Беларусь-57. Реставрация продолжается

Jan 18, 2020 22:23

Несмотря на то что я с головой погрузился в новую интересную работу, иногда остаётся время и для хобби. В прошлый раз я больше работал по корпусу, ну а сейчас решил сосредоточиться на шасси.



На самом деле «сейчас» растянулось почти на полгода - фотографии, которые я покажу, в основном сделаны ещё осенью.

Первым делом нужно было отмыть всё, что открылось после снятия шкалы.



Ручки регуляторов высоких и низких частот закисли на валах, но снимать их не было особой необходимости. Чтобы агрессивные чистящие средства не попали куда не надо, я использовал пакет.



Основные клавиши изначально напоминали ряд зубов, поражённых кариесом.



А вот тут пациент уже скорее здоров:



Внизу осталось небольшое потемнение, но эта часть клавиш всегда закрыта корпусом приёмника. Может быть, потом опробую на том участке перекись водорода - как раз недавно купил концентрированную.

Блок переключателей оказался сильно запылён, к тому же пыль попалась коварная - очень стойкая и какая-то маслянистая. Возможно, приёмник хранился в гараже или другом подобном месте. Обычный спирт её брал плохо, так что пришлось использовать ацетон.



Для чистки в труднодоступных местах (чёрт, не отпускают меня теперь стоматологические ассоциации) я использовал чудо техники - расщеплённую на конце бамбуковую палочку с зажатым в неё тампоном. Цена чистоты - несколько часов монотонного труда и вот такая куча грязной ваты.



Следом я решил взглянуть в «подвал» шасси. Он оказался в хорошем состоянии, и даже пыли было не слишком много.



Правда, сразу обнаружилась и неисправность - обрыв тросика:



Оказалось, что он отвечает за подстройку колебательного контура при регулировании высоких частот. Оригинальная верёвка в нескольких местах истлела, но я нашёл в запасах аналогичную.



Некоторое время пришлось поломать голову над схемой, чтобы понять, в какую сторону должен двигаться тросик при подъёме высоких частот.



Изначально тросик был зафиксирован краской, но время показало её нестойкость. Новую верёвку я закрепил прочным клеем ПВА. Наверное, потом его можно будет и покрасить сверху, для аутентичности.

Делай раз:



Делай два:



Общий вид после ремонта:



В процессе исправления этой поломки обнаружился ещё один дефект, на сей раз вызванный не временем, а криворукостью сборщика. Двухцветный бумажный указатель регулятора низких частот был закреплён неверно, и в результате даже в максимальном положении он останавливался, не дойдя до края шкалы.



Я растворил старую краску ацетоном и подвинул его где-то на полсантиметра вправо. Впервые за шестьдесят с лишним лет индикатор стал работать правильно. Не знаю, раздражало ли его несовершенство предыдущего владельца, но меня точно бесило)

Ещё пара мелочей, влияющих на комфортность работы с приёмником. Указатель настройки в нём, как и в большинстве моделей той эпохи, представляет собой покрашенный кусок проволоки, который ездит на тросе позади шкалы. Чтобы он не скрёб по металлической подложке, его нижний конец был обмотан тканью. Она давно засохла и отвалилась, так что я сделал замену из лейкопластыря. Потом присмотрелся повнимательнее и заметил, что фактура старой и новой ткани совпадает в мельчайших подробностях.



Не удивлюсь, если это изначально и был такой же лейкопластырь. Я использовал самый кондовый отечественный - может, его до сих пор делают на том же оборудовании.

Аналогичный «демпфер» я добавил и для указателя шкалы УКВ.



Ну и в качестве завершения. Мне давно хотелось поставить на место новые ручки, но сначала нужно было освежить их вид.



Что было сделано: полировка Антицарапином (без особого энтузиазма) и придание карболиту блеска путём натирания тампоном, едва-едва смоченным в машинном масле. Так масло проникает в поры, но не задерживается на поверхности. Эту технологию я опробовал ещё на «Мире», пять лет - полёт нормальный. Результат:



Через несколько месяцев латунь потемнеет, на что я и рассчитываю. Сейчас она немного ярковата.



Единственное, что мозолит глаза на последней фотографии, - это раздербаненная магнитная антенна. Но о ней - в следующий раз.

Продолжение

Беларусь-57, реставрация, железо, музей

Previous post Next post
Up