Пятница… Как хочется сесть в самолет, поезд, или, на крайний случай, в автобус и уехать навстречу приключениям. Сегодняшний рассказ - как раз про автобусы, точнее, про лондонские автобусы. Наше первое близкое знакомство с ними произошло поздно вечером. В свой первый приезд в Лондон мы сначала пользовались исключительно метро, пока как-то раз судьба не занесла нас к приятелю, живущему в районе Walthamstow. Пришли мы под вечер, пока обсудили все новости и распили бутылочку-другую вина, было уже за полночь. Последний поезд метро уже ушел.
К счастью, рядом со станцией стояли
красные автобусы. Наш приятель быстро, как настоящий лондонец, спланировал для нас маршрут с пересадкой, который должен бы привести в итоге в нужный нам Bayswater. Он даже пообщался с водителем, выяснил, что тот немного не доезжает до остановки, где нам нужно делать пересадку и уговорил его, чтобы он довез нас до нужной точки (кажется, это был King’s Cross). Мы не очень верили в то, что такое возможно, однако, развезя всех пассажиров, красный автобус пригасил огни и довез нас до нужной станции.
Потом мы неоднократно пользовались лондонской легендой - то вскакивая в красный автобус утром, чтобы проехать пару остановок до метро, то осматривая с верхней площадки романтически-дождливый город. И сегодня для нас, как и для многих других гостей и жителей Лондона, красные автобусы - неотъемлемая часть Лондона.
Первые автобусы появились в Лондоне в 1902 году. Их начала использовать London General Omnibus Company, которая с 1855 года возила лондонцев на омнибусах, запряженных лошадками. Некоторое время бензиновые моторы конкурировали с лошадиными силами. Но 25 октября 1911 года (скоро юбилей!) последний омнибус, влекомый лошадками, прошел по лондонским рельсам.
Начиная с 1930-х линейка красных автобусов была продолжена моделью Regent. Она была укомплектован немецким мотором Bosh, что создало определенные трудности для производителей этого автобуса, когда началась Вторая мировая война. Кстати говоря, ночной магический автобус, Knight Bus, из фильмов про Гарри Поттера, был создан именно на базе автобуса Regent III. Ему просто пристроили третий уровень (из ДАБЛдекера он стал ТРИПЛдекером) и покрасили его в фиолетовый магический цвет.
В конце 1950-х приходит время самой популярной модели красного автобуса - Routemaster (Повелитель дороги). По духу «Рутмастеры» были настоящими шестидесятниками - веселыми, открытыми, без комплексов. Они успели обрасти своеобразным фольклором и ритуалами. Например, первый ряд кресел на втором этаже традиционно считался тем же, чем последние ряды в кинотеатре - «местами для поцелуев».
Сегодня на улицах Лондона можно увидеть
красные автобусы нескольких производителей - например, популярной моделью является Alexander Dennis ALX400. Интересно, что найти в открытых статьях информацию о том, какие марки автобусов используются сегодня в Лондоне, не так-то просто. Лондонцы словно стесняются упоминать о них, храня память своему «Рутмастеру».
Одно из поэтичных описаний лондонского автобуса в литературе принадлежит, как ни странно, российскому писателю Евгению Замятину, который жил в Лондоне до Первой мировой войны.
«В утреннем, смутном, как влюбленность, тумане - Лондон бредил. Розово-молочный, зажмурясь, Лондон плыл - все равно куда. Легкие колонны друидских храмов - вчера еще заводские трубы. Воздушно-чугунные дуги виадуков: мосты с неведомого острова на неведомый остров. (…) На спине сонного слона - первого утреннего автобуса - органист Бэйли мчался в Чизик, домой. Кондукторша, матерински-бокастая, как булка (дома куча ребят), добродушно приглядывала за пассажиром: похоже, выпил, бедняга. Эка, распустил губы!» Здесь хорошо и сравнение утреннего автобуса с сонным слоном, и колоритная фигура лондонского кондуктора.
Самый эффективный способ найти нужный маршрут - это сайт Transport for London
http://tfl.gov.uk . Вводите нужные координаты и сайт выдает вам маршрут с использованием всех видов общественного транспорта. Впрочем, есть и бумажные карты, которые можно бесплатно найти на крупных транспортных станциях.
Заплатить за проезд можно и при входе, однако наиболее удобный и экономичный способ оплаты - это купить карту Oyster. Сама по себе карта - это не проездной, и не билет, а носитель информации. На карту вы можете купить Daily Travelcard или Weekly Travelcard - неограниченный проезд на день/неделю на общественном транспорте в пределах выбранной зоны. А можете просто положить какую-то сумму, которая будет списываться у вас за каждую поездку. Кстати, больше определенной суммы (3-5 фунтов, в зависимости от зоны) в день у вас не спишут, даже если по сумме стоимости поездок будет больше.
Впрочем, помимо чисто практических целей двухэтажные красные автобусы хороши и просто для того, чтобы посмотреть на Лондон глазами его жителя. Особенно, если удастся занять те самые «места для поцелуев».
Если Вас интересуют традиции и культура Великобритании, то вот еще пара статеек:
Вся правда о британских сконсах.
Подборка материалов о британских пабах.