Искореняя ересь: Уникальный бронированный штурмовик "Ил-2", часть вторая....

May 18, 2017 15:00



В прошлой части мы установили, что ни цельный противопульный несущий бронекорпус, защищающий экипаж, двигатель,и баки, вовсе, как оказалось, не был новинкой и появился за 20 с лишним лет до Ил-2, причем машины с ним выпускались серийно и достаточно массово и вовсе не были секретом. Более того, основным признаком ударного самолета-штурмовика было, как мне верно отметили, вовсе не бронирование. Дадим слово военой мысли первой половины 1930-х:

Меднис А. Тактика штурмовой авиации. - М.: Воениздат НКО СССР, 1936. Издание второе, значит первое было еще пораньше, вообще интересующимся темой прочесть полностью весьма рекомендую...

Штурмовая авиация является особым родом боевой авиации. Она действует, как правило, с бреющего полета. В этом одно из главных ее отличий от действия всех остальных родов авиации.
Наиболее мощное поражение при штурмовом ударе достигается бомбами. Разнохарактерность объектов по стойкости и разрушаемости (живая сила, технические средства борьбы, сооружения и т. д.) вызывает необходимость применения разнотипных и разнокалиберных бомб.
Применение штурмовиками различного типа и калибра бомб как наиболее мощного средства поражения ни в какой степени не уменьшает значения пулеметов в системе вооружения штурмового самолета. Пулеметы применяются штурмовиками в воздушном бою и для поражения войск противника (в частности, для подавления наземных средств ПВО).
Мощный пулеметный огонь, нанося поражение противнику, одновременно является также и надежным средством самозащиты штурмовиков. При соответствующей установке пулеметов пулеметный огонь может исключить необходимость бронирования штурмового самолета. Броня неизбежно уменьшает боевую нагрузку, скорость и маневренность самолета. Бронированный, но более пассивный и тихоходный самолет может оказаться также и более уязвимым, ибо полное покрытие жизненных частей самолета и экипажа броней, не пробиваемой при прямых попаданиях (когда линия полета пули или осколка перпендикулярна плоскости брони и рикошеты исключаются), технически невыгодно.

Типичные противники - в данном случае это сирийские друзы, 1925-й год, но по большому счету они очень типичны и подобные всадники были целью ударов самолетов 20-х от Китая и до Мексики и от Судана и до СССР....
По окончанию Первой Мировой большинство стран, прекрасно понимая нужность, а для отдельных колониальных держав и имея необходимость в ударной машине, тем не менее , бронированных самолетов не строили. Прежде всего потому, что каждый киллограмм брони съедает больше киллограмма полезной нагрузки - ведь топливо в полете вырабатывается, бомбы сбрасываются, патроны расстреливаются, облегчая самолет, а броня на нем остается и весит одинаково все время в полете "туда" и "обратно". Потому роль ударных машин и машин поля боя в большинстве военных конфликтов 20-х - 30-х годов, большинство из которых были в плане применения авиации достаточно неравномерными - т.е. одна сторона имела и активно применяла авиацию, другая же, как правило местные повстанцы, максимум стреляла по самолетам из винтовок и пулеметов, взяли на себя широко распространенные еще с ПМВ "универсалы", яркими представителями которых являются Breguet-19, Potez 25 и отечественный Р-5....Такие машины, будучи относительно простыми и дешевыми, могли в принципе решать весь спектр возникающих перед ними задач - действать как легкие бомбардировщики, атаковать тылы и колонны, вести разведку и корректировку артиллерийского огня, устанавливать связь со своими частями, даже перевозить раненых и некоторые грузы и даже драться с подобными себе....Само собой, они в ходе использования несли потери от ружейно-пулеметного огня, но данный факт воспринимался как данность войны.


Один из первых американских пикировщиков Martin BM-1.
По итогам применения авиации в ПМВ военные различных стран - первыми американцы, на основании первых попыток бомбометания с пикирования, разработали концепцую такого вида атаки, причем как с использованием пулеметного вооружения, так и бомб. При этом на основе опытов, проведенных военными, главным оружием были бомбы, а стрелковое вооружение в подобных атаках рассматривалось прежде всего как дополнительное средство подавления ответного огня противника, причем как при заходе в атаку, так и при выходе из нее - пулеметом стрелка.... Также всеми странами рассматривалась возможность нанесения ударов по наземным целям одноместными "чистыми" истребителями...Но утяжеление конструкции бронекорпусом делало атаки с пикирования практически невозможными. Да и для одномоторного легкого горизонтального бомбардировщика бронирование "съедало" характеристики настолько, что зачастую делало подобную машину бессмысленной - она с трудом таскала бы свой бронекорпус....


Колонна снабжения после бомбо-штурмового удара.... Война Чако.
И тут произошел военный конфликт, в котором обе стороны, что было необычно, применяли авиацию, причем весьма эффективно - для атак на транспортные колонны грузовиков, которые перевозили все необходимое, от которых критично зависели зачастую войска даже в вопросе подвоза питьевой воды.... Этой войной стала Война Чако...


Доктор Carlos de Sanctis лупит из винтовки по атакующему его госпиталь боливийскому аэроплану....Есть у меня его дневник....
Самолеты обеих сторон наносили удары как по войскам, артбатареям, укреплениям, так и по тылам и аэродромам противника....



Слева - парагвайская спарка зенитных Мадсенов, возможно снятая с выбывшей машины турельная установка.... Справа - боливийский пулеметчик ведет зенитный огонь из ZBT-26 на специальном зенитном станке...
Более того, в определенные моменты авиация выручала наземные войска, как сбрасывая провизию и боеприпасы окруженцам, так и прикрывая ударами отход частей...


Боливийский зенитный расчет, претендующий на сбитие парагвайского Потеза...
И в этом конфликте впервые проявили себя как крайне эффективное зенитное оружие системы, не успевшие на Великую Войну - 20-мм автоматические скорострельные пушки Беккер-Семаг.... Более того, боливийцами кроме таких вот легких установок для обороны военных объектов применялись спареные стационарные установки. Парагвайцы пользовались ими же, но уже трофейными. Пулеметы винтовочного калибра и даже такие вот 20-мм автоматы ставили в кузова грузовиков для прикрытия колонн....



ТШ -2...
Нельзя сказать что СССР в эти годы был уж так глуп и дремуч, и не имел представления о тех же 20-мм и 37-мм скорострельных пушках. Строго наоборот - еще в период советско-германского сотрудничества были получены образцы, техдокументация и даже лицензии на производство германских 20-мм и 37-мм систем. Именно тех, которые после известного совершенствования стали грозой советской и не только низковысотной авиации в ВМВ. Но не осилили. Причины этого не являются темой данного разбора, но важно принять во внимание, что о подобных системах и их возможностях в СССР были в курсе. Тем не менее именно в эти годы начинается разработка двух советских бронированных штурмовиков, одного за другим - ТШ-1/2 и ТШ-3.


ТШ-3.. Фото толкового нет.

Фактически грубо говоря первый был такой Р-5 с бронекоробкой. Его носовая часть выполнялась в виде бронекоробки, в которой размещался двигатель, водо- и маслорадиаторы, бензобаки, кабины летчика и стрелка. Бронекоробка собиралась из отдельных плоских или гнутых кусков брони, что придавало самолету угловатый вид, ухудшающий его аэродинамику. Все это затрудняло полное включение брони в силовую схему самолета и увеличивало его массу. Вооружение было усилено, к шести пулеметам добавили еще два. Первый опытный штурмовик ТШ-1 с двигателем М-17 был готов в начале 1931 г. В январе начались его летные испытания, которые выявили некоторые трудности в системе охлаждения двигателя. Многие замечания к конструкции ТШ-1 учли при постройке более совершенного его варианта ТШ-2 с двигателем БМВ-VI. Испытания самолетов выявили относительно невысокие летные данные - максимальная скорость не превышала 215 км/ч. Большая масса брони ограничивала боевые возможности этих штурмовиков: они оснащались только стрелковым вооружением, бомбового вооружения не имели. Всего было выпущено одиннадцать ТШ-2.

Но на этом все не закончилось - в конце 1933 года самолет-моноплан-низкоплан с подкосами, был построен и получил название ТШ-З (тяжелый штурмовик-третий).
Самолет нес в крыльях две батареи по пять пулеметов ШКАС, одним пулемет ДА у стрелка и 250 кг бомб (в трех отсеках по б осколочных бомб на каждой стороне крыла, между лонжеронами). Крупные авиабомбы, выливные и химические авиаприборы подвешивались к балочным держателям,введенных в конструкцию крыла. Максимальная нагрузка составляла 400 кг. Бронезащита ТШ-3 была такой же, как и у его предшественников - бронекоробка из плоских кусков гомогенной брони, соединенных 6-мм болтами на дюралюминиевых угольниках. Передний броневой лист - 8 мм, низ, борта и задняя стенка - 6 мм, верх, кроме мотора, который сверху не бронировался, - 5 мм. Внизу выдвижной сотовый радиатор, закрытый 6-мм броней. Во время атаки радиатор полностью задвигался в фюзеляж, а охлаждение мотора осуществлялось через "бронесовок" (внизу за винтом) и щель за радиатором с пластинками жалюзи. Общая масса брони составляла 576 кг.
Неудачи всех попыток создать специальный бронированный штурмовик в этот период обуславливались, как не трудно видеть, главным образом отсутствием мощных моторов, а также брони и других конструкционных материалов с высокими удельными весовыми и прочностными характеристиками. В результате все без исключения опытные штурмовики имели низкую тяговооруженность. Кроме того, практически так и не удалось решить проблему надежного охлаждения моторов, помещенных в броню. Плюс там были проблемы с обзором при атаке на низких высотах. Т.к. жизнь это немножко не компьютерная аркадная игра от известного разработчика, то летали обе машины примерно как утюги.



Тут годных фото не нашел, обойдусь картинками - слева советские И-15 атакуют колонну итьальянцев под Гвадалахарой, справа - немецкий пушечный Хе-112....
Все это на фоне того, что большинство, да и не очень, развитых стран  активно усиливали свое ПВО крупнокалиберными пулеметами - Виккерс, Гочкисс, Браунинг и 20-25-мм скорострельными пушками. Подобное вооружение сводило эффект 5-мм брони вообще на нет. И тут грянула Испания. Обе стороны применяли небронированные машины для штурмовых ударов по позициям, колоннам и аэродромам друг-друга и обе несли существенные потери. Советские ударные модификации Р-5 - Р-5ССС и Р-зет, истребители И-15 и И-16, иные республиканские машины, как, пусть и в меньшей степени их противников с той стороны - немецкие и итальянские аппараты, встречал плотный огонь винтовок, ручных и станковых пулеметов, а также специализированных зенитных средств - 20-25 мм автоматических орудий на специализированных станках, позволяющих чрезвычайно быстро производить наведение на цель. При этом немцы испытали в боевых условиях пушечную машину - Хе112А, которая из своей чрезвычайно мощной, с баллистикой тяжелого противотанкового ружья, но низкоскорострельной пушки успешно смогла поражать бронецели.... Более того, многие не в курсе, а Пашолок вам не расскажет, но в Испании выяснилось, что у немцев появились бронебойные пули винтовочного калибра, пробивающие на небольших, порядка 100-150 метров, дистанциях броню танков Т-26 и БТ. Именно попыткой повысить защиту от подобных пуль стали конические башни на обоих машинах... Потому бронезащита порядка 5 мм броневой стали не могла уже рассматриваться в качестве адекватной защиты самолета, действующего на малых высотах....По результатам испанского опыта в СССР и Германии велись работы по разработки специализированых ударных или опять же "универсальных" машин, но не одна из них развитый, а тем более несущий бронекорпус не предполагала...

И вот на фоне этого Ильюшин пишет на имя И.В.Сталина, В.М.Молотова, К.Е.Ворошилова, М.М.Кагановича и Начальника ВВС КА А.Д.Локтионова докладную записку следующего содержания:
"При современной глубине обороны и организованности войск, огромной мощности их огня (который будет направлен на штурмовую авиацию) - штурмовая авиация будет нести очень крупные потери.
Наши типы штурмовиков, как строящиеся в серии, - ВУЛТИ, ХАИ-5 (констр. Неман), так и опытные -"Иванов" (конструктр. Сухой) и "Иванов" (констр. Неман) имеют большую уязвимость, так как ни одна жизненная часть этих самолетов: экипаж, мотор, маслосистема, бензосистема и бомбы - не защищена. Это может в сильной степени понизить наступательные способности нашей штурмовой авиации.
Поэтому сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика, или, иначе говоря, летавшего танка, у которого все жизненные части забронированы.
Сознавая потребность в таком самолете, мною в течение нескольких месяцев велась работа над разрешением этой трудной проблемы, результатом которой явился проект бронированного самолета-штурмовика, основные летно-боевые данные которого изложены в нижеследующей таблице.
Для осуществления этого выдающегося самолета, который неизмеримо повысит наступательные способности нашей штурмовой авиации, сделав ее могущей наносить сокрушительные удары по врагу без потерь или с очень малыми потерями с ее стороны, прошу освободить меня от должности Начальника главка, поручив мне выпустить самолет на Государственные испытания в ноябре 1938 года.
Задача создания бронированного штурмовика исключительно трудна и сопряжена с большим техническим риском, но и с энтузиазмом и полной уверенностью за успех берусь за это дело.
Сер. Ильюшин. 27.1.38."
Продолжение следует....

ПВО, искореняя ересь, Испания, ВМВ, авиация, Германия, СССР, Чако, пулемет, САСШ, история оружия, 1930-е, Великобритания

Previous post Next post
Up