов туточки. И это вопрос и таки челендж.
п.с. Так как я не являюсь спецом по спиральной динамике, не ругайте меня строго за возможные вольные интерпретации.